Программа по русскому языку для 7 класса по учебнику под редакцией М.М.Разумовской


СОГЛАСОВАНО
Руководитель предм. лабор.
_____________/____________/
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________2016г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР МБОУ «Школа № 44 »
_____________/______________/
ФИО
«__»____________2016г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Школа №44 »
_____________/______________/
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________20 16г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Братищевой Ларисы Александровны, учителя русского языка и литературы,

по русскому языку для 7 А класса МБОУ «Школа № 44»
г. Рязани








2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе:
- Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку
- Программы по русскому языку авторского коллектива под редакцией М.М.Разумовской

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.

Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции


Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.


Формы организации образовательного процесса:
 обобщающая беседа по изученному материалу;
-проверка знаний при помощи тестов;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм;
-Контрольное списывание;
Зрительные диктанты

Формы контроля:
-устный и комбинированный опрос,
- проверка на основе письменных, графических и практических работ,
-тестовая проверка,
-систематическое наблюдение за работой учеников в обучении,
-использование индивидуальных карточек, обучающих текстов, тестовых заданий, таблиц,
-проведение различных самостоятельных и контрольных  работ.


Количество часов в году: 136
Количество часов в неделю: 4
Количество плановых контрольных уроков:
контрольных работ и диктантов: 9
сочинений: 6
изложений: 3


2. Содержание учебного курса по русскому языку для 7 класса

Общие сведения о русском языке (1 час)
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Фонетика. Орфоэпия (3 часа)
Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).
Морфемика (состав слова) и словообразование (2 часа)
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Грамматика: морфология и синтаксис (5 часов)
Лексикология и фразеология (6 часов)
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Словарное богатство русского языка. Омонимия слов разных частей речи.
Правописание: орфография и пунктуация. Повторение (14 часов в начале года + 9 часов в конце года)
Буквы Ь и Ъ. Буквы О и Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок. Правописание корней слов .Правописание корней слов. Правописание суффиксов НЕ и ни в отрицательных местоимениях. Правописание окончаний. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Написания сложных существительных, прилагательных,
местоимений.

Морфология (64 часа)
Наречие (29 часов)
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование. Употребление наречий. Правописание наречий, образованных от имен существительных. Правописание наречий на -о, -е. Не в наречиях. Буквы о, а на конце наречий. Буквы о, е в конце наречий после шипящих Дефис в наречиях. Не и ни в отрицательных наречиях
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи (2 часа)
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог (7часов)
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз (9часов)
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

Частица (13 часов)
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Произношение предлогов, союзов, частиц

Междометие (2 часа)
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова (2 часа)
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Текст. Речь ( 32 часа)
Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте. Средства связи предложений и частей текста. Публицистический стиль речи. Заметка в газету. Создание текста публицистического стиля. Способы сжатия текста. Типы речи. Рассуждение-размышление. Описание состояния человека. Описание внешности человека. Характеристика человека.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7-го класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2.К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7-ом классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7-ом классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.



Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
по русскому языку
1. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык. 7 класс». Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа-2011
2. «Обучение русскому языку в 7 классе», методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю.Коммисарова, Москва, «Просвещение», 2015.
3. «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс», Т.В.Раман, рекомендовано Российской Академией Образования, Москва, «Экзамен», 2014.
4. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений» / Е. В. Петрова, А. В. Кудинова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 157.
5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2015.



Календарно – тематическое планирование по русскому языку
7 класс (М.Разумовская)
Класс 7 А
Учитель Братищева Л.А.
Количество часов 136
В неделю 4 часа.

п/п
Тематическое
планирование
Особенности урока
Примеча-ния
Дата


Изменяется ли язык с течением времени. Этимология как раздел науки о языке
Лекция-беседа




Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте.
Урок повторения




Фонетика и орфоэпия. Понятие звукописи
Урок повторения




Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу. Словообразовательная цепочка
Урок повторения




Контрольная работа по фонетике и словообразованию
Урок контроля




Способы и средства связи предложений в тексте
Урок развития речи




Правописание: орфография и пунктуация. Буквы Ь и Ъ
Повторение и обобщение




Правописание: орфография и пунктуация Буквы О и Ё после шипящих и Ц
Повторение и обобщение




Правописание: орфография и пунктуация. Правописание приставок
Повторение и обобщение




Правописание: орфография и пунктуация. Правописание корней слов
Повторение и обобщение




