Коррекционное занятие по восполнению пробелов в знаниях математики на тему Площадь фигур

КОНСТРУКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОСПОЛНЕНИЮ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ МАТЕМАТИКИ
по производственной практике по ПМ.01. «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46 специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Васильевой Елизаветы Игоревны.
I семестр 2015-2016 учебного года
Дата: 18.11. 15
ОУ: № 27
Класс:3«В»
ФИО учителя класса: Рассказова Наталья Владимировна
ФИО методиста: Титова Наталья Федоровна Подпись:___________________________
Программа: «Школа России»
Тема занятия: Площадь фигур.
Цель урока: создать условия для формирования общеучебных УУД через закрепление единиц площади.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют познавательный интерес к занятию, демонстрируют умение работать индивидуально и фронтально для достижения цели.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностное самоопределение, способность к волевому усилию, навыки целеполагания; понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить; осуществляют рефлексию способов и условий действия; умеют выражать свои мысли в устной форме и осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; взаимодействуют с учителем и сверстниками.
Предметный: обучающиеся демонстрируют представления о площади, способах сравнения площадей, единице площади: квадратном сантиметре.
Задачи:
Коррекционно-воспитательная: воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся (формировать интерес к учебному предмету)
Коррекционно-развивающая: развивать личностные УУД (самоопределение), регулятивные УУД (волевая саморегуляция, умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить), познавательные УУД (умение осознанно строить речевое высказывание, умение осуществлять рефлексию способов и условий действия), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме, владение диалогической формой речи, умение сотрудничать с учителем и сверстниками), развивать внимание, речь, память, логическое мышление (анализ, синтез)
Коррекционно-образовательная: повторить способы сравнения площадей фигур («на глаз», наложением, с помощью квадратного сантиметра), закрепить знания о единице площади: квадратном сантиметре, сравнить площадь прямоугольника с его периметром.
Принципы обучения и воспитания
Принципы обучения: наглядности, систематичности и последовательности, доступности, непрерывности, минимакса, целостности, деятельности, психологической комфортности, природосообразности.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Методы обучения и воспитания
Методы обучения
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.
Методы выработки учебных умений и накопление опыта: упражнение.
Методы воспитания:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведении: художественное слово.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы эмоционального стимулирования: использование игр и игровых форм организации обучения.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта детей: метод взаимной проверки.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
Индивидуальные: карточки с заданиями, карандаш, ручка, учебник.
Демонстрационные: иллюстрации на доске, аншлаги.
Тип занятия: по восполнению пробелов в знаниях.
Список литературы:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
Моро М. И. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.Ч.1 М. И. Моро. 9-е изд. – М.: Просвящение, 2012. 112 с.: ил. – (Школа России).
Структура урока:
Организационный этап (2 мин)
Разминка (5 мин)
Основная часть (19 мин) 3.1. Сравнивание площади фигур (5 мин) 3.2. Физминутка (2 мин) 3.3. Определение площади прямоугольника и его периметр (5 мин) 3.4. Самостоятельна работа (7 мин)
Рефлексия деятельности (2 мин)
Подведение итогов занятия (2 мин)
Развивающая среда класса:


18 ноября.



























Цель


Ход занятия:

Этапы занятия, задачи работы
Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя и обучающихся
Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Организационный этап
Задача: организовать положительное самоопределение обучающихся к деятельности на уроке, проверить готовность к уроку.
Методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведении:
Художественное слово
Беседа
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Игоревна. Присаживайтесь.
Занятие у нас сегодня не простое: занятие - сказка. С каким сказочным героем мы будем путешествовать, вы узнаете, когда отгадаете ребус.
Разбросанные буквы: никчеп (Печкин)
- Верно ребята, это почтальон Печкин.
- И прежде чем начнем нашу сказку, давайте проверим, все ли у вас готово. У вас на партах должны лежать учебник, линейка, карандаш, ручка, карточка с заданиями и сигнал.
- Начнём наше занятие - сказку.
Личностные УУД:
демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Регулятивные УУД: проявляют способность к волевому усилию
Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других

