Библиотечный урок для учащихся 4-х классов Поэтическая мастерская

Библиотечный урок:
«Поэтическая мастерская»
для учащихся 3-4 классов



Разработка педагога-библиотекаря Стоговой Л.Н.
ГБОУ Школа №1998 «Лукоморье»

Цель :знакомство поэзией и с основными приемами стихосложения
Задачи:
научить различать стихотворный и прозаический тексты;
определение ритма и рифмы (её виды);
научить рифмовать слова,
игра « Буриме».
Поэзия – великий дар! Кто оседлать сумел Пегаса, Тот никогда не будет стар, Рифмуя мысли ежечасно.


1.Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Библиотекарь: Добрый день, друзья!Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Как вы думаете, что нас там ждет?
(Верно знакомство с поэзией, со стихами)
У нас необычный урок, а волшебный, сказочный. В сказках часто встречаются потайные дверцы, которые так трудно открыть, нужно много знать, что бы попасть в страну Поэзию. Войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны этой страны. Но, мы не боимся трудностей. И так, вперед! В неведомую страну Поэзию!
Слайд 1
Тайна первая: речь человека.
Библиотекарь: кто пишет стихи ? Ну, конечно поэт!
На слайде перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь ,Михаил Лермонтов)
Все они – известные писатели.
Прослушайте два текста и определите: чем они похожи между собой и какие имеют различия;
перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
(звучит музыка)

Слайд 2.
«Одинокий корабль под белым парусом плывет в голубом тумане моря.
Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?»

«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?»

Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)
Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе).
Слайд3
Сделайте вывод, как может быть организована наша речь?
(проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Тайна вторая: стихотворная речь. Знакомство с ритмом.
Библиотекарь: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Слайд 4
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.
Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с библиотекарем)
Слайд 5
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Тайна третья: рифма.
Библиотекарь: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
Библиотекарь: Вы немного устали. Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму»:
парта - (карта)
ученик -(озорник)
пенал - (журнал)
указка - (сказка)
ручка - (штучка)
соль - (фасоль)
доска - (тоска)
диск - (риск)
мир - (пир)
поэт - (секрет)
весна – (красна)
ложка –(кошка).

Библиотекарь: Молодцы. Все справились отлично. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
Слайд 5.
В стихосложении существует 3 вида рифмы:
перекрёстная,
парная
опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию.
Представим (условно) их как А и Б.
( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)


Слайд 6
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом

Слайд 7
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой

Слайд 8
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.

Библиотекарь: А сейчас работа в группах. Мы с вами разделимся на 3 мини-группы . И вы попробуйте сами определить вид рифмы. Это работа не простая, но я верю, что у вас все получиться. Итак, приступаем.
Перед вами на столах карточки с текстами, посмотрите и внимательно прочитайте стихотворные строки, вспомните, о чем мы говорили сегодня, какие три вида рифмы вы знаете?
Определите виды рифмы ваших стихах.
Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье.
Сигналом, что задание выполнено, будет ваша поднятая рука. Время пошло!
Игра «Кто быстрее?»
(работа в мини-группах)

· 1.Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
(парная)

2.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
(перекрёстная)

3. На солнышке жарко.
Кошка стоит у ручья.
Чья это кошка?
Ничья!
Смотрит на всех,
Как дикарка.
(опоясывающая)

4.Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
(перекрестная)

6.Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
(парная)

6.«Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»
(опоясывающая)
Слайд 9.
Последняя тайна: игра «Буриме».
(работа в мини-группах)
Библиотекарь: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение, или поиграть в «Буриме».
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Библиотекарь: Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова?
(нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
На полянку вышел зайка
Видит - там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.
Библиотекарь:
Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Школа».
Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – малышки, урок – звонок.
3-группа: пенал - писал, друг- вдруг.
(По завершению задания дети озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные аплодисментами).
Рефлексия.
Библиотекарь:
Как часто мы думаем, что гениями рождаются, а написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать настоящим творцом.
Слайд 10
Какие тайны стихосложения вы открыли для себя сегодня на нашем необычном уроке?
Интересно ли вам было попробовать писать стихи?
Считаете ли вы, что добились определенного успеха в этом?
Какие стихи вам нравятся и почему?
Домашнее задание:
Попробуйте дома написать стихи о весне, о пробуждении природы. Лучшие произведения будут опубликованы в нашем школьном журнале «Комплимент».









































Приложение 1



Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой

Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.











Приложение 2
Группа 1
Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.


Группа 2
Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.

«Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»



Приложение 3

Группа 1

Ручка - штучка, тетрадь – писать.










Группа 2
книжки – малышки, урок – звонок.





















Приложение 4



Листок обратной связи

«____» ___________2014 г. Ф.И.О.___________________________________
Образовательное учреждение
Уважаемые коллеги! Выскажите свое мнение о проведенном мастер - классе. В первых двух вопросах обведите кружком степень удовлетворенности.
Я извлек для себя много пользы.

5 4 3 2 1 0 (я не извлек(ла) для себя пользы)

Я полностью удовлетворен своей работой на мастер –классе.

5 4 3 2 1 0 (я не удовлетворен(а) своей работой)

На мастер – классе было для меня:

самым полезным ________________________________________
самым приятным _______________________________________





























13PAGE 15


13PAGE 14415




15