Система сквозных задач в обучении математике в профильных классах


Система сквозных заданий в изучении математики в профильных классах.
Стручкова Л.Д., учитель математики Майинского лицея.
Деятельность человека зависит от его потребностей. Учитель участвует в формировании образовательных потребностей школьников, работая в зоне их ближайшего развития. Для этого необходимо структурировать учебный материал, исходя из задач развития школьников.
Если класс профильный, то учитель предлагает ученикам различные задания с выходом на более глубокое понимание содержания учебного материала, когда ученики должны увидеть общую картину предлагаемых действий и находить связи между имеющимися знаниями и умениями. При формировании потребностей нужны задания особого рода. Их и разрабатывает учитель.
Как эффективно организовать процесс обучения по принципу деятельности? Закон формирования навыка гласит: для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при каждом повторении его улучшить. Таким образом, можно утверждать о том , что повторение играют первостепенную роль в обучении. Повторение присутствует на каждом этапе усвоения учебного материала. Особенно в профильных классах большой охват тем из разных разделов математики, где нужны и элементарные знания, и умение распознавать и устанавливать логические связи между различными понятиями.
Что такое сквозное задание? Это набор задач, предлагаемых учащимся в определенной последовательности, для решения которых нужно интегрировать основные знания и умения. Такие наборы задач, наряду с повторением ранее пройденных тем, играют роль в углублении изучаемого материала и выводят на решение задач повышенной сложности.
Тематика набора исходит из ключевых вопросов раздела. Например, при изучении главы “Параллельность прямых и плоскостей” мною составлен набор, состоящий из 10 задач по трем, на мой взгляд, основным вопросам главы: Параллельность прямых в пространстве ( 3 задачи); Угол между прямыми (3 задачи); Задачи на построение сечений (4 задачи).
Сквозное задание “Параллельность прямых в пространстве”, содержит задачи о параллельных прямых, параллельных плоскостях, где вместе с изучаемыми теоремами используются знания из планиметрии, а именно, признак параллелограмма, соответственные углы, подобие треугольников, отношение площадей подобных треугольников. Сквозное задание “Расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми” , содержит задачи определения расположения данных прямых и нахождения угла между ними по абстрактной модели куба и правильного шестиугольника. Здесь немаловажную роль играет и пространственное воображение. Задачи на нахождение угла между скрещивающимися прямыми имеют прямой выход к задачам ЕГЭ.
Учебное занятие по системе спаренных уроков способствует организации деятельности со сквозными заданиями. Занятие начинается с повторения, то есть предложения сквозного задания, далее идет совместный разбор задач, ответы на вопросы учащихся, а следующий этап – этап самостоятельного решения задачи. Оставшаяся треть занятия отводится на самостоятельное изучение новой темы и решение тренировочных задач, работу с учебником, что под силу и самим ученикам, так как дальше учащиеся продолжают данную работу как домашнее задание.
Создание условий для деятельности учащихся на уроке – вот главная цель учителя. То есть учитель определяет содержание урока, его организационные моменты, предназначение урока и, вместе с тем, получение обратной реакции учащихся в виде отслеживания результатов деятельности. Насчет организационных моментов, предполагалось, что на первых порах изучения темы роль учителя высокая, поэтому проводилась входная лекция, когда ученики являлись пассивными слушателями. И это дало повод для изменения представлении о вхождении учащихся в новую тему. Пусть начинают сами учащиеся в виде групповой или индивидуальной работы изучение отдельных вопросов и выступают с сообщением перед классом, то есть начало изучения тем давать учащимся. Это будет первая прокрутка материала, а вторая прокрутка будет с учителем по сквозным заданиям, а третья – самостоятельное изучение темы и решение задач, что не вызывает особых затруднений после разбора сквозных задач.
Сквозные задачи помогают целостно поднести сложный материал, не дифференцируя учащихся по способностям. Они основаны на повторении ключевых моментов и идей, поэтому учащиеся учатся приемам решения более сложных задач, анализировать свои действия и искать выход из затруднительной ситуации.
Оҕо бэйэтэдьарыктанарыгар туьаайан улэни тэрийии, учуутал уруогун чочуйуу буолбакка. Здравый смысл. Оҕо ейдуурун гына судургутутан олоххо сыьыаннаан проблематтан сиэттэрэн быьаарыы наада. Утуктун диэн буолбакка, баҕардаҕына оҕо бэйэтэ да утуктуе.баҕар утуктуе суоҕа, бэйэтин суолун булуо. Киьи ейе наадыйыыттан эрэ сиэттэрэн улэлиир, ей улэлээтэҕинэ дьэ туох эрэ тахсар “Главное - в нужде, а остальное – в деталях” арааран уерэтии сэрэхтээх оҕо наадыйбат буолуон сеп. Программа баар , сеп,ол эрэн өй улэлииригэр тоҕоостоох түгэн диэн баар, ол тугэни уескэтэ, элбэтэ сатыыр учуутал улэтэ.Импровизация препятствий на уроке. Оҕоҕо ыйытыы туруоран, ырыттаран, мэһэйи уескэтии уонна ону туоратарыгар улэлэтии. Кылаас барыта биир тэтимнэ киирэн улэлээн бардаҕына учуутал сыалын ситтэ диэн буолар. Живые ритмы усвоения.
Сааьыланыы туьунан. Кырдьык киьи өйө биир строкаҕа суруллубут курдук ылыммат, араас суругу, обраьы, сибээстэри холбуу көрөн ылынар. Ону барытын толоро сатыыр наадата суох. Сааьылаатахха буларын судургутуйар. Оноьук быыстапката кестуулээх гына сааьыланнаҕына киьини тардар дии. Өйүнэн оҥоһук эмиэ оннук сааһыланыан сеп курдук, ол аата схема. Ол аата системное квантование. Схематын учуутал онорор, кердерер, быьаарар, симэ сатаабат, оҕо бэйэтэ ону ылынарынан ылынар. Оҕо толкуйун сааьылаан биэрэн сирдээн иьии. Ол аата оҕону кыаҕынан наардаабакка, билии хайысхатынан наардыахха сеп. Оччоҕо сааьыламмыт билии бу проект. Сааьылаан кердерен дьонно-сэргэҕэ таьаарабыт.
Сергей Иосифович Гессен:” Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой метода научного познания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению. Не нужно ознакомиться со всем материалом – достаточно всесторонне и глубоко исследовать некоторые ограниченные его части.
Модульнай уерэх ол аата оҕо бэйэтэ улэлиирэ элбиир. Например, квадратный трехчлен, онтон салгыыта уравнение, неравенство, текстовай задача, параметр.
Целью изменения системы образования является сам процесс познания, а не преподавания. Отсюда, влвлекать учащихся в активный познавательный процесс, отсюда технология
Модульные занятия в логике всего процесса познания
постановка конкретных целей
мотивация: диктант, разминка, небольшой тест
информац блок: лекция , рассказ
отработка материала: решение задач, вопрос-ответ, самоконтроль
контроль учителя) ПР, зачет, устный опрос, тест
коррекция на этом же уроке
рефлексия
Учитель создает условия работает в поле формирования потребностей учащихся, организуя их деятельность и отслеживая промежуточные и итоговые результаты. Политехническое образование – это процесс и результат активного, деятельного усвоения учащимися общих подходов нпд в системе “наука – производство”. Самостоятельность ученика, как качество ума, предполагающее умение видеть вопрос, требующий решения, и найти на него ответ.
То есть роль учителя заключается в выявлении и предложении различных логических связей между понятиями и утверждениями, чтобы ученики выходили на овладение более сложными умениями.