Правописание: орфография и пунктуация. Правописание корней слов
Повторение и обобщение




Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов
Повторение и обобщение




Правописание: орфография и пунктуация. Правописание окончаний
Повторение и обобщение




Входной контрольный диктант
Урок контроля




Работа над ошибками контрольного диктанта





Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Повторение и обобщение




Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Повторение и обобщение




НЕ и ни в отрицательных местоимениях
Повторение и обобщение




Словарное богатство русского языка
Повторение и обобщение




Словарное богатство русского языка
Повторение и обобщение




Изложение
Урок развития речи




Изложение
Урок развития речи




Правописание: орфография и пунктуация. Написания сложных существительных, прилагательных,
местоимений
Повторение и обобщение




Правописание: орфография и пунктуация. Написания сложных существительных, прилагательных,
местоимений
Повторение и обобщение




Грамматика: морфология и синтаксис
Повторение




Грамматика: морфология и синтаксис
Повторение




Повторение изученного, подготовка к диктанту
Повторение и обобщение




Повторение изученного, подготовка к диктанту
Повторение и обобщение




Диктант
Урок контроля




Работа над ошибками





Публицистический стиль речи
Объяснение нового материала




Заметка в газету
Урок развития речи




Создание текста публицистического стиля
Урок развития речи




Какие слова являются наречиями
Объяснение нового материала




Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи
Объяснение нового материала




Разряды наречий по значению
Объяснение нового материала




Разряды наречий по значению. Слова категории состояния
Закрепление материала




Разряды наречий по значению. Слова категории состояния
Закрепление материала




Сочинение - рассуждение
Урок развития речи




Сочинение - рассуждение
Урок развития речи




Словообразование наречий
Объяснение нового материала




Словообразование наречий
Закрепление материала




Словообразование наречий
Закрепление материала




Контрольная работа по наречию
Урок контроля




Работа над ошибками
Работа над ошибками




Сочинение-рассуждение
Урок развития речи




Сочинение-рассуждение
Урок развития речи




Правописание наречий, образованных от имен существительных
Объяснение нового материала




