Рабочая программа по русскому языку к учебнику 8 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А Леканта (2015-2016 учебный год)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
на 2015-2016 учебный год
Программа по русскому языку к учебнику 8 класса под редакцией М.М. Разумосвкой, П.А Леканта. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений. М.: Дрофа, 2013.- 288с. Рекомендование Министерством образования и науки РФ
8 классы
Составитель:
Титова А. А.
учитель русского языка и литературы
соответствие
2015 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (М.: Дрофа). Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа предполагает на изучение предмета – 3 часа в неделю, 105 часов в год (при 35 неделях). Настоящая программа рассчитана на 105 часов, из них на развитие речи – 20 часов.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Общая характеристика учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевая деятельность
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Функциональные разновидности языка
Основные жанры научного публицистического стиля (репортаж, статья, очерк).
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕязыковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Русский язык в семье славянских языков.
Система языка
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.
Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕКУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Русский речевой этикет.
Изменяется ли язык с течением времени.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Годы обучения Количество часов Количество учебных недель Всего часов за учебный год
8 г класс 3 35 105
8 д класс 3 35 105
8 е класс 3 35 105
315 часов за год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:
создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма;
редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;
использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;
соблюдать нормы информационной и речевой культуры.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» 8 класс является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
– по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования;
– по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов;
– по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, свободно пользоваться орфографическим словарём;
– по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
– по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека.
Содержание учебной программы в 8 классе:
Язык и речь (1)
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах (12 ч.)
Разновидности речи. Стили речи. (3)
Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий. (1)
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. (1)
Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями. (1)
Употребление в тексте частицы ни (1)
Употребление дефиса. (1)
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. (4)
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (6 ч.)
Словосочетание как единица синтаксиса. (4)
Предложение и его типы. (2)
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. (12 ч.)
Простое предложение. Интонация простого предложения. (1)
Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. (3)
Тире между подлежащим и сказуемым. (1)
Правила согласования главных членов предложения.(1)
Второстепенные члены предложения.(4)
Порядок слов в предложении.(2)
Речь. Жанры публицистики. Репортаж. (4 ч.)
Репортаж-повествование (2)
Репортаж-описание (2)
Односоставное простое предложение. Неполное предложение (12 ч.)
Виды односоставных предложений. (9)
Неполные предложения.(3)
Речь. Жанры публицистики (продолжение) – 3 ч.
Жанры публицистики. Статья.(3)
Простое осложнённое предложение (37 ч.)
Простое осложнённое предложений. Предложения с однородными членами.(3)
Средства связи между однородными членами предложения.(3)
Однородные и неоднородные определения.(3)
Обобщающие слова при однородных членах предложения.(3)
Предложения с обращениями.(2)
Предложения с вводными конструкциями.(5)
Предложения со вставными конструкциями.(3)
Понятие обособления второстепенных членов предложения. (2)
Обособленные определения и приложения.(6)
Обособленные обстоятельства. (4)
Уточняющие члены предложения. (3)
Речь. Жанры публицистики (продолжение) – 3 ч.
Портретный очерк. (3)
Прямая и косвенная речь (8 ч.)
Прямая речь и её оформление на письме.(3)
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.(3)
Цитаты и их оформление на письме. (2)
Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний (7 ч.)
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) при 35 учебных неделях, в том числе 20 часов развития речи.
Тематический план с определением основных видов деятельности:
№ Раздел Количество часов Тема Виды деятельности обучающихся1 Язык и речь (1 ч) 1 Русский язык в семье славянских языков. Комплексный анализ текста.
2 Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах (12 ч.) 1 Р/Р Разновидности речи. Комплексный анализ текста.
3 1 Р/Р Стили речи. Стилистический разбор небольшого текста
4 1 Р/Р Контрольная работа № 1 Изложение
5 1 Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий. Упражнения по выбору с учётом уровня обученности школьников класса
6 1 Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Орфографический практикум
7 1 Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями. Орфографический практикум
8 1 Употребление дефиса. Орфографический практикум
9 1 Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Орфографический практикум
10 1 Контрольная работа № 2 Комплексный анализ текста
11 1 Контрольный диктант Диктант с грамматическим
заданием
12 1 Анализ контрольной работы Работа над ошибками
13 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (6 ч.) 1 Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Аналитическая работа с текстом
14 1 Типы словосочетаний. Комплексный анализ текста
15 1 Типы словосочетаний. Комплексный анализ текста
16 1 Синтаксический разбор словосочетания. Аналитическая работа с текстом
17 1 Предложение и его типы. Объяснительный диктант
18 1 Предложение и его типы. Тест
19 Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
(12 ч.) 1 Простое предложение. Интонация простого предложения. Комплексный анализ текста
20 1 Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее. Комплексный анализ текста
21 1 Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Сказуемое. Комплексный анализ текста
22 1 Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Сказуемое. Тест
23 1 Тире между подлежащим и сказуемым.
Комплексный анализ текста
24 1 Правила согласования главных членов предложения. Комплексный анализ текста
25 1 Второстепенные члены предложения. Определение. Комплексный анализ текста
26 1 Второстепенные члены предложения. Определение. Комплексный анализ текста
27 1 Второстепенные члены предложения. Дополнение. Комплексный анализ текста
28 1 Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Комплексный анализ текста
29 1 Порядок слов в предложении. Комплексный анализ текста
30 1 Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием
31 Речь. Жанры публицистики. Репортаж. (4 ч.) 1 Р/Р Репортаж Работа с дидактическим материалом учебника.
32 1 Р/Р Репортаж-повествование Работа с дидактическим материалом учебника.
33 1 Контрольная работа
Сочинение в жанре репортажа
34 1 Репортаж-описание Подготовка к домашнему сочинению-репортажу из музея, экскурсия по городу и т.д.
