Открытый урок в 4 классе по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.


Открытый урок по теме: «Чего не выразишь словами? Как сложили песню»
Автор: Фирсова Виктория Анатольевна
Цель урока: На примере музыкальных произведений русского композитора выявить взаимосвязь с народной музыкой, почувствовать красоту и многогранность вокальной музыки.
Задачи:Образовательная – закрепить знания о композиторе, познакомиться с новыми музыкальными произведениями, вспомнить народные песни.Воспитательная – воспитать любовь к родному краю, русским композиторам и русской музыке.Развивающая – развить эстетические вкусы обучающихся; интонирование, музыкальный слух, побудить детей к активному исполнительству. На уроке ребята знакомились с произведениями мировой классики, такими как: «Вокализ», концерт для фортепиано с оркестром №3 Сергея Васильевича Рахманинова. Музыку великого классика сравнивали с русской народной песней. Узнали, как на Руси зародилась песня и почему русские композиторы используют интонации народной музыки? Дети высказывали свои чувства, говорили о характере музыки, исполняли фрагменты музыкальных произведений. Ребята узнали, что шедевры музыкальной культуры одухотворяют человека, возвышают и облагораживают его. Свою любовь к России дети выразили с помощью «Песни о России» В. Локтева, которую исполнили в конце урока. Учащиеся, а также все присутствующие получили удовольствие и хорошие впечатления.
Ход урока:
-Здравствуйте ребята. Сегодня урок необычный, присутствует много гостей, и я надеюсь, что урок всем понравится.-Сейчас я включу фрагмент музыкального произведения, вы вспомните название и композитора.Звучит Концерт Рахманинова №3 для фортепиано с оркестром.-Вспомним творчество Сергея Васильевича Рахманинова. Кем был композитор?-Правильно, композиторская деятельность была основой его жизни. Как пианист Рахманинов стоял в одном ряду с Ант. Рубинштейном и Фер. Листом. Как дирижёр – руководил Московской частной русской оперой Мамонтова, затем был дирижёром Большого театра. А вот некоторые интересные факты из жизни…………..-Почему уехал Сергей Васильевич из России в 1917 году? ( революция, репрессии, гонения)-Где выступал, где жил последние годы? Будучи на чужбине, как относился к Родине?-Тема любви к родной стране прослеживается в творчестве композитора.-Сейчас пропоём основную мелодию концерта на слог «на», скажите, какая по характеру эта мелодия? (грустная, протяжная, неторопливая, плавная, лирическая)-Давайте споем тему с придуманными, на прошлом уроке, словами. (слова на доске)-Значит, мелодия ещё и певучая, напевная, песенная! Рахманинов заставил фортепиано петь!-Какие чувства Рахманинова выражает эта мелодия? (любви и тоски к Родине)-По выражению русского поэта Александра Блока: «тема Третьего концерта является лирической «темой о России»-Конечно, любовь к Родине, вот что помогало Сергею Васильевичу Рахманинову в творчестве. «Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка», писал композитор.-Современники Рахманинова предполагали, что в Третьем концерте для фортепиано с оркестром он использовал народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. «Первая тема моего концерта — ни из народных, ни из церковных источников не заимствована. Просто так написалось! Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как её поют певцы...» Рахманинов заставил фортепиано петь.-Ещё одно произведение С. В. Рахманинова мы сегодня услышим, посвящено великой русской певице А Неждановой. Какие чувства вызовет у вас эта музыка, что вы под неё представите? (Закрыли глаза, приготовились к слушанию музыки)Звучит (Вокализ) (Дети — печали, светлой грусти, радости, возвышенности, красоты......)-Какой голос исполняет это произведение. (Высокий, женский — сопрано)-Сколько чувств передаёт эта музыка, сколько оттенков! Можно прочувствовать разные этапы жизни человека: от радости до горя, А я представила себя парящей среди облаков. Очень светло, тепло, одухотворённо. Эти все чувства не выразишь словами! Эта музыка помогает раскрыть внутренний мир человека, возвысить его, духовно обогатить.-Скажите, это песня? Произведение для пения без слов называется вокализом.-А теперь сравним основную мелодию концерта, вокализа и народной песни. Что общего? О Моё исполнение. (Дети — плавность, распевность, душевность, общие интонации, минорный лад)-Конечно, русские композиторы сочиняли музыку, близкую народным мелодиям, песням! А как сложили песню? Я прочитаю фрагмент рассказа Максима Горького........(видео)-Вы услышали проговаривание слов на распев. Это и есть декламация. Отсюда рождается речитатив. Помните, мы встречались в операх.-Давайте рассмотрим картину Петрова-Водкина «Полдень» Какие события жизни изображены? (Важные события — радостные, обыденные. Печальные)-Какой музыкой можно озвучить разные моменты жизни русского человека? Это музыка созданная композитором или народом? ( песни: в одном случае — колыбельные, величальные, пестушки, потешки; в другом моменте могут звучать трудовые песни, а здесь — песни-плачи, песни-причитания)-Звучит «Плач по сыну»-Песня сопровождала русского человека на протяжении всей жизни. -Во втором классе мы знакомились с колыбельными песнями, вспомним их. (названия, пение)-С давних времён человек выражал свои мысли, чувства, настроения с помощью песни. А какая, нами изученная на прошлом уроке, песня рассказывает о красоте родного края, о России? («Песня о России»)-Давайте повторим слова. Исполним эту песню стоя.Подведём итоги нашего урока. Какие произведения мы сегодня слушали? Музыка русских композиторов сходна с русской народной песней. Произведения великого классика С.В. Рахманинова одухотворяют человека, возвышают и облагораживают его.-Спасибо за работу на уроке, я надеюсь, что урок принёс всем много удовольствия