2.Разминка
Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности, развивать ВПП (внимание, мышление)
Методы закрепления и повторения изученного материала:
Беседа
Повторение
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей:
Постановка проблемы или создание проблемной ситуации
Методы получения новых знаний:
Рассказ
Иллюстрация

- Далеко-далеко отсюда, в селе Простоквашино работал почтальон Печкин. Однажды жители села попросили его доставить письмо Деду Морозу. Делать нечего, отправился он в путь. А дорога шла через лес
Вдруг ему навстречу выскочил Заяц. Печкин рассказал ему, что не знает, где живет Дед Мороз, и попросил о помощи.
- Я помогу тебе, почтальон Печкин, но если ты поможешь мне разгадать слово с помощью алфавита.
- Как печально, Почтальон Печкин уже старенький, позабыл алфавит. Давайте поможем Печкину! Ребята, это слово, которое загадал заяц, поможет нам определить тему нашего сегодняшнего занятия.
- У вас на столах у каждого лежит карточка с алфавитом. Я буду называть букву, которую вам необходимо найти, ваша задача записать ее в строчку, внизу под алфавитом. После того как мы напишем все буквы, у нас получится какое – то слово.

Напишите букву, стоящую между буквами О и Р (п)
Напишите первую букву справа, стоящую во второй строчке сверху (л)
Напишите букву, стоящую между буквами Н и П (о)
Напишите первую букву слева, стоящую в пятой строчке сверху (щ)
Напишите первую букву алфавита (а)
Напишите букв, стоящую между буквами Г и Е (д)
Напишите букву, стоящую между буквами Ы и Э (ь).
- Кто догадался, какое слово зашифровано? (Площадь) Верно, зашифровано слово площадь.
- Как вы думаете, с чем будет связано тема нашего занятия? (с площадью). - Тема нашего занятия «Площадь фигур».
- Определим цель занятия, что мы сегодня должны повторить, какого результат добиться? (вспомнить и потренироваться в нахождении площади). Это будет целью нашего занятия.
Цель: закрепить единицу площади квадратный сантиметр (аншлаг на доске).
Обрадовался Зайчик, поблагодарил Печкина и показал ему дорогу к Деду Морозу.
Регулятивные УУД: демонстрируют умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом, понимают и принимают учебную задачу урока.
Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Основная часть.
Задача: закрепить знания о способах сравнивания площадей фигур.

Методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведении:
Беседа
Методы формирования соц. опыта детей:
Пример
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Создание ситуации успеха
Поощрение и порицание
Методы эмоц. Стимулирования:
Использование игр и игровых форм организации обучения
Методы получения новых знаний:
Иллюстрация
Объяснение
Методы организации взаимодействия учащихся и накопление соц. опыта детей:
Метод взаимной проверки
- Идет Печкин, песенки поет, а навстречу ему Серый Волк. Печкин был любопытным и захотел познакомиться с Волком.
- Ребята, можно ли в лесу знакомиться с чужими? Чем это опасно?
- Правильно, знакомиться с чужими нельзя.
- Я съем тебя, Печкин! – сказал Волк.- Но, если ты скажешь мне что такое площадь, я отпущу тебя.
- Ребята, давайте вспомним, что такое площадь? Где можно узнать?
Обратимся к словарю: Площадь - это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости (аншлаг).
- прочитает, а вы ребята внимательно слушайте и пробуйте запомнить.
- Справились с этим заданием. Отпустил Волк Печкина. От страха Печкин забыл дорогу к Деду Морозу. Но тут навстречу ему вышел Медведь. Печкин уже понял, что «не всякий встречный – друг сердечный», поэтому насторожился.
- Помоги мне, почтальон Печкин! Я учусь в лесной школе, в 3 классе. Не могу выполнить домашнее задание.
- Ребята, давайте поможем Печкину!
Домашнее задание: сравнить площади фигур.
- Чтобы вспомнить, как можно сравнить площади фигур придвиньте к себе фигуры.



