Урок-поэтическая мастерская по литературному краеведению по теме Творчество М.Лохвицкой


Урок литературы в 8 классе.
Тема: "Поэтическая мастерская. Мир доброты в стихотворении Мирры Лохвицкой "Не убивайте голубей".
Цели:
1. Образовательная:
работа над идейно-образной структурой поэтического текста;
выявление роли эпитетов, метафор, антитезы, образов-символов в нем;
проследить, как изобразительно-выразительные средства слова помогают раскрыть тему и идею произведения;
2. Развивающая:
развитие творческого воображения через установление ассоциативных связей между понятиями, образами, словесное рисование картин, описанных в тексте, развитие речи, умение аргументировать свои высказывания;
3. Воспитательная:
воспитание любви к родной природе, бережного отношения к окружающему миру.
Ход урока.
Объявление темы и целей урока.
На предыдущем уроке вы познакомились с творчеством талантливой поэтессы начала XX века М. Лохвицкой. На том уроке звучали многие стихи поэтессы, но к анализу их мы не обращались. Сегодня мы поговорим только об одном стихотворении, попробуем увидеть: как в нем раскрывается мир яркого, незаурядного человека, что помогает поэту передать нам, читателям, свое видение окружающего, сделать нас своими единомышленниками. Но сначала давайте вспомним, что мы узнали о М.А. Лохвицкой.
Фронтальное повторение материала предыдущего урока.
Почему "русская Сафо"?
О чем писала стихи?
Какое отношение имеет к нашей волости?
Какие факты биографии особенно запомнились?
Новый материал.
Сегодня мы поговорим о стихотворении "Не убивайте голубей".
Форма урока – "Поэтическая мастерская". А что это значит?
Мы будем говорить не только об идейном содержании стихотворения:
теме, проблематике, образной структуре, но что более важно – какими художественными приемами добивается автор эмоционального и духовного воздействия на читателя.
Обратимся к стихотворению. Прослушайте это в исполнении Тани Новожиловой. Чем понравилось чтение?
А теперь запишите в тетради слово или словосочетание, которое вам захотелось написать после чтения стихотворения.
Нарисуйте свое настроение после прочтения стихотворения: что захотелось нарисовать.
Чтение и обсуждение записей, рисунков (право высказываться имеет каждый ученик, – оно предоставляется каждому).
Из того, что вы написали и нарисовали, складывается ваше понимание того, о чем это стихотворение. А то, о чем говорится в произведении называется … (темой).
Какова же, по-вашему; тема стихотворения?
(не губите красоту).
Жизнь, в понимании автора, - это красота.
"Прекрасное есть жизнь", - Чернышевский.
Лучше жить, стоя одной ногой на скале над морем, чем не жить вообще
(Достоевский).
Из каких картин складывается у поэтессы ее ощущение жизни?
(I Картина: прекрасный голубь в мятежном мире).
Прочитайте первый микротекст. Какими приемами описан прекрасный голубь?
эпитеты: белоснежно (оперенье), нежно (воркованье).
антитеза: чистый, нежный голубь – тусклый, мятежный (неспокойный) мир.
голубь – символ красоты, чистоты жизни, которая пока еще далека от идеала.
А символами чего в поэзии являются птица – небо – море?
(символами простора, свободы – личной и творческой).
Как вы понимаете значение слов: скорбей (скорбь), мятежно?
Обратитесь к словарю.
Какой же образ является в первом м/т?
(Прекрасный голубь – символ свободного для творчества мира, жизни).
Обратимся ко второму микротексту. Прочитайте его.
Как в нем рисуется картина?
(Через размышления автора после увиденного).
А как вы думаете, привела автора к глубоким размышлениям?
(В поле гулями дети, или мама с детьми, или девушки – кто именно, не сказано – и просто так рвали васильки).
Где обычно растут васильки? Кто из вас видел? Какова эта картина?
(Среди ржи, пшеницы.Очень красивое сочетание золотого и синего).
О чем размышляет автор?
(Зачем люди губят красоту? Украсить букетом дом? Но сорванные цветы в букете быстро вянут, гибнут. Люди обрекают их на смерть).
Какие чувства ими движут?
(алчность, ревность)
Объясните значение этих слов, в случае необходимости обратитесь к словарю.
алчность – жадность, ревность – зависть, чувство ущемленности
Почему именно об этих качествах говорит автор?
(Когда люди видят красивое и доступное) не надо деньги платить, больше и больше. И не всегда это проявление чего-то плохого в человеке. Ходили в лес за ягодами? Испытывали подобное? А вспомните подобный эпизод из сказки-были "Кладовая солнца" М. Пришвина – Натся на палестинке.
А почему ревность? Как объяснить употребление в тексте этого слова?
(Когда человек не соответствует уровню другого, более совершенного человека, существа, явления – возникает желание уничтожить. Рвут цветы, уничтожают редкие виды. Красная книга).
Почему она возникла?
(Потому что от бездумия людей, жестокости страдает природа.Некоторые виды растений и животных исчезают с лица земли).
Приведите примеры.
(Подснежник, венерин башмачок и др.)
Поэтому совершенно оправданно в стихотворении звучат следующие строки:
Хватит места для грибов.
Свое зерно дадут вам нивы.
Природой все запрограммировано. Всему отведен свой срок и свое место. Кому рождаться – кому умирать. Не надо вмешиваться в закон природы: рвать, убивать. Не для того человек пришел в эту жизнь.
А для чего? Прочитаем третий микротекст.
(Наслаждаться красотой, которая не нуждается в прославлении).
Объясните значение слов: песнопения, курения, гимны, гений.Обратитесь, если необходимо, к словарям.
К какому выводу приводит нас поэтесса?
(Гений человека силен видением, пониманием и созданием красоты, а не ее разрушением).
Как построено стихотворение?
Состоит из трех строф. В каждой строфе по 6 строк.
Определите способ рифмовки строк.
(Сложная рифмовка: аб ба – кольцевая: 1-4, 2-3
смежная: 3-5, 4-6.
Как начинается и заканчивается каждая строфа?
Одной и той же фразой – замкнутая композиция каждой строфы.
В чем особенность развития основной мысли в стихотворении?
Нарастание глубины выводов: от конкретного – к общему.
Прием градации.
Что вы можете сказать о человеке, которого волнуют такие проблемы, которые выделены в этом стихотворении? Какой образ автора возникает за строками стихотворения?
Человек не равнодушный, любящий природу, задумывающийся над жизненными проблемами, способный задеть за живое другого человека. Видит красоту в окружающем мире, учит людей бережно к ней относиться и т. д.
Домашнее задание: прочитать повесть Б. Васильева "Не стреляйте белых лебедей", подготовиться к уроку внеклассного чтения (вопросы для обсуждения в уголке). Что объединяет повесть и стихотворение.