КИМ ЕГЭ, тема «Биология как наука. Методы научного познания».


Контрольно измерительный материал по биологии по теме «Биология как наука. Методы научного познания»,11 класс, учитель биологии МАОУ «СОШ №4» г. Миасса, Челябинской области Габитова Валентина Владимировна.
1

Рассмотрите предложенную схему структуры научного познания. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
Структура научного исследования
Объяснение гипотеза

Результаты отвергается принимается

Эксперимент корректируется

Рабочая гипотеза теория

Качественные количественные

Наблюдения ?

факты
Ответ: _________
2
Ниже приведен перечень методов генетики. Все они, кроме двух, относятся к методам генетики человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
близнецовый
генеалогический
цитогенетический
гибридологический
индивидуального отбора
Ответ:
3
В ДНК на долю нуклеотидов с цитозином приходится 34%. Определите процентное содержание нуклеотидов с аденином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:__________
4
Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух, используются в биотехнологии. Найдите два метода, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
метод рекомбинантных плазмидсоматическая гибридизация
выращивание клеток и тканей на питательных средах
межвидовая гибридизация растений
испытание производителя по потомству
Ответ:
5
Установите соответствие между процессом и функцией живого: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) отложение кальция в раковинах моллюсков
Б) участие углекислого газа для синтеза глюкозы
В) превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями
Г) накопление фосфора в эмали зубов человека
Д) клеточное дыхание
Е) получение энергии для хемосинтеза
ФУНКЦИЯ ЖИВОГО
концентрационная
окислительно-восстановительная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е
6

Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Ответ:_________
7
Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в эволюционной теории. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
идиоадаптация
дивергенция
дигетерозиготаароморфоз
гибридизация
Ответ:
8
Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится.
Уровень организации
А) состоит из биологических макромолекул. Б) элементарной единицей уровня служит особь. В) возникают системы органов, специализированные для выполнения различных функций. Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации. Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии. Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.
Характеристика
молекулярный;
организменный.
Ответ:
А Б В Г Д Е
9
Известно, что Карл Линней – выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.
Карл Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
У себя на родине ученого ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
В своих работах ученый писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)»
К.Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
Ученым было описано около 8 тысяч видов растений.
Карл Линней родился в 1776 году.
Ответ:
10
2. Установите соответствие между запрещенной деятельностью и видом запрета, к которому он относится.
Запрещенная деятельность                                              вид запрета
А) весенняя охота на птиц        1. На загрязнение
Б) сведение лесов        2. На истребление
В) сброс сточных вод в реки        
Г) сбор раннецветущих растений
Д) глушение рыбы
Е) сжигание угля на теплоэлектростанции
Ответ:
А Б В Г Д Е
11
Расположите в правильной последовательности систематические категории растений, начиная с наименьшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
бобовые
покрытосеменные
горошек мышиный
двудольные
горошек
растения
Ответ:
12
Известно, что Луи Пастер – французский микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации. Используя эти сведени, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию заслуг ученого.
В своих экспериментах ученый доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
Разработал метод предохранительных прививок.
Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.
Ученый был награжден орденами почти всех стран мира.
Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества 60 градусов в течении 60 минут или при температуре 70 – 80 градусов в течении 30 минут.
Ответ:
13
Установите последовательность действий при выращивании растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) замочить семена 2)отобрать лучшие семена 3)высадить растения в открытый грунт 4)посадить проклюнувшиеся семена в торфяной горшочек 5)рассадить молодые растения.
Ответ:
14

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микроскопа к работе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Поместите готовый микропрепарат на предметный столик.
В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
Плавно опустите тубус с помощью винта так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1мм от препарата.
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 10 см от края рабочего стола.
Глядя в окуляр, при помощи винта медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение.
Ответ:
15
Прочитайте текст. Выберите из текста три предложения, которые дают верную характеристику методам исследования генетики и наследственности человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу был установлен характер наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём анализа родословных как Х-сцепленный рецессивный ген. 6. Гибридологический метод позволяет изучить распространение болезней по природным зонам Земли.
Ответ:
16

Установите соответствие между признаками живого и уровнями организации жизни
А) биосфера 1. Уровни организации жизни Б) раздражимость 2. Признаки живого В) обмен веществ Г) организм Д) экосистема Е) рост и развитие
Ответ:
А Б В Г Д Е
17

Выберите три верных ответа из шести, относящиеся к всеобщим свойствам живых систем
Способность к фотосинтезу
ТеплокровностьОбмен веществ
Эукариотический тип строения клетки
Наследственность
Раздражимость
Ответ:
18
Установить соответствие между должностью и квалификацией, к которой она относится.
Должность квалификация
А) эксперт по контролю за качеством воды 1) эколог
Б) стоматолог 2) врач
В) инспектор по рыбнадзору 3) работник сельского хозяйства
Г) агроном
Д) зоотехник
Е) терапевт
Ответ:
А Б В Г Д Е
19
Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
популяционный
клеточный
видовой
биогеоценотический
молекулярно-генетический
организменный
Ответ:
20
Проанализируйте таблицу. Наполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Молекула нуклеиновой кислоты Составная часть нуклеотида Функция
(А) дезоксирибозахранение и передача наследственной информации
тРНК(Б) доставка аминокислот к месту синтеза белка
иРНКрибоза (В)
Список терминов:
урацилпостроение тела рибосомы
перенос информации о первичной структуре белка
рРНКДНК
тиминОтвет:
А Б В
21
Изучите график, отражающий распределение семян тыквы по их величине. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1. Чем сильнее отклонение от средней величины признака, тем меньше частота встречаемости этого признака.
2. Вариационная кривая графика — это графическое выражение характера изменчивости признака.
3. Средняя величина признака не встречается в природных популяциях.
4. Средняя величина признака — это отклонение от нормы.
Ответ: ______________