- Какие фигуры вы видите на доске и у вас на парте? (треугольник и четырехугольник)
- Чем отличаются? (цветом, размером)
- Какая фигура занимает больше места на плоскости? (Синий четырехугольник)
- Как вы это установили? («На глаз»)
- Проговорите полным ответом площадь, какой фигуры больше? (площадь четырехугольника больше площади треугольника)
- Площадь, какой фигуры меньше? (площадь треугольника меньше площади четырехугольника)
- А как можно проверить? (Наложить)
- Наложите фигуры друг на друга. Какая фигура занимает меньше места на плоскости? Почему? (треугольник занимает меньше места на плоскости, так как он полностью помещается внутри четырехугольника)
- Делаем вывод: «Площадь треугольника меньше, чем площадь четырехугольника, или площадь четырехугольника больше, чем площадь треугольника».
- Какими же способами можно сравнить площади фигур?
(«на глаз» и наложением) (аншлаг на доску).
- А какие способы сравнения вы еще знаете? Повторим сравнение фигур с помощью мерки.
- У вас на партах есть конверты, откройте их, достаньте фигуры. Попробуйте сравнить площади этих фигур.


























- Можно ли определить «на глаз» - площадь, какой фигуры больше? (нет)
- Давайте попробуем наложить одну фигуру на другую. Получается? (нет)
- С какой проблемой мы столкнулись?
- Часто бывает, что способом наложения сравнивать площади фигур нельзя. Ребята, а как вы думаете, как можно сравнить площади этих фигур? (с помощью квадрата, квадратного сантиметра)
- Что такое кв. см? Откроем учебник на стр. 58. Прочитает , а вы ребята попробуйте запомнить. Прочитайте про себя еще раз. Повернитесь к соседу по парте, не смотря в учебник, расскажите соседу, что такое кв. см.
Повернитесь обратно, поднимите руку, кто поставил бы оценку «5» своему соседу, опустите руки. Поднимите руку, кто поставил бы оценку «4», , опустите руки.
- Площадь фигур сравнивают с помощь измерения квадратным сантиметром.
- Как записать квадратные сантиметр около числа?
- Какой буквой обозначают площадь фигуры? (S)
- Что нужно сделать, чтобы найти площадь фигуры? (посчитать кв. см)
- Верно, найдём площадь 1 фигуры. Сколько квадратных сантиметров будет? (Учитель записывает на доске S=6 см2) Запишите на рабочем листе на обратной стороне, чему равна площадь 1 фигуры. Обратите внимание, чтобы все наименования были записаны, верно!
- Попробуйте самостоятельно найти площадь 2 фигуры. Запишите ответ ниже.
- выйди, пожалуйста, к доске запиши, чему равна площадь 2 фигуры. (Один ученик выходит к доске записывает решение).
- У кого получилась также, как у поднимите желтый сигнал.
- Ребята, теперь, когда мы нашли площадь фигур, можем сравнить их? (да)
- Что можно сказать о площади этих фигур? (Площадь 1 фигуры больше площади 2 фигуры или площадь 2 фигуры меньше площади 1 фигуры)
- Почему? (площадь 1 фигуры равна 6 кв. см. а площадь 2 фигуры равна 5 кв. см. 6 больше 5)
- Верно, площадь 1 фигуру равна 6 кв. см., а площадь 2 фигуры 5кв. см., 6 больше 5. Значит площадь первой фигуры больше площади 2 фигуры.
6>5 S1>S2
(Учитель записывает на доске, учащиеся ниже.)
- Иногда когда нельзя сравнить площади фигур «на глаз» и наложением, фигуры сравнивают с помощью измерения квадратного сантиметра (аншлаг на доску).
- Поблагодарил Медведь Печкина, а Печкин попросил его показать дорогу к Деду Морозу.
- Пока Печкин идет, мы немного отдохнем, проведем физминутку.
Физминутка.
- Идет Печкин дальше, а навстречу ему Лисичка. Выхватила она из рук почтальона письмо.
- Отдай! Это – письмо Деду Морозу.
- Если выполнишь задание, который я приготовила, тогда отдам.
- Поможем Печкину?
- Внимательно прочитайте задание № 1.
1. Определи площадь прямоугольника и его периметр.
- Сначала находим площадь. С помощью чего находим площадь фигуры? (кв. см)
- Самостоятельно под фигурой запишите чему рана площадь прямоугольника.
- скажет, чему равна площадь фигуры (Учитель записывает на доске). У кого также записано, поднимите жёлтый сигнал.


















