Урок-исследование «Поэтическая мастерская русского слова» (по стихотворению А.С.Пушкина «Туча»)


Урок-исследование «Поэтическая мастерская русского слова»
(по стихотворению А.С.Пушкина «Туча»)
Цели:
образовательные – выявление аллегорического смысла образов тучи и бури в стихотворении “Туча”, художественной идеи стихотворения; обучение анализу лирического произведения;
развивающие – развивать навык выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями и терминами, музыкальными произведениями, созданными по произведениям классической литературы;
развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; прививать интерес к жизни и творчеству поэта;
воспитательные – формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексических значений слов алчный, унылый, ликующий; воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию.
Использование технологий:
технология критического мышления (приемы:“Кластер”);
технология модерации.
Оборудование и материалы:
портрет А.С. Пушкина;
репродукции картин А. Саврасова “Вид на Кремль в ненастную погоду” и И. Левитана “Озеро. Русь”;
текст стихотворения “Туча”;
раздаточный материал по группам (исследовательская работа);
романс И. Стравинского на стихи А.С. Пушкина “Туча”;
А. Вивальди “Эльфийская песнь” (скрипка Страдивари);
человечек, шары и тучи;
мультимедийный проектор и экран для демонстрации компьютерной презентации.
Ход урока
Слайд 1.
I. Вступительное слово учителя, этап инициации.
- Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Сегодня мы откроем новую страничку в удивительный мир лирики А.С. Пушкина, познать который нам помогут живопись, музыка и слово, так как “поэзия Пушкина – живописи и музыке сестра родная”. Вашему вниманию будет предложено лирическое стихотворение “Туча”.
Слайд 2.
Вхождение в тему. Целеполагание.
- Какой образ возник в вашем сознании после прослушивания произведения и просмотра репродукции? (Образ тучи). В каком виде искусства образ тучи представлен выразительнее? (В лирике).
Ассоциативный ряд к слову “Туча”.
Запишите ассоциативный ряд к слову “туча”. (Ненастье, дождь, буря, страх, беда, мрак, печаль, одиночество, волнение, тревога и т.д.)
- Какое настроение передают ваши ассоциации? (Грустное, печальное и т.д.)
Слайд 3.
- Прежде чем приступить к изучению темы сегодняшнего урока, мы отправимся в мастерскую художника.
Работа с репродукцией картины А.Саврасова “Вид на Кремль в ненастную погоду”.
- Рассмотрите картину русского художника Саврасова А.К. “Вид на Кремль в ненастную погоду”.
- Что изображено на полотне? (Буря...)
- Какое небо? (Небо обложено грозовыми свинцовыми тучами...)
- Какие краски использовал художник, чтобы изобразить грозовое небо? (Художник использует для изображения неба во время стихии темные, тёмно-серые, мрачные тона.На горизонте мы видим пробивающиеся лучи солнца, которые говорят о том, что буря скоро утихнет.)
- Представьте, что вы оказались на улице под таким небом. Какие чувства вы испытываете? (Страх, грусть, печаль и т.д.)
- Итак, на картине Саврасова “Вид на Кремль в ненастную погоду” изображен кульминационный момент разыгравшейся стихии. Но художник дает зрителям надежду: скоро буря закончится и наступит в природе долгожданное спокойствие и тишина.
Слайд 4.
Работа с репродукцией картины И. Левитана “Озеро. Русь”.
- Рассмотрите картину И. Левитана “Озеро. Русь”. Представьте, что вы оказались под таким небом, как на картине Исаака Ильича Левитана. Что вы почувствовали? (Безмятежность и умиротворение).
- Какой момент грозы изображен? (Буря миновала.О стихии только напоминают разбросанные на небу облака и на переднем плане одинокая туча, отражающаяся в озере).
- Какие краски преобладают на картине? (Яркие цвета: голубой, зеленый, лазоревый, синий, желтый и т.д.).
- Ребята, рассматривая репродукции картин, мы смогли пережить и чувство страха, и чувство успокоения, и ужас, и радость, и испуг, и умиротворение. Кто помог нам испытать эти чувства? (Художник). С помощью чего художнику удалось это сделать? (Красок и образов).
Исходя из темы нашего урока “Поэтическая мастерская русского слова” и ваших размышлений, выскажите ваши предположения: о чем мы узнаем в мастерской художника слова.(Учащимися формулируются цели урока).
II. Формирование ожиданий.
- Цели нашей мастерской определены. И я хотела бы узнать, что вы ждете от нашей встречи (что хотели бы узнать, чему научиться, какие качества приобрести) и что вызывает у вас опасения?
Перед вами на доске изображение человечка. Я предлагаю вам на листочках в форме воздушных шаров написать ваши ожидания, а на тучках – опасения. Воздушные шарики мы дадим в руки человечку, а тучи (ваши опасения) будут располагаться над ним. В конце урока мы вернемся к нему и проверим: оправдались ли наши надежды и сбылись ли ваши опасения.
