Обобщение опыта Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по русскому языку


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» о. Муром Владимирской области
Обобщение опыта

Организация работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по русскому языку
Автор:
Л.И.Логинова, учитель русского языка и литературы

2017год
АННОТАЦИЯ
В данном обобщении опыта рассматриваются теоретические основы проблемы слабой успеваемости школьников, предлагается вариант рабочей программы по русскому языку со слабоуспевающими учащимися (6класс), Кроме того, среди методических материалов вы найдете в приложении к программе подборку упражнений и тестов по ведущим темам курса русского языка в 6 классе, представлены образцы документов по сопровождению слабоуспевающих учащихся и презентация с рекомендациями по организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Методические материалы данного опыта будут полезны учителям русского языка и литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы слабой успеваемости школьников
Понятие слабой успеваемости в психолого-педагогической литературе
Психологические особенности слабоуспевающих школьников
Психолого-педагогические причины слабой успеваемости школьник
Помощь слабоуспевающим школьникам
Глава 2. Рабочая программа по русскому языку со слабоуспевающими учащимися (6класс)
Глава 3. Приложение к программе
3.1 Упражнения по теме "Причастие как часть речи"
3.2 Упражнения по теме "Деепричастие как часть речи"
3.3 Упражнения по теме "Имя числительное как часть речи"
3.4 Упражнения по теме "Местоимение как часть речи"
Глава 4. Документы по сопровождению слабоуспевающих учащихся
4.1 Извещение родителей
4.2 Уведомление родителей
4.3 Приказ «Об утверждении расписания индивидуальных занятий»
4.4 Приказ «О ликвидации академической задолженности»
4.5 Аналитическая справка учителя-предметника
Презентация
Заключение
Список литературы
ВведениеОсвоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения.
Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. обучающийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.
Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. На этот факт указывают многие зарубежные и отечественные психологи.
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации (недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной. Немаловажное значение в ее решении приобретает ФГОС, в последней редакции которого постулируется общедоступность образования, его адаптивность к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, а также преемственность дошкольного и начального общего образования.
Один из известных дидактических принципов К.Д.Ушинского предписывает всесторонне изучать школьника, что является первым шагом к решению проблемы слабой успеваемости. Единомышленники К.Д.Ушинского Н.А.Корф и В.И.Водовозов указывали на необходимость помогать ученикам в их затруднениях, строить объяснение учителя на убедительных фактах.
Вопросы обучения слабоуспевающих школьников находятся в центре внимания педагогов. В отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы обучения слабоуспевающих учащихся: определение видов слабой успеваемости и поиск ее причин, выявление типов и характерных признаков слабоуспевающих.
Недостаточно раскрыты формы и методы, приводящие слабоуспевающих детей к достижению успехов в условиях совместного обучения с более сильными учащимися. Не уделяется внимание вопросам профилактики слабой успеваемости, требует более глубокой проработки проблема факторов, определяющих успешность обучения. Эти и другие вопросы могут быть решены в рамках психолого – педагогической поддержки слабоуспевающего школьника.
Актуальность проблемы слабой успеваемости в школе - недостаточная изученность многих ее аспектов и вместе с тем потребность массовой практики в научно - обоснованных рекомендациях в этой области предопределили выбор темы исследования.
Целью методической разработки является изучение вопросов психолого–педагогической поддержки слабоуспевающего школьника.
Для достижения поставленной цели был определен ряд взаимосвязанных задач:
выявить сущность явления слабой успеваемости учащихся в средней школе;
определить основные факторы слабой успеваемости школьников, разработать классификацию этих факторов;
обосновать педагогические условия осуществления коррекционной работы со слабоуспевающими школьниками;
исследовать эффективность психолого – педагогической помощи слабоуспевающего школьника.
Объектом исследования является учебная деятельность учащихся основной школы.
Предмет исследования - процесс организации коррекционной работы со слабоуспевающими школьниками.
Гипотеза исследования – систематическое проведение коррекционной работы со слабоуспевающими школьниками, создание ситуации успеха способствует повышению уровня успешности в обучении и снижению уровня слабой успеваемости.
Глава 1. Теоретические основы проблемы слабой успеваемости школьников
1.1 Понятие слабой успеваемости
Слабую успеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Под общей слабой успеваемостью подразумевается стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее.
Под трудностями учебной деятельности школьника по русскому языку можно считать:
- орфографические ошибки при хорошем знании правил;
- невнимательность и рассеянность;
- трудности в пересказе текста;
- неусидчивость;
- трудности в усвоении новых знаний;
- постоянная «грязь» в тетради;
- трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.
В большей степени указанные трудности относятся к детям с отклонениями от индивидуального оптимума учебной деятельности.
Под слабой успеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Слабая успеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, письма, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Слабая успеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Слабая успеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение слабой успеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого
Можно выделить три основных фактора успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.
Требования к учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
Методические материалы, программы и учебники раскрывают конкретное содержание каждого предмета и частично общие принципы и идеи, положенные в их основу. Психологическая и педагогическая литература разъясняет цели и задачи нового содержания, его особенности.
Система показателей успеваемости:
- делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний;
- применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;
- стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;
- активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;
- стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.
Невыполнение совокупности указанных требований характеризует слабую успеваемость школьников.
В качестве элементов слабой успеваемости мы выделили следующие недостатки учебной деятельности школьника:
не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;
не стремится получать новые знания теоретического характера;
избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
не стремится к оценке своих достижений;
не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.
Указанные черты составляют признаки понятия «слабая успеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.
Под слабой успеваемостью понимается несоответствие подготовки обучающихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).1.2 Психологические особенности слабоуспевающих школьниковДля всех слабоуспевающих школьников характерна слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.
Слабоуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания слабоуспевающие ученики имеют бессистемный, фрагментарный характер.
Низкая самоорганизация слабоуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках слабоуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин.
Первым и наиболее важным фактором становления отрицательных черт характера является нежелание учиться, отвращение слабоуспевающего ребенка к всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала, постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, лгать дома, обманывать, говорить, что «ничего не задано», а в школе - что «забыл книги дома» и т.д. К этому присоединяется следующий фактор - конфликтные отношения с учителями. Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У слабоуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.
Похожие проблемы возникают у стойко слабоуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители слабоуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей («они плохо учат»), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами.
Итак, причины слабой успеваемости ребенка в школе могут быть самые разнообразные. И необязательно предполагать главной причиной «ненормальность» ребенка или его не старательность. Порой причины слабой успеваемости могут быть обусловлены поведением окружающих, а не самого ребенка или определенная ситуация. В любом случае к вопросу слабой успеваемости надо подходить индивидуально и решать его не напором, а внимательным изучением причин и их устранением.
Таким образом, мы пришли к выводу, что психологические особенности слабоуспевающих школьников состоят в слабой самоорганизации в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.
1.3 Психолого – педагогические причины слабой успеваемости школьника
Слабая успеваемость - это одна из проблем современной школы, вызываемая разными причинами.
Одной из основных причин слабой успеваемости школьников является неготовность к обучению, которая выражается в трёх разных аспектах.
Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.
Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление;
- рациональный подход к действительности;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
- развитие моторик рук и зрительно - двигательных координаций.
Третий аспект: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:
- развитие у детей потребности в общении с другими;
- умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;
- способность справляться с ролью школьника.
Психологические причины, лежащие в основе слабой успеваемости объединяются в 2 группы:
- недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова;
- недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Для формирования полноценной учебной мотивации у школьников, необходима целенаправленная, специально-организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируется только в ходе активного усвоения учебной деятельности, а не вне её. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию слабоуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника.
Таким образом, для того, чтобы ребенок хорошо учился, т.е. не был слабоуспевающим, ему необходимо, по меньшей мере, четыре важных условия - это: отсутствие существенных недостатков умственного развития; достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня; материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей; мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.1.4 Помощь слабоуспевающим школьникам
Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать новые учебные знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умения учиться, обеспечивается тем, что УУД, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное усвоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Общение - главная составляющая любой методики. Если учитель не сумеет расположить к себе детей - не получит результатов обучения.
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:
• помощь в планировании учебной деятельности;
• дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);
• контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
При невозможности преодолеть слабую успеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и слабоуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления слабой успеваемости предлагает следующие:
1. Психолого-педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
2. Психолого-педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Психолого-педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны часто и с плохим воспитанием, то со слабоуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Одно из направлений психологической коррекции при нарушениях учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление различных ее проявлений, создание условий для ее развития.
Одна из главных задач психологической коррекции - восстановить у ребенка желание учиться. У человека существует врожденная потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при произвольном контроле».
На первый план в работе со слабоуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы со слабоуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Для предупреждения слабой успеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.
Работа со слабоуспевающими детьми может осуществляться как на уровне урока, так и вне урока (дополнительные занятия).
На уроке для слабоуспевающих учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями, рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, большое внимание уделяется работе с временными группами (предлагается выделить 3 группы: слабые; средние; сильные; на тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности), при этом переход из одной группы в другую не запрещается.
На дополнительных занятиях можно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не понял.
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты слабой успеваемости, ее причины и пути их устранения, можно сделать вывод, что:
- слабая успеваемость - это как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений;
- слабоуспевающие ученики, как правило, имеют пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков. У слабоуспевающего ученика недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения;
- преодоление слабой успеваемости осуществляется на основе изучения учащихся, анализа их деятельности и разработки типологии отстающих школьников. Основное место в психолого-педагогической литературе, посвящённой преодолению слабой успеваемости, занимает анализ и классификация её причин. Для её преодоления применяются индивидуальные задания, разделение учебных задач на отдельные этапы (шаги), особые условия опроса, дополнительные занятия.
Необходимо подавлять трудности на ранней стадии и не допускать, чтобы ребенка зачислили в ряды слабоуспевающих школьников.
Глава 2. Рабочая программа по русскому языку со слабоуспевающими учащимися (6класс)
Оглавление
1.Пояснительная записка
2.Организация работы со слабоуспевающими учениками на уроке
3.Мероприятия по предупреждению неуспеваемости обучающихся
4.План работы со слабоуспевающими учениками
5.Тематическое планирование дополнительных занятий
со слабоуспевающими учениками
6.Список литературы.
7.Отчет по работе со слабоуспевающими учениками.
Пояснительная записка
Одна из главных проблем, которые приходится решать в 6 классе, - это организация помощи слабоуспевающим учащимся.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребенка. Затруднения в обучении связаны чаще всего либо с состоянием здоровья, либо с неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, основанные на продуманной системе помощи ребенку. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.
Цель программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
- повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
-провести контрольный срез в начале года с целью выявления уровня обученности школьников
Рекомендации для учителя:
-использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
- комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем -учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
-учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
- учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей: (ФИО)
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения. Принцип построения программы: приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Организация работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, низкий уровень интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
несформированность элементарных организационных навыков
необходимость индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения
отсутствие опоры на родителей как союзников учителя - предметника
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
2. Несформированность учебных навыков.
3. Дефицит внимания в сочетании с гиперактивностью.
4. Отсутствие познавательного интереса.
5. Несформированность произвольной сферы.
6. Конфликтные отношения со сверстниками и учителями.
7. Низкий познавательный интерес
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
9. Низкая работоспособность
Как можно помочь слабоуспевающему ученику:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически развивать у учащихся общеучебные умения и навыки.
Нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию к учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физкультминутки.
Всегда помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работы со слабоуспевающими учениками:
Карточки с индивидуальными заданиями.
Задания с выбором ответа.
Карточки - тренажеры.
Творческие задания.
“карточки-конспекты”.
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)- память (вербальная, невербальная)Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять
- разумную требовательность- неиссякаемое терпение- справедливую строгость- веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, планы, алгоритмы) Учить работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применять
- опережающий метод- различные формы групповой работы- взаимоопрос, самоконтроль- конспекты-блоки по разным темам
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности

В работе со слабыми учащимися следует опираться на следующие правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
ситуация успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
разнообразные формы и жанры урока. Например:
урок-игра
урок-спектакль
урок-путешествие
урок-сказка
урок-концерт

Мероприятия
по предупреждению неуспеваемости
учащегося на_20….-20…. уч. год . (6 класс)
Мероприятие Сроки
Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей сентябрь
Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости Сентябрь-октябрь
Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?” сентябрь
Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) Каждую неделю
Дополнительные занятия с учеником (разовые):
“Правила составления плана устного ответа”
“Как правильно работать с орфограммами” В течение года
В начале уч. года
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность Систематически
Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию На каждом уроке
Работа с учеником на уроке:
в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;
при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников; На каждом уроке
организация самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,ссылка на правила и свойства, более тщательный контроль с указанием на ошибки;
при организации самостоятельной работы: выбор наиболее рациональных упражнений, а не механическое увеличение их числа, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия) На каждом уроке
Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки систематически


План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимисяМероприятия
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:
определение фактического уровня знаний детей;
выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками
Тематическое планирование
дополнительных занятий
в 6 классе по русскому языку
для слабоуспевающих учеников.
Планирование составлено на основе программы госстандарта по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Учебник под редакцией М.М Разумолвской, М, «Дрофа», 2013г
Дополнительная литература:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. М.: «Просвещение», 2009г.
Н.Г.Горашова. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. М.: «Экзамен», 2008г.
Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. М.: «Просвещение», 2009г.
№ Тема урока Час Дата
1 Орфограммы корня. 1 2 Орфограммы корня. 1 3 Правописание окончаний слов. 1 4 Правописание окончаний слов. 1 5 Слитное и раздельное написа- ние не с глаголами, существительными и прилагательными. 1 6 Части речи и члены предложения. 1 7 Правописание сложных имён прилагательных. 1 8 Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных. 1 9 Контрольный диктант 1 10 Правописание приставок при- и пре- 1 11 Правописание приставок при- и пре- 1 12 Буквы ы – и в корне после приставок 1 13 Причастный оборот 1 14 Образование причастий 1 15 Действительные и страдательные причастия 1 16 Полные и краткие причастия 1 17 Буквы н и нн в причастиях 1 18 Буквы н и нн в причастиях 1 19 Слитное и раздельное написание не с причастиями 1 20 Правописание не с разными частями речи 1 21 Контрольный диктант 1 22 Что такое деепричастие 1 23 Деепричастный оборот 1 24 Правописание не с деепричастиями 1 25 Деепричастия несовершенного и совершенного вида 1 26 Простые, сложные и составные числительные. Их правописание 1 27 Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание 1 28 Изменение порядковых числительных 1 29 Какие слова называются местоимениями 1 30 На какие разряды делятся местоимения по значению 1 31 Правописание отрицательных и неопределённых местоимений 1 32 Правописание отрицательных и неопределённых местоимений 1 33 Изложение 1 34 Систематизация и обобщение изученного 1 35 Контрольный тест 1 36 Анализ теста 1 Отчет  по работе со слабоуспевающими учениками 
Ф.И.О. ученика Причины неуспеваемости Использованы виды опроса Формы ликвидации пробелов Результат работы
       
       
       
       
Список литературы
1. Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 6 классе. М.: «Просвещение», 2009г
2.Г.А.Богданова «Тестовые задания по русскому языку» -М.: Просвещение, 2011.
3.Сборник тестовых заданий. Русский язык. 6 класс.- Интеллект-центр, 2008.
4.С.Ю.Михайлова «Ключи к орфографии»-М.: Просвещение, 2011.
С.И.Львова «Практикум по русскому языку». 6 класс. С.Ю. Михайлова.-М Просвещение, 2009.
5.Т.А.Костяева Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 6 класс. Т.А. Костяева. -М.: Просвещение, 2009
6.Л.А.Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором».Л.А. Ахременкова. -М.: Просвещение,2009
7.А.Т.Арсирий. «Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. А.Т.Арсирий; под ред. Л.П. Крысина.-М.: «Просвещение», 2007
8.Л.И. Божович. «Психологические особенности развития личности подростка». Л.И.Божович. –М.: Просвещение.1990.-127с.
9.К.Г.Юнг «О становлении личности» К.Г.Юнг.-М.:Наука, 1998. С.207-218

Глава 3. Приложение к программе
3.1 Упражнения по теме "Причастие как часть речи"
Упражнение 1.
Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Упражнение 2.
Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.
Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.
Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.
Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.
Упражнение 3.
Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.
Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Упражнение 5.
От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.
Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.
Упражнение 6.
Прочитайте текст и выполните задания.
Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Тест по теме "Причастие" 
1. В каком ряду все слова являются причастиями?
А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?
Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.
А) 2
Б) 3
В) 4
Г) 5
3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
А) закрутить — закрутивший
Б) решать — решенный
В) возвращаться — возвращающийся
Г) изучать — изучавший
4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?
А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени
Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени
В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени
Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.
5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?
В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-гдесохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.3.2 Упражнения по теме "Деепричастие как часть речи"
Упражнение 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.
 И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.
Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.
В. Солоухин
1) Какова тема и главная мысль текста?
2) Определите его стиль, докажите.
3) Какие типы речи характерны для текста?
4) Какой образ создает автор, описывая грибы?
5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу?
6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его.
7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано.
8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.
Упражнение 2.
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.
1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Упражнение 3.
От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:
Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.
С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.
Упражнение 4.
От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.
Построить, услышать, завить, растаять.
Упражнение 5.
Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
 Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
 
Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Тест по теме "Деепричастие" 
1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.
3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.
4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 5.
5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.
3.3 Упражнения по теме "Имя числительное"
Упражнение 1.
Запишите текст, определите разряд числительных.
22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
Упражнение 2.
Определить разряды числительных по значению.
1) 15 февраля 1906 года родился известный татарский поэт Муса Джалиль. 2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу. 3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы. 4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.
Упражнение 3.
Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах Составьте одно предложение с любым из числительных.
365 дней (р.)
297 карандашей (дат.)
143 посылки (пр.)
777 цветов (тв. )1945 год (тв. )2005 год (род., пр. )Упражнение 4.
Выполнить анализ текста.
Пчеловодство- интересное и полезное занятие. Настоящий пчеловод, это человек, знающий и любящий свое дело. Он борется за жизнь каждой пчелиной семьи, за каждую пчелку. Он врач и управляющий, хранитель и покровитель своих любимцев. У опытных пчеловодов пчелы делают то, что нужно пчеловоду, он управляет ими. И от того, какой он управляющий или врач, зависит жизнь и здоровье крылатых тружениц. В работе с пчелами он отдает всего себя, здесь находит моральное удовлетворение, до тонкостей изучает биологию, жизнь пчелы и пчелиной семьи.
В составе семьи бывает одна плодная матка. Несколько сотен трутней и от десяти до восьмидесяти тысяч рабочих пчел.
Матка- это самая крупная пчела в семье. Длина матки от 20 до25 миллиметров. Вес от 150 до 300 миллиграммов, За сезон одна матка откладывает от 150 до 2000 тысяч яиц, а хорошие матки могут откладывать за сутки по 2000 яиц. Живут матки до пяти лет. 
Трутни- это пчелы мужского пола. Продолжительность развития 24 дня. Длина тела 15- 17 миллиметров. Живут три- четыре месяца. Осенью все погибают.
Основная масса представлена рабочими пчелами. Свою деятельность внутри улья рабочие пчелы начинают сразу после выхода из ячеек6 чистят ячейки, кормят личинок, принимают нектар, кормят матку, строят соты, охраняют деток. Оружием для этого им служит жало.
Длина рабочей пчелы 12- 14 миллиметров, вес- 100 миллиграммов. 100 тысяч рабочих пчел весят один килограмм. За нектаром пчелы могут летать на расстояние до пяти километров. При этом на каждом километре пути расходуется около одного килограмма нектара. Поэтому располагать пасеки от основных медоносных растений далее чем на два километра не рекомендуется.
Задания по тексту:
1) О чем говорится в тексте. Определите тему текста, тип и стиль речи.
2) Выпишите числительные с относящимися к ним словами. Укажите падеж числительных.
3) Определите разряды числительных по значению и по составу.
4) Определите синтаксическую функцию числительных
5) Выполните морфологический разбор имени числительного.
Упражнение 5.
Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).
Тест по теме «Имя числительное» 
1. На какие вопросы отвечает имя числительное?
А) кто? что?
Б) какой? чей?
В) какой? сколько?
Г) что делать? что сделать?
2. Найдите словосочетание с числительным.
А) «тройка» за ответ;
Б) третий по списку;
В) утроить усилия;
Г) трёхэтажный дом;
3. Найдите собирательное числительное.
А) двадцать учеников;
Б) две десятых урожая;
В) одиннадцать экземпляров;
Г) двое очков; 
4. В каких числительных мягкий знак пишется на конце?
А) от 5 до 20; 30;
Б) от 5 до 20;
В) от 5 до 30;
Г) от 5 до 25;
5. С какими существительными не согласуется собирательное числительное?
А) двое учеников;
Б) двое учениц;
В) трое лисят;
Г) трое ножниц;
6. Найдите простое числительное.
А) двадцать пять;
Б) сорок четыре;
В) пятьсот пятьдесят семь;
Г) одиннадцать;
7. Найдите числительное с неверным окончанием.
А) в ста метрах;
Б) с девяносто литрами;
В) в сорока сочинениях;
Г) из ста лыж;
8. В каком ряду все слова являются именами числительными?
А) три пятых, полтора, семь, полуторныйБ) первый, второй, третий, который
В) много, мало, сколько, трижды
Г) двое, обе, полтораста, шестой
9. В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?
А) пятьдесят — количественное числительное, сложное
Б) сто первый — порядковое числительное, составное
В) семерых — собирательное числительное в форме мужского рода предложного падежа
Г) одному — количественное числительное в форме мужского рода единственного числа дательного падежа
10. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении числительных?
Особенно тяжелыми были для него четыре года от тысяча восемьсот шестьдесят пятого до тысяча восемьсот шестьдесят девятого, которые, может быть, стоили четырех лет каторги.
А) четыре — числительное, количественное, простое, в форме именительного падежа, входит в состав подлежащего
Б) тысяча восемьсот шестьдесят пятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
В) тысяча восемьсот шестьдесят девятого — числительное, порядковое, составное, в форме родительного падежа, мужского рода, единственного числа, входит в состав определения
Г) четырех — числительное, количественное, простое, в форме дательного падежа, входит в состав дополнения.
 
3.4 Упражнения по теме "Местоимение как часть речи"
Упражнение 1.
Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды.
С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести (………….) эти (…………….) ель и сосна вместе растут. Их (……………..) корни с малолетства сплелись, их (………………..) стволы тянулись(……….) вверх рядом к свету. Злой (……………) ветер, устроив деревьям такую (..............) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).
(М.М.Пришвин)
Упражнение 2.
Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.
Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., …….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.
Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он
Упражнение 3.
Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.
Я тебя3 отвоюю у всех земель, у всех небес,Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес,Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой,Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой,И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
У того, с которым3 Иаков стоял в ночи.
1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.
2. Выясните их синтаксическую функцию.
3. Произведите морфологический разбор указанных слов.
Тест по теме "Местоимение как часть речи"
1. Местоимение – часть речи, которая указывает:
А) на действие;
Б) на предметы, признаки и количества.
2. Какое местоимение относится к личным?
А) Они
Б) Кто.
В) Какой?
3. Для чего служат относительные местоимения?
А) для связи простых предложений в составе сложных;
Б) для выражения вопроса;
В) указывает на того, о ком говорят.
4. "Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь". Определите падеж возвратного местоимения:
А) Винительный;
Б) Творительный;
В) Родительный.
5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.
А) свой Б) собой В) мой Г) наш
6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.
А) сколько-нибудь – неопределённое
Б) ваш – личное
В) такой – указательное
Г) всякий – определительное7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?
А) тоскуешь по ним
Б) об том доме
В) у ей
Г) в скольки домах
8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Мне интересно наблюдать за играющими животными.
А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;
Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.
9. В каком ряду все слова являются местоимениями?
А) ничего, разнообразный, чей, крайний
Б) свой, собственный, чужой, никакихВ) кто-то, любой, никакой, который
Г) их, другой, по-своему, схожий
10. Сколько местоимений в предложении В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?
А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6
11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?
А) эта — указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа
Б) меня — личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа
В) никем — отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа
Г) любая — определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа
12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении «Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?
А) каждый — местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства
Б) ее — местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением
В) какой — местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением
Г) я — местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.
Глава 4. Документы по сопровождению слабоуспевающих учащихся
4.1 Извещение родителей
Уважаемые родители!
Администрация МБОУ СОШ №4 доводит до Вашего сведения, что Ваша дочь,(ФИО)
учащаяся 11 «А» класса, может быть
не допущена к итоговой аттестации в форме
единого государственного экзамена в связи с
отсутствием удовлетворительных оценок по
изучаемым предметам и большим количеством
пропусков уроков.
Сведения по успеваемости и посещаемости с … … года по ……… года представлены в данной таблице:
№ п/п Предмет Текущие оценки по предмету Всего уроков в 3 четверти Пропущено уроков в 3
1 Русский язык 2 Литература 3 Алгебра 4 Геометрия 5 История России 6 Всеобщая история 7 Обществознание 8 География 9 Биология 10 Химия 11 Физика 12 Астрономия 13 МХК 14 ОБЖ 15 Физическая культура 16 Английский язык 17 Информатика 18 Технология Заместитель директора по УВР
Ознакомлены: __________________________ ______________
(подпись) (дата)
4.2 Уведомление родителей
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
№____
от « ___» _________20___г.
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемые родители!
Администрация МБОУ СОШ №4 доводит до Вашего сведения, что Ваш ребенок, ученик(ца)__________ класса ____________________________________________________
не освоил(а) учебную программу по ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
в ______________ учебном году и переведен(а) в следующий класс условно с последующей ликвидацией академической задолженности. На основании Закона «Об образовании в РФ» ( №273-ФЗ ОТ 29.12.2012 г., часть 8 статья 58), приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам» №1342 от 13.12.2013г., Положения об условном переводе учащихся МБОУ СОШ №4 (приказ №…. от ……….г.) в МБОУ СОШ №4 с …………. по ………... в МБОУ СОШ №4 будет организован прием академической задолженности.
Директор школы
Заместитель директора по УВР
Классный руководитель _________________
С уведомлением ознакомлен(а) ______________ ______________________
(подпись) (Ф.И.О родителя, законного представителя)
Дата ознакомления_______________________
4.3 Приказ «Об утверждении расписания индивидуальных занятий»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
ПРИКАЗ
_______ г. Муром №____
«Об утверждении расписания
индивидуальных занятий»
На основании Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Положения о работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися в МБОУ СОШ №4 (приказ № …. от ………..), а также решения педагогического совета школы (протокол №… от ……………)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить расписание индивидуальных занятий с ………. по ………. с учащимися, имеющими академическую задолженность за 20…-20…. учебный год.
2. Классным руководителям довести до сведения родителей (законных представителей) учащихся, переведенных условно, расписание индивидуальных занятий.
3. Классным руководителям и учителям-предметникам вести строгий учет посещаемости занятий учащимися, переведенными условно.
4. С ……….. по …………г. учителям-предметникам сдать заместителю директора по УВР (ФИО) аналитические справки по работе с учащимися, переведенными условно, в течение …. учебной четверти.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора по УВР (ФИО)
Директор школы
4.4 Приказ «О ликвидации академической задолженности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4

ПРИКАЗ
__________ г. Муром № _______
«О ликвидации
академической задолженности»
На основании Закона РФ «Об образовании в РФ», Положения об условном переводе учащихся в МБОУ СОШ №4 (приказ №…. от ………...)
ПРИКАЗЫВАЮ:
Считать ликвидировавшим академическую задолженность по русскому языку за курс … класса 20…-20… учебного года учащимся (ФИО):
Русский язык – 3 (удовл.)
Заместителю директору ……………. ознакомить родителей учащихся с результатами ликвидации академической задолженности.
Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по УВР ……………

Директор школы
4.5 Аналитическая справка учителя-предметника
Аналитическая справка
учителя-предметника МБОУ СОШ №4 по работе со слабоуспевающим учащимся
Учитель ______________________________________ Предмет _________________________
Фамилия, имя учащегося_________________________________________ Класс_________
Неуспеваемость

четверти Текущие оценки и оценки за к/рПропуски занятий (по предмету)
по болезни необоснованные
Причины неуспеваемости

четверти Дисциплина Прилежание Выполнение домашних заданий Иное
Мероприятия по преодолению неуспеваемости в ... четверти (инд.занятия в .. четверти)
1.Посещение дополнительных занятий:

п/п Дата проведения занятий Отрабатываемые темы: Явка Отметка
1 2 3 4 5 6 7 8 2. Беседы учителя с классным руководителем
Даты бесед Основной вопрос беседы:
3.Беседы учителя с родителями
Даты бесед Основной вопрос беседы:
4. Вызов учащегося на административный совет школы, на малый педсовет
Даты вызова Причина вызова
Дата подачи отчета: « ___» ______________ 20… г. Подпись учителя ______________
Заключение
В данной работе мы рассмотрели роль учителя в выявлении причин отставания учащихся. При этом надо подчеркнуть, что выявление этих причин весьма сложно без современных средств психодиагностики. Учитель совместно с психологом, используя весь арсенал таких средств, может и должен найти способы оказания помощи слабоуспевающим, найти пути решения проблем.
По итогам проведенной работы, можно сделать вывод о том, что анализ конкретных случаев школьной слабой успеваемости и использование большого арсенала способов диагностики слабой успеваемости делает работу учителя по преодолению трудностей в обучении детей более эффективной и способствует быстрому преодолению возникших трудностей у детей.
Таким образом, можно дать рекомендации учителю по работе со слабоуспевающими учениками:
постоянная эмоциональная поддержка тех детей, которые отстают в учении и тормозят ход всего учебного процесса на уроке, включение их в школьный коллектив;
при опросе создаются специальные ситуации успеха;
в процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала;
в ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Список литературы
Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа» Утверждена президентом РФ 04.02.2010, пр. 27 // Официальный документ в образовании 2010 – № 9.
Боденко, Б.Н. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Выявление некоторых причин трудностей в учении / Б.Н. Боденко. - М., 2008.
Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович. - М. : AГП-IPСФСР, 1995.
Гельмонт, А.М. Психология. О причинах неуспеваемости и путях их преодоления/ А.М. Гельмонт. - М. : Просвещение,2004.
Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. М. : Сфера, 2000.
Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. - М. : Просвещение, 2001.
Зинченко, С.Н. Почему детям бывает трудно учиться / С.Н. Зинченко. - Киев. : 1900.
Калмыкова, З.И. Актуальные психолого – педагогические причины неуспеваемости школьников. К вопросу о взаимоотношении обучения и умственного развития школьников / З.И. Калмыкова. - Ростов-на-Дону., 2006.
Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / З.И. Калмыкова. - М. : Знание, 2002.
Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий.- М. : Просвещение, 2001.
Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику / Н.П. Локалова. - М. : Альфа, 2003.
Лусканова, И.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения / И.Г. Лускалова. - М. : Фолиум, 1999.
Лурия, АР. Проблемы преодоления неуспеваемости / А.Р. Лурия, МС. Певзнер, Г.А Власова. - М., 1999.
Магомедов, К. Работа со слабоуспевающими детьми / К. Магомедов. Махачкала. : Дагучпедгиз, 2008.
Мурачковская, Н.И. Как предупредить неуспеваемость у школьников / Н.И. Мурачковская. - Минск., 2003.
Менчинская, Н.А. Типы неуспевающих школьников / Н.А Менчинская, - М., 2000.
Нижегогродцева, Н.В., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов и родителей / Н.В Нижегородцова, В.Д. Шадриков. - М., : Владос, 2001.
Практикум по психологии / А.Н. Леонтьев; под ред. А. Н. Леонтьева. - М. : Наука, 2005.
Семеницкая, Э.Г. Нитропсихологическая диагностика и коррекция школьной слабой успеваемости / Э.Г. Семеницкая. - М., 2008.
Славина, М.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированым ученикам / М.С. Славина. - М., 2007.
Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. - М. : Педагогика, 2006.