Правописание наречий, образованных от имен существительных
Закрепление материала




Правописание наречий, образованных от имен существительных
Закрепление материала





Способы сжатия текста
Урок развития речи




Способы сжатия текста
Урок развития речи




Изложение
Урок развития речи




Изложение
Урок развития речи




Правописание наречий на -о, -е. Не в наречиях
Объяснение нового материала




Правописание наречий на -о, -е. Не в наречиях
Закрепление материала




Правописание наречий на -о, -е. Не в наречиях
Закрепление материала




Буквы о, а на конце наречий
Объяснение нового материала




Буквы о, а на конце наречий
Закрепление материала




Типы речи. Рассуждение-размышление.
Урок развития речи




Сочинение
Урок развития речи




Сочинение
Урок развития речи




Буквы о, е в конце наречий после шипящих
Объяснение нового материала




Буквы о, е в конце наречий после шипящих
Закрепление материала




Дефис в наречиях
Объяснение нового материала




Дефис в наречиях
Закрепление материала




Не и ни в отрицательных наречиях
Объяснение нового материала




Не и ни в отрицательных наречиях
Закрепление материала




Ь в конце наречий после шипящих
Объяснение нового материала




Ь в конце наречий после шипящих
Закрепление материала




Повторение.
Повторение и обобщение




Контрольная работа
Урок контроля




Работа над ошибками
Работа над ошибками




Употребление наречий в речи
Объяснение и закрепление нового материала




Произношение наречий
Объяснение и закрепление нового материала




Описание состояния человека
Урок развития речи




Описание состояния человека
Урок развития речи




Предлог как часть речи.
Объяснение нового материала




Разряды предлогов
Объяснение нового материала




Правописание предлогов
Объяснение нового материала




Правописание предлогов
Закрепление материала




Правописание предлогов
Закрепление материала




Употребление предлогов в речи
Объяснение нового материала




Употребление предлогов в речи
Закрепление материала




Порядок слов в спокойной монологической речи
Урок развития речи




Обратный порядок слов, усиливающий
эмоциональность речи
Урок развития речи




Обратный порядок слов, усиливающий
эмоциональность речи
Урок развития речи




Сочинение
Урок развития речи




Сочинение
Урок развития речи




Союз как часть речи. Разряды союзов
Объяснение нового материала




Разряды союзов
Закрепление материала




Правописание союзов
Объяснение нового материала




Правописание союзов
Закрепление материала




Изложение
Урок развития речи




Изложение
Урок развития речи




Употребление союзов в простых и сложных предложениях
Объяснение нового материала




Употребление союзов в простых и сложных предложениях
Закрепление материала




Употребление союзов в простых и сложных предложениях
Закрепление материала




Контрольная работа
Урок контроля




Работа над ошибками
Работа над ошибками




Частица как часть речи
Объяснение нового материала




Разряды частиц
Объяснение нового материала




Разряды частиц
Закрепление материала




Описание внешности человека
Урок развития речи




Сочинение
Урок развития речи




Сочинение
Урок развития речи




Правописание частиц
Объяснение нового материала




Правописание частиц
Закрепление материала




Правописание частиц
Закрепление материала




Правописание частиц
Закрепление материала




Правописание частиц
Закрепление материала




Контрольная работа по теме «Частицы»
Урок контроля




Работа над ошибками
Работа над ошибками




Произношение предлогов, союзов, частиц
Объяснение нового материала




Произношение предлогов, союзов, частиц
Закрепление материала




Употребление частиц в речи
Объяснение нового материала




Междометия
Объяснение нового материала




Междометия
Закрепление материала




Звукоподражательные слова
Объяснение нового материала




Звукоподражательные слова
Закрепление материала




Характеристика человека
Урок развития речи




Сочинение-рассуждение
Урок развития речи




Сочинение-рассуждение
Урок развития речи




Омонимия слов разных частей речи
Объяснение нового материала




Омонимия слов разных частей речи
Закрепление материала




Контрольный диктант
Урок контроля




Работа над ошибками
Работа над ошибками




Повторение. Лексика
Повторение и обобщение




Повторение. Фразеология
Повторение и обобщение




Повторение. Морфемика.
Повторение и обобщение




Повторение. Морфология
Повторение и обобщение




Повторение. Орфография
Повторение и обобщение




Повторение. Синтаксис и пунктуация
Повторение и обобщение




Итоговый тест
Урок контроля




Работа над ошибками
Работа над ошибками




Резервный урок





Приложение

Контрольная работа по фонетике и словообразованию
Вариант 1.
1. Определите количество букв и звуков в словах (по 0,5 баллов за правильный ответ =1 балл)
ест, есть

2. Прочитайте данные слова от начала к концу, учитывая звуки, а не буквы. Запишите полученные слова. (по 0,5 баллов за правильный ответ = 1 балл)
лось ель

3. Расставьте ударения в словах. (по 0,5 баллов за правильный ответ=6 баллов)
Агент, баловать, балованный, газопровод, договор, документ, досуг, дремота, избаловать, позвонит, квартал, щавель.

4. Сделайте фонетический разбор слова (3 балла за правильно разобранное слово)
айсберг

5. Выпишите номера слов, в которых количество букв и звуков одинаковое (2 балла)
праздник, 2) отъехал, 3) юркий, 4) съезжать, 5) картина, 6) поёт

6. Выпишите номера слов, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (3 балла)
1) подъезд, 2) привет, 3) семена, 4) водоём, 5) яблоко, 6) деревянный

7. Укажите способ образования слов (0,5 баллов за правильный ответ = 3 балла)
1 вариант: подберезовик, кладовка, писатель, пылесос, подбежать, легкораненый

8. Приведите по одному примеру слов, образованных суффиксальным, приставочным способом и сложением. Графически покажите, как образованы эти слова (по 1 баллу за пример=3 балла)

Образец:

при- + прикрепить (приставочный способ)


9. Выпишите столбиком родственные слова (2 балла)
безводный, водитель, водянистый, уводить, наводнение, паводок, переводчик, водить

10. Разберите слова по составу (по 0,5 балла= 2,5 балла)
Нагреватель, наблюдатель, книгоиздатель, мучитель, выключатель.