В ходе исследовательской работы с текстом я надеюсь на соТРУДничество и соТВОРЧЕСТВО.
III. Интерактивная лекция
Выразительное чтение учителем стихотворения “Туча”.
- Какие картины нарисовало ваше воображение?
- Созвучно ли настроение, переданное на картине И. Левитана, общей тональности стихотворения “Туча”? (Изображение природы в стихотворении и на картине органично сливается с выражением душевных переживаний и эмоций человека.Сходство наблюдается в динамике чувств, которые испытывает поэт, и ощущении свежести и яркости солнечного дня ранней осени, переданном художником.)
Слайд 5.
Лексическая работа: алчный, древес, лазурь, унылый, ликующий, рассеянная (буря), облегать, обвивать, миновать.
- Формы каких слов не употребляются в современном русском языке? Как называются такие слова и какую роль они играют в стихотворении? (Сокройся, миновалась, древес – это устаревшие слова, придающие стихотворению торжественность).
Проработка содержания темы.
Исследовательская работа (10 мин. = 3мин. работа в парах + 7 мин. обсуждение)
- Итак, ребята, сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно исследовательскую работу. Вы будете работать в мастерских в группах и парах.
Инструктаж учащихся:
- На столах лежат тексты стихотворения А.С. Пушкина “Туча”, справочные материалы, задания, которые вам предстоит выполнить в процессе групповой работы и в парах.
На эту работу отводится еще 3-4 минуты. Затем мы приступаем к обсуждению, в ходе которого вы оцениваете своих одноклассников и дополняете. Несмотря на то, что каждый будет работать над предложенным заданием, не забываете записывать наблюдения в “копилку”, так как вы можете использовать их при выполнении домашнего задания.
Слайд 6.
1 группа.
Выпишите из текста стихотворения эпитеты. Какова их роль?
ЭПИТЕТЫ:
1 катрен: последняя туча, рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень, ликующий день.
2 катрен: таинственный гром, алчную землю.
3 катрен: с успокоенных небес.
Вывод: эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.
Слайд 7.
2 группа.
Выпишите из текста стихотворения олицетворения. Какая картина возникает в вашем воображении?
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:
1 катрен: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь.
2 катрен: ты [туча] облегала, молния...обвивала, ты [туча] издавала, поила.
3 катрен: пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит.
ВЫВОД: туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Слайд 8.
3 группа.
Выпишите из текста стихотворения глаголы. Какую роль они играют?
ГЛАГОЛЫ:
1 катрен: несешься, наводишь, печалишь.
2 катрен: облегала, обвивала, издавала, поила.
3 катрен: сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит.
ВЫВОД: насыщенность глаголами придает стихотворению “Тучи” динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.
В завершении работы учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги.
Определение метрики стихотворения.
- Определите стихотворный размер. (Четырехстопный амфибрахий).
- Использование такого стихотворного размера, как амфибрахий, помогает создать особый художественный эффект. Как вы думаете, какой? (Плавно звучащие строки как бы успокаивают разбушевавшуюся стихию.Это мы можем проследить: в 1 катрене говорится о последней туче, оставшейся в “ясной лазури”, во втором – о недавней грозе, в третьем – показан мир, воцарившийся после ненастья).
- Определите, какая строка с какой рифмуется? Как называется такая рифмовка? (Строчки зарифмованы парами. Такая рифма называется парной или смежная).
- Определите, какая рифма: мужская или женская? (1-2 строки – женская, 3-4- мужская; женская рифма чередуется с мужской).
IV. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Слайд 9.
V. Рефлексия  
Работа с оценочными листами, 1 столбик заполняется в ходе урока; второй – в конце.
- Как ты оцениваешь свое участие на уроке?
- Что удалось тебе на уроке, что не удалось?
- Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
VI. Итог урока.
Слайд 10.
- Подведем итоги нашей мастерской. Я предлагаю вам оценить собственный вклад в работу группы и на уроке (АМО “Светофор”), а также проверить, соответствуют ли результаты нашей работы намеченным ожиданиям в начале урока и сбылись ли ваши опасения (АМО “Воздушные шары”). (Если оправдались опасения и на доске остались тучки, то это ничего страшного.Ребятам можно сказать о том, что на следующих уроках мы продолжим работу над тем, в чем они испытывали затруднения.)
Метод рефлексии “Светофор”
Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут
Необходимые материалы:  флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.
Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.
Варианты / примечания: Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.
Слайд 11.
VII. Домашнее задание.
Дифференцированное задание:
Используя собранный материал на уроке, напишите небольшое рассуждение на тему: “Над чем размышляет А.С. Пушкин в стихотворении “Туча”?” или
Выучить стихотворение “Туча” наизусть.