35 Односоставное простое предложение. Неполное предложение (12 ч.) 1 Виды односоставных предложений
Работа с дидактическим материалом учебника.
36 1 Определённо-личное предложение Работа с дидактическим материалом учебника.
37 1 Определённо-личное предложение Практикум
38 1 Неопределённо-личное предложение. Работа с дидактическим материалом учебника.
39 1 Неопределённо-личное предложение. Практикум
40 1 Обобщённо-личные предложения. Работа с дидактическим материалом учебника.
41 1 Безличное предложение. Работа с дидактическим материалом учебника.
42 1 Безличное предложение. Практикум
43 1 Назывное предложение Работа с дидактическим материалом учебника.
44 1 Неполные предложения. Работа с дидактическим материалом учебника.
45 1 Неполные предложения Практикум
46 1 Контрольная работа Самостоятельная работа
47 Речь. Жанры публицистики (продолжение) – 3 ч. 1 Р/Р Жанры публицистики. Статья. Комплексный анализ текста
48 1 Р/Р Жанры публицистики. Статья. Комплексный анализ текста
49 1 Контрольная работа Составление проблемной статьи
50 Простое осложнённое предложение
(37 ч.) 1 Простое осложнённое предложений. Предложения с однородными членами. Работа с дидактическим материалом учебника.
51 1 Предложения с однородными членами. Работа с дидактическим материалом учебника.
52 1 Предложения с однородными членами. Практикум
53 1 Средства связи между однородными членами предложения. Работа с дидактическим материалом учебника.
54 1 Средства связи между однородными членами предложения. Практикум
55 1 Средства связи между однородными членами предложения. Практикум
56 1 Однородные и неоднородные определения.
Работа с дидактическим материалом учебника.
57 1 Однородные и неоднородные определения.
Практикум
58 1 Контрольная работа
Сочинение с грамматическим заданием оп картине К. Брюллова «Всадница»
59 1 Обобщающие слова при однородных членах предложения Работа с дидактическим материалом учебника.
60 1 Обобщающие слова при однородных членах предложения Практикум
61 1 Контрольная работа Диктант с
грамматико-орфогрфическим заданием.
62 1 Предложения с обращениями Работа с дидактическим материалом учебника.
63 1 Предложения с обращениями Практикум
64 1 Предложения с вводными конструкциями Практикум
65 1 Предложения с вводными конструкциями Практикум
66 1 Предложения с вводными конструкциями Практикум
67 1 Предложения с вводными конструкциями Практикум
68 1 Предложения с вводными конструкциями Практикум
69 1 Предложения со вставными конструкциями. Практикум
70 1 Предложения с междометиями и словами да, нет.
Практикум
71 1 Контрольная работа Самостоятельная работа
72 1 Понятие обособления второстепенных членов предложения
Работа с дидактическим материалом учебника.
73 1 Понятие обособления второстепенных членов предложения
Работа с дидактическим материалом
74 1 Обособленные определения и приложения
Практикум
75 1 Обособленные определения и приложения
Практикум
76 1 Обособленные определения и приложения
Практикум
77 1 Обособленные определения и приложения Практикум
78 1 Обособленные определения и приложения Тест
79 1 Контрольная работа Диктант с
грамматико-орфогрфическим заданием.
80 1 Обособленные обстоятельства
Комплексный анализ текстов художественного стиля.
81 1 Обособленные обстоятельства
Творческая работа. Редактирование текста.
82 1 Обособленные обстоятельства
Творческая работа. Редактирование текста.
83 1 Обособленные обстоятельства
Творческая работа. Редактирование текста.
84 1 Уточняющие члены предложения Творческая работа. Редактирование текста.
85 1 Уточняющие члены предложения Изложение
86 1 Контрольная работа
Самостоятельная работа
87 Речь. Жанры публицистики (продолжение) – 3 ч. 1 Р/Р Портретный очерк
Комплексный анализ текста
88 1 Р/Р Портретный очерк
Комплексный анализ текста
89 1 Р/Р Контрольная работа Сочинение в жанре портретного очерка
90 Прямая и косвенная речь (8 ч.) 1 Прямая речь и её оформление на письме. Комплексный анализ текста
91 1 Прямая речь и её оформление на письме. Комплексный анализ текста
92 1 Прямая речь и её оформление на письме. Комплексный анализ текста
93 1 Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Комплексный анализ текста
94 1 Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Комплексный анализ текста
95 1 Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Комплексный анализ текста
96 1 Цитаты и их оформление на письме Комплексный анализ текста
97 1 Цитаты и их оформление на письме Комплексный анализ текста
98 1 Цитаты и их оформление на письме Комплексный анализ текста
99 Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний (7 ч.) 1 Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием
100 1 Анализ диктанта. Работа над ошибками. Работа над ошибками
101-105 1 Резервные уроки Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2013.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2002
Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя.-М:Просвещение,2001
Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2013.
Словари и справочники:
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Интернет-ресурсы для ученика и учителя.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Осваивая программу учебного предмета, учащиеся 8 класса
должны знать:
отличие словосочетания от слова и предложения, виды словосочетаний;
учащиеся должны знать отличие предложения от слова и словосочетания;
изученные правила пунктуации;
• основные сведения о языке, изученные в 5–7 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5–7 классах; нормы речевого этикета.
должны уметь:
выделять словосочетание из предложения и выполнять разбор словосочетания;
выполнять синтаксический разбор простого предложения;
правильно ставить знаки препинания в простом осложнённом предложении;
выделять грамматическую основу предложения, определять вид сказуемого, разбирать предложения по членам, находить однородные члены предложения, определять вид односоставных предложений, находить внеструктурные элементы предложения;
• различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.