- Ребята, как вы нашли площадь? (Сложили количество кв. см. 1+1+1+)
- Обратим внимание, как можно упростить решение, если мы с вами обратим внимание на количество кв. см. в строчке, в каждой строчке по 5 кв. см. Сколько таких строчек? (3)
- Сколько получится если взять 3 раза по 5? (15)
- Хорошо, определили площадь прямоугольника. Теперь необходимо найти периметр.
- Ребята, что такое периметр?
- Обратимся к определению из учебника 2 класса: Периметр – сумма длин сторон. (Аншлаг)прочитай, что такое периметр.
- Какой буквой обозначается периметр?
- В чем измеряется периметр, в кв. см. или просто см.?
- Как найти периметр? 5 + 3 + 5 + 3 (Учитель записывает на доске, учащиеся на рабочем листе)
- Чему равен периметр прямоугольника? (16 см)
- Сравним площадь и периметр фигуры.
- Что общего?
- Какие есть отличия? (площадь измеряется в кв. см. а периметр в просто см; ответы, обозначение букв)
- В чем измеряется площадь? А периметр? Значит, какое отличие есть?
- Какие получились ответы?
- Какой буквой обозначается площадь? А периметр?
- У периметра и площади есть такие отличия как: измерения: площадь измеряется в кв. см, а периметр просто в см.; разница в ответах: площадь равна 15, периметр – 16; обозначение букв: S – площадь, P – периметр.
- Для того чтобы проверить как у вас получается сравнивать площади фигур, выполним задание. Попробуйте самостоятельно выполнить задание 2. Задание прочитает Кому непонятно, что необходимо делать поднимите руку.
2. Запишите площадь каждой фигуры. Сравните площади фигур.























- 2 задание прочитает Кому непонятно, что необходимо делать поднимите руку. На выполнение задания вам дается 5 минут.
Дополнительное задание.
Определи площадь прямоугольника и его периметр.




























- Лисичка отдала письмо почтальону Печкину и убежала.
- Интересно, как вы справились с тестированием? Давайте проверим, обменяйтесь рабочими листами, возьмите в руку карандаш, проверяем решение по образцу, написанному на доске.
- Обменяйтесь рабочими листами. У кого нет ошибок, встаньте. Молодцы ребята. Присаживайтесь.
- хорошо сравнивают площади фигур, а нужно ещё потренироваться.
- Добрался Печкин до Севера, а тут и Дед Мороз – ёлку наряжает. Передал почтальон Печкин письмо Деду Морозу от жителей Простоквашино, и с чувством выполненного долга отправился домой.
Теперь он был в лесу более осторожным, и передал вам благодарность за то, что вы ему помогали.
Регулятивные УУД: демонстрируют умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом, понимают и принимают учебную задачу урока; проявляют способность к волевому усилию
Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


4.Рефлексия деятельности
Задача: провести самооценку результатов деятельности
Методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведении:
Беседа

- Ребята наше занятие подходит к концу. Оцените, пожалуйста, свою деятельность
- Вспомните, какая цель была у нас на занятии?
- Кто полностью достиг этой цели, встаньте, пожалуйста.
- Присаживайтесь.


Личностные УУД: демонстрируют умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Регулятивные УУД: демонстрируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5.Подведение итогов занятия.
Задача: подвести итог занятия, выявить трудности
Методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведении:
Беседа
- Что мы сегодня повторяли на занятии?
- Возникали ли у вас трудности при выполнении упражнений? Если у вас не было трудностей и у вас все получилось, поднимите жёлтый сигнал, если было трудно поднимите красный сигнал.
- На этом наше занятие окончено, я благодарю за активную работу. До свидания!
Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015



Площадь – это

Периметр – это




15