11. Сделайте словообразовательный разбор. Укажите, каким способом образовано слово. Разберите слово по составу (3 балла)
антиобщественный
беззвучный

12. Укажите морфологические признаки слов (часть речи, морфологические признаки), строение которых соответствует следующей модели(0,5 балла за признак=3 баллов)


пере ивающ

13. Запишите предложения, в которых слова больной, учительская выступили бы 1) как имена существительные и 2) как имена прилагательные. Подчеркните эти слова как члены предложения. (по 0,5 баллу за пример=2 балла, 0,5 балла за член предложения=2 балла, итого за задание=4 балла)


Контрольная работа по фонетике и словообразованию

Вариант 2.
1. Определите количество букв и звуков в словах (по 0,5 баллов за правильный ответ =1 балл)
ел, ель

2. Прочитайте данные слова от начала к концу, учитывая звуки, а не буквы. Запишите полученные слова. (по 0,5 баллов за правильный ответ = 1 балл)
счет, люк

3. Расставьте ударения в словах. (по 0,5 баллов за правильный ответ=6 баллов)
Агент, баловать, балованный, газопровод, договор, документ, досуг, дремота, избаловать, позвонит, квартал, щавель.

4. Сделайте фонетический разбор слов (3 балла за правильно разобранное слово)
буквоед

5. Выпишите номера слов, в которых количество букв и звуков одинаковое (2 балла)
праздник, 2) отъехал, 3) юркий, 4) съезжать, 5) картина, 6) поёт

6. Выпишите номера слов, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (3 балла)
1) подъезд, 2) привет, 3) семена, 4) водоём, 5) яблоко, 6) деревянный

7. Укажите способ образования слов (0,5 баллов за правильный ответ = 3 балла)
предгорье, бумажник, неграмотный, парикмахерская, подтащить, вагоноремонтный.

8. Приведите по одному примеру слов, образованных суффиксальным, приставочным способом и сложением. Графически покажите, как образованы эти слова (по 1 баллу за пример=3 балла)

Образец:

при- + прикрепить (приставочный способ)


9. Выпишите столбиком родственные слова (2 балла)
годичный, годовой, непригодный, годиться, годовалый, пригодность

10. Разберите слова по составу (по 0,5 балла=2,5 балла)
Нагреватель, наблюдатель, книгоиздатель, мучитель, выключатель.

11. Сделайте словообразовательный разбор. Укажите, каким способом образовано слово. Разберите слово по составу (3 балла)
антиобщественный
беззвучный

12. Укажите морфологические признаки слов (часть речи, морфологические признаки), строение которых соответствует следующей модели(0,5 балла за признак=3 баллов)


пере ивающ

13. Запишите предложения, в которых слова больной, учительская выступили бы 1) как имена существительные и 2) как имена прилагательные. Подчеркните эти слова как члены предложения. (по 0,5 баллу за пример=2 балла, 0,5 балла за член предложения=2 балла, итого за задание=4 балла)

Контрольный диктант

 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.
(117 слов)
(По Д. Зуеву.)


Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите фонетический анализ слов:
1 вариант – елей;
2 вариант – осинке.
3) Произведите морфологический анализ
1 вариант – любого существительного;
2 вариант – любого прилагательного.
4) Произведите синтаксический разбор
1 вариант – любого сложносочиненного предложения;
2 вариант – любого осложненного предложения.


Контрольная работа по теме «Наречие»
Задание 1. Определите способ образования данных наречий:
вдали – (приставочно-суффиксальный); медленно – (суффиксальный); мягко – (суффиксальный); быстро-быстро – (сложение слов); тише – (суффиксальный); когда-то – (суффиксальный).

Задание 2. Определите способ образования наречий. Соотнесите данные наречия (левая колонка) с их способом образования (правая колонка).
Искренне, осуждающе, когда-либо
Наречия, образованные с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса

Вкось, замуж, вплавь
Наречия, образованные путем сложения

По-прежнему, по-видимому, впустую, издавна
Наречия, образованные с помощью суффиксов

Полушутя, полулежа
Наречия, образованные с помощью приставок


Задание 3. Запиши наречия грамотно:
Ноткуда взять, нгде не был, говорить нвежествео, искать (по)всюду, вести себя (не)серьезно, поступить (не)справедливо, (н)когда не лгал, мне совсем (н)когда гулять, (от)ныне я буду стараться, (ото)всюду играла музыка, задано (на)завтра, писать (не)разборчиво, уйти (на)совсем, (н)куда не спешить, (н)куда спешить, жить (не)вдалеке, на душе далеко (не)спокойно, нестись (в)скач(), ударить (на)отмаш(), хотеть (за)муж(), спорить горяч(), смотреть осуждающ(), ещ() лучш() учиться.

Задание 4. Определи часть речи:
Мой друг! Что может быть милей (прилагательное)
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей (прилагательное),
Там радостней (прилагательное) весна златая,
Прохладней (прилагательное) легкий ветерок,
Душистее (прилагательное) цветы, холмы там зеленее (прилагательное),
Там сладостней (наречие) журчит поток,
Там соловей поет звучнее (наречие),
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно (прилагательное), там все мило (прилагательное).

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Сделайте морфологический разбор наречия плавно.
Он запел. (Хрустально)чистый звучный и необыкновенно сильный тенор зазв_нел в комн_те. В самом тембре этого яркого, метал_ического голоса было что(то) др_матическое страс_ное.
Плавно и нежно л_лись один за другим грудные, г_рячие, тр_пещущие звуки. Они л_лись св_бодно с бл_городной сдержанностью, звучали просто и скромно, словно он не хотел обнаружить глубины чу_ства а оно, как пламя, само прорывалось и било из груди певца переполненной горячими, страс_ными звуками. Он пел о тоске любви. Негой огнем и сл_зами дышали эти звуки.
(С.Г.Скиталец)

1 вариант  1. Выписать предлоги в одну колонку, а союзы – в другую. У союзов определить разряд.  (В)течени, за(то), (не)смотря на, что(бы), так(как), как(так и), нини, буд(то), (в)следстви, мимо  2. Списать, раскрывая скобки и обозначая орфограммы.  а) Что(бы) строить, надо знать. б) Летние байкальские туманы то(же) связаны с особенностями климата. в) А мой совет таков: берись за(то), к чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешней был конец. г) Опасные перекаты так(же) неоднократно встречаются (в)течени этой горной реки. д) (В)продолжени тысячелетий планета содрогается от землетрясений.  3. Списать, расставляя знаки препинания и составляя схемы предложений. Указать разряды союзов, союзные слова подчеркнуть как члены предложения и указать, чем они выражены.  а) Небо проснилось однако ветер не утихал. б) Сильно морозило и люди сп..шили домой. в) Звёзды купались в тёмной глуб..не омута и др..жали вместе с лёгкой зыбью. в) Сестра ра(с,сс)казала что она знает об этом происшествии. г) Не зря говорят что волшебная Синяя птица пр..носит людям счастье. д) Так(как) лес был глухой и др..мучий он к..зался непр..одолимой пр..градой.  4. Произвести морфологический разбор всех предлогов и союзов из предложения.  Навстречу солнцу и ветру шли по миру отважные люди.  2 вариант  1. Выписать предлоги в одну колонку, а союзы – в другую. У союзов определить разряд.  (Не)смотря на то что, (в)виду, (в)продолжени.., или, как(будто), так(же), не(то)не(то), вдоль, от, оттого(что)  2. Списать, раскрывая скобки и обозначая орфограммы.  а) Имелась (в)виду новая постановка известной пьесы. б) В школе объявили карантин (в)следстви.. эпидемии гриппа. в)Что(бы) знать, надо учиться. г) (От)чего это, няня, тут темно, а там светло? д) И в душе за ночью зимней то(же) свет и то(же) тишь.  3. Списать, расставляя знаки препинания и составляя схемы предложений. Указать разряды союзов, союзные слова подчеркнуть как члены предложения и указать, чем они выражены.  а) Путь туристов был труден за(то) вёл к намече(н,нн)ой цели. б)Спектакль многим понравился меня он то(же) заинт..ресовал. в) Что(бы) такое пр..думать что(бы) всем весело стало? г) Едва дети вышли к опушк.. леса они пов..селели. д) Мы сегодня узнаем что тр...вожит ребят.  4. Произвести морфологический разбор всех предлогов и союзов.  Солома была гнилая и рыхлая, так что волчица чуть не провалилась в яму. 

Итоговый диктант
Чёрная лисица.
  В наших лесах зимой неожиданно2 появилась2 редкая гостья - чёрная лисица.Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного2 зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться2 за одной этой лисицей.
  Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.
  А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив2 их снегом, чтобы ниоткуда2 не видно было.Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают,
   Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня,  да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии  исчезла.
 
Грамматическое задание: 
1.    Произвести морфемный разбор слов:
1 вариант – неожиданно, появилась;
2 вариант – необыкновенного, охотиться;
3 вариант – запорошив, ниоткуда.
 
2.    Определить части речи в составе выделенных предложений.
1 вариант – Ничей мех не ценится
2 вариант – Как ни старались все
      3 вариант - Затем, спрятав в кустах
 









13PAGE 15


13PAGE 14915



крепить

его

крепить

его



Заголовок 115