Разработка урока истории в 5 классе по теме Олимпийские игры в древности


Урок истории в 5 классе
Тема «Олимпийские игры в древности».
Цель: Познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр , сформировать образное представление о празднике , его культурном значении и вкладе в мировую историю.
Способствовать развитию хронологических, картографических , образных и логических умений на основе выполнения познавательных заданий и участия в конкурсах; развивать монологическую речь учащихся.
Создание атмосферы праздника и соревнования с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», словарные слова , инструкционные карты, иллюстрационный материал , жетоны , атласы , контурные карты , «оливковые венки», дневники настроения.
Основные понятия: атлет , ипподром , пятиборье.
Опережающее задание : 1 Изучить дополнительную литературу.
Подготовить рассказ об одном из видов состязаний .Выбрать древнегреческое имя и объяснить его значение.
Командное задание : Выбрать бога или богиню – покровителя команды . Обосновать . Составить клятву , подготовить жертвоприношение.
Ход урока:
I Организационный момент:
- « Хайрете , пайдес ! Калой кай агатой !» ( Здравствуйте, дети! Прекрасные совершенные) Сегодня мы очередной раз окунаемся в мир истории .
- Заполните ваши дневники настроения.
II. Повторение пройденного материала по теме « Основание древнегреческих колоний»
Понятийный опрос. В виде игры « Ромашка» . На доске цветок с бумажными лепестками . На лепестках ист. понятия , изучаемые раннее. Учащиеся подходят к доске , отрывают лепесток , объясняют выбранный термин.
2.Подготовка устного ответа по карточке.
а) Ты бедный земледелец. Почему ты вынужден
покинуть Элладу? В какую колонию ты отпра-
вишься ? б) Ты вождь демоса . Почему ты вынужден по-
кинуть Элладу ?
в) Ты знатный человек. Что могло послужить
причиной твоего отъезда из Эллады? В какую
колонию ты отправишься?
г) Ты купец. Почему ты уезжаешь из Эллады?
Чем ты будешь торговать в колониях и что
Будешь оттуда привозить?
III Переход к изучению новой темы.Рассказ учителя
Мы знаем , где бы не жили греки , у них был один язык , письменность , религия , традиции. Неотъемлемой частью своей жизни греки считали занятия спортом , физической культурой.
В др. Греции говорили , что человеку не развитому физически не стоит доверять государственной должности . Если он не умеет управлять собственным телом , то как же справится с управлением полисом? