Урок по биологии по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Комсомольский – на- Амуре судомеханический техникум»
(КГБОУ СПО СМТ)








Методическая разработка
по предмету: «Естествознание: биология»
по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»
Для профессии: «Делопроизводитель»



















г. Комсомольск – на – Амуре

2013 г

Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Комсомольский – на - Амуре судомеханический техникум»
(КГБОУ СПО СМТ)









«Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»




Методическая разработка
урока







Автор: Ежова Е.П..
____________________
____________________
Обсуждено на заседании
методической комиссии
«___»_ сентября 2013 года _












2013 г.


Тип пособия:
Название работы
Методическая разработка
«Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»







Составил
Ежова Елизавета Павловна





Рецензент-------------------------------------------------------






Краткая аннотация
Урок проводится с целью усвоения новых знаний по теме: «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье» и является заключительным в разделе «Организм. Индивидуальное развитие организма». По типу урок комбинированный, проводился с применением мультимедийной обучающей программы по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье». Вся информация, имеющаяся в этой программе изложена грамотно. Часть вопросов, задаваемых в ходе проведения урока с этическим уклоном. Урок состоит из 6 этапов, каждый из которых представляет собой логически завершенный блок.














Комсомольский – на - Амуре судомеханический техникум
Адрес: г. Комсомольск – на – Амуре
Аллея Труда, 10

Содержание:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Описание урока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .








































Введение

Урок проводился на группе учащихся второго курса обучающихся по профессии « Делопроизводитель». Урок является заключительным в теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма» . Он проводился с использованием мультимедийной обучающей программы по теме ««Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье». Часть вопросов, задаваемых в ходе проведения урока с этическим уклоном.
Цель урока усвоение новых знаний по теме закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «: «Индивидуальное развитие организмов» . Для формирования цели урока использовались следующие средства обучения : наглядные пособия, слайды -иллюстрации, видеофрагменты .
В ходе урока проходила следующая смена деятельности: работа с карточками, составление таблицы, работа с образцами, просмотр видеофрагментов, ответы на вопросы теста, самопроверка.
В результате проведения данного урока были достигнуты поставленные цели, что позволит учащимся понять значимость репродуктивного здоровья, как для человека, так и для общества. Все полученные знания им пригодятся для сохранения собственного репродуктивного здоровья.









Раздел: Организм. Индивидуальное развитие организмов.

Тема урока: Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:
Обучающая: Создать условия для получения учащимися новых и актуализации имеющихся знаний об индивидуальном развитии человека.
Развивающая: Развивать умения находить причинно-следственную зависимость между здоровьем и условиями развития человека;
Мотивационная: Побудить интерес к изучению предмета.
Задачи:
Сформировать понятие онтогенез человека и его периоды,
Выявить последствия влияния на развитие зародыша алкоголя, наркотиков, никотина, вирусных заболеваний
Выявить моральную и физическую стороны аборта.
Методы и приемы:
-по типу познавательной деятельности: проблемное изложение материала
-метод изучения – объяснительно-побуждающий
-метод стимулирования и мотивации долга и ответственности за здоровье человека
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока: знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, вреда наносимого организму абортом.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа проектор.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка целей (мотивация)
Учитель: СЛАЙД 1 Тема урока – «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».
Согласно опросу, проведённому на классном часу - 60 % учащихся вашей группы планируют в своей будущей семье иметь 2 детей, 30 % - одного, 10 % -3-х.
Значит тема сегодняшнего урока важна для всех вас.
СЛАЙД 2. Целью нашего урока является использование приобретенных знаний для профилактики собственного репродуктивного здоровья. Для этого мы рассмотрим эмбриональное развитие человека и сформулируем правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство.
Проверка домашнего задания.
Начнем с повторения
Учитель: 1.Вспомним определение Онтогенез (Индивидуальное развитие организма)
Ученик: Онтогенез - индивидуальное развитие особи, вся совокупность ее преобразований от зарождения до конца жизни. СЛАЙД 3
Учитель: 2. На какие 2 периода делится индивидуальное развитие.
Ученик: Эмбриональный и постэмбриональный
Учитель: Когда начинается и заканчивается эмбриональный период?
Ученик: С момента оплодотворения до выхода из зародышевых оболочек или рождения.
Учитель: Что такое оплодотворение?
Ученик: это процесс слияния двух половых клеток, сопровождающийся объединением их генетического материала. СЛАЙД 4
Учитель: Какой набор хромосом содержат половые клетки.
Ученик: гаплоидный (т.е. по 23)
Учитель: Как называется клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения?
Ученик: Зигота
Учитель: Сколько хромосом содержит зигота?
Ученик: диплоидный набор (46 хромосом)
Ученик: Повторим этапы эмбрионального развития организма.
Учитель: Я вам буду показывать картинку – вы называете этап. СЛАЙД 5
Ученик: 1. Дробление – стадия деления зиготы.
Учитель: Какой набор хромосом содержат дочерние клетки в стадии дробления зиготы?
Ученик: 46
Учитель: Как называется такой процесс деления клетки
Ученик: Митоз
Учитель: Продолжаем рассматривать этапы эмбрионального развития СЛАЙД 6
Ученик: 2. Образование бластулы (образование однослойного пузырька)
СЛАЙД 7
Ученик: 3. Гаструла – этап формирования зародышевых листков: эктодермы, энтодермы, мезодермы.
Учитель: Какие органы образуются из энто-экзо и мезодермы?
Ученик: Из эктодермы образуется кожа, волосы, ногти. Из энтодермы – внутренние органы. Их мезодермы – мускулатура.
СЛАЙД 8
Ученик: 4. Нейрула. Она начинается с образования комплекса осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.
Учитель: Как называется этап формирования органов?
Ученик: Органогенез
Учитель: Когда начинается и заканчивается постэмбриональный период?
Ученик: От рождения или выхода из зародышевых оболочек до смерти.
Объяснение нового материала
Учитель: СЛАЙД 9 Итак, т.е. онтогенез человека как и другого организма делится на 2 периода – эмбриональный и постэмбриональный.
Рассмотрим с вами эмбриональный период человека.Сколько месяцев (недель дней) он длиться?
Ученик: 9 месяцев
Учитель: Весь эмбриональный период делится на 3 этапа. СЛАЙД 10

Этап эмбрионального периода
Продолжительность
Процессы






Перепишите таблицу и оставьте место, чтобы дописать столбец «Процессы». Сейчас мы посмотрим видеоматериалы как происходит оплодотворение и внутриутробное развитие человека, чтобы вы наглядно увидели этапы эмбрионального развития, а потом на основании учебника вы заполните до конца таблицу, т.е. выпишите основные процессы, происходящие в тот или иной период.
Комментарий:
Во время полового акта во влагалище женщины попадает более 200 млн сперматозоидов. Такое огромное количество мужских клеток необходимо, чтобы повысить вероятность оплодотворения, а во-вторых, чтобы сформировать особую химическую среду, способствующему успешному слиянию гамет. Среда влагалища является губительной для сперматозоидов в силу повышенной кислотности (pH около 4). Спустя два часа после эякуляции большая часть сперматозоидов погибает во влагалище, но часть подвижных сперматозоидов проникает в шейку матки и далее в матку. Непосредствено опродотворение происходит в яйцеводах, куда добирается лишь несколько тысяч сперматозоидов из всей массы.
Для осуществления слияния с яйцеклеткой сперматозоид должен преодолеть две оболочки: 1) лучистый венец , 2) блестящую оболочку.
Оплодотворенная яйцеклетка (Зигота) продвигается по яйцеводам в направлении к матке. Через 30 чесов зародыш состоит из 2 клеток, через 40 часов – из четырех. В результате многократных делений формируется плотный шар.
На 4-е сутки зародыш человека превращается в бластулу – однослойный пузырек. На 5-6 сутки бластула достигает матки и внедряется в ее стенку.
И наступает зародышевый этап. Внешние клетки впоследствии образуют плаценту. Внутренние клетки разделяются на 3 зародышевых листа и дадут начало различным органам и тканям. 3-4 неделя. Ворсинки внешних клеток эмбриона соединяются с кровеносными сосудами матери и образуют пуповину. Эмбрион начинает обособляться от зародышевых оболочек, образуются зачатки мышц, скелета и нервной системы.
8 недель.
Большинство органов уже сформировано и в дальнейшем происходит только их рост. Происходит разделение пальцевых фаланг. Активно развиваются кости и суставы. Формируются ушные раковины и лицо, зародыш окружён водной оболочкой (амнионом).
18 неделя
Беременная чувствует движение плода, слышно биение сердца, кожа покрыта тончайшими волосками (особенно в области бровей и ресниц). Длина плода 190 мм. Масса 180 г.
23 неделя.
Появляются волосы на голове. Длина плода 300 мм, масса 450г. Появляется способность к сновидениям. Впервые наблюдается фаза быстрого сна, определяемая по движению глаз.
32 недели.
Появляется возможность фокусировать глаз во всех направлениях и визуальное внимание. При создании условий плод может выжить. Длина 450мм, масса 2300г.
40 недель.
Вследствие отложения подкожного жира тело становится округлым, грудь выпуклая. Кожа бледно-розового цвета, длина волос 2 см, ногти доходят до кончиков пальцев. Длина плода 500мм, масса 3250г.
Начальный (1-я неделя).
Процесс оплодотворения происходит в маточной трубе.
К концу первых суток после оплодотворения начинается дробление зиготы.
На 4-е сутки зародыш превращается в бластулу.
На 7-е сутки зародыш прикрепляется к стенке матки и начинает получать питательные вещества и кислород из крови матери.

Зародышевый, длится первые два лунных месяца (2-8-я недели).
В начале периода происходит образование гаструлы. Внешние клетки впоследствии образуют плаценту. Внутренние клетки разделяются на 3 зародышевых листа и дадут начало различным органам и тканям. На 4-ой неделе развития происходит смыкание нервной трубки, закладка основных органов и формирование плаценты. Как называется этот процесс?
Плодный, с девятой недели до рождения. Дифференцировка систем органов.
Учитель: Чем заканчивается эмбриональный период??
Ученик: Рождением ребенка!!
Учитель: С этого момента начинается постэмбриональный период. Когда он заканчивается?
Ученик: смертью
Учитель: СЛАЙД 11 в постэмбриональном периоде также выделяется 3 периода: дорепродуктивный, период зрелости (репродуктивный) и период старения пострепродуктивный.
Человек – существо биосоциальное. Большую роль в том, каким ребёнок вырастет, играет процесс воспитания, социальные условия, среда, в которой он развивается.
Наша задача сегодня сформулировать правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство. То есть тема дальнейшего разговора – репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.
Как вы думаете какие факторы отрицательно влияют на репродуктивное здоровье и вынашивание плода?
Учитель: Курение, наркомания, алкоголь, вирусные инфекции.
СЛАЙД 12. Все вредные факторы разделяются на физические, химические и биологические.
(сообщения учащихся) СЛАЙД 13,14,15, 16 (алкоголь, табак, наркотики, инфекции)
Формулировка выводов как алкоголь, курение, наркотики и вирусные инфекции влияют на развитие плода и на репродуктивное здоровье. 17, 18, 19, 20.
Но есть еще один фактор который влияет на репродуктивное здоровье женского организма. О нем вы узнаете из стихотворения. СЛАЙД 21

Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать –
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
И, может быть, никто другой, а этот,
Чья жизнь уже на ниточке висит
Окажется ученым иль поэтом,
И целый мир о нем заговорит.

О каком факторе, влияющем на здоровье репродуктивной системы женщины шла речь?
Ученик: Аборт
Учитель: Прекрасно когда ребенок появляется на свет. Но бывают случаи, когда женщина или девушка становятся перед выбором дать жизнь уже зародившемуся в ее теле будущему человеку или нет.
Самая большая ценность на земле – человек. Самая большая тайна и самое большое чудо – его рождение. И многие добровольно лишают себя этого чуда и лишают жизни маленького человечка, у которого уже бьется сердце.
Давайте послушаем строки из дневника не рождённого ребенка. (Просмотр видео)
СЛАЙД 22. Последствия аборта: (сделаем вывод)
СЛАЙД 23 Если ты не уверена в своем партнере, если не собираешься рожать ребенка до окончания учёбы, то может быть стоит задуматься, как правильно предохраняться и стоит ли вообще доверять человеку, в котором не уверена на 100 %.
СЛАЙД 24 Памятка
Учитель: Как вы думаете, а питание и физические нагрузки влияют на репродуктивное здоровье?
Растительная пища очень полезна, но не вместо животной. Существует ли нижняя граница веса? Девочка – подросток, вступающая в период полового созревания, не должна иметь массу тела менее 45 кг. Дело в том, что при меньшей массе тела не начинается менструация, а если девушка резко худеет позже, менструальные циклы могут прекратиться. Об этом должны знать не только девушки, но и юноши. Иногда категоричное «худей» из уст любимого человека воспринимается как руководство к действию и приводит к печальным последствиям. Избыточная масса тела тоже не признак здоровья. Например, ожирение у мужчин ведёт к уменьшению половых гормонов.
При занятиях физкультурой повышается устойчивость организма к охлаждению, перегреванию, инфекция. Главное – не переусердствовать. Для нормального вынашивания беременности и благополучных родов необходимы гибкость позвоночника и сильный брюшной пресс, но не «каменный». Слишком твёрдые мышцы живота создают сопротивление растущей матке, что приводит к различным осложнениям беременности и быстрым родам. Очень вредно для наращивания мышечной массы использовать анаболические средства.
7. Закрепление знаний:
СЛАЙД 25. На состояние репродуктивной сферы влияет состояние всего организма. И для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья необходимы те же условия, что и для сохранения и укрепления здоровья в целом. Какие?

· 1.Сбалансированное питание, стабильная масса тела, гармоничное развитие мускулатуры.

· 2. Отказ от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и абортов.

· 3.Экологически-безопасная окружающая среда.
6. Домашнее задание
Параграф 3.9. Охарактеризовать этапы постэмбрионального периода человека. Нарисовать каким вы представляете ребенка от матери-наркоманки (курящей, алкоголички).
Кроссворд - закрепление
И завершит наш урок стихотворение:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая красивая из женщин –
Женщина с ребенком на руках.






















Приложение №1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





























Литература:

Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 368 с. : ил.
Биология: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования /В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский цент «Академия», 2011 – 320 с.
Биология. 10-11 классы (базовый уровень): методическое пособие: среднее (полное) общее образование / А.П. Пуговкин, П.М. Скворцов, Н.А. Пуговкина. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://beautyfamily.ru/pregnancy/rodi/305-vnutriutrobnoe-razvitie-ploda-rebenka-po-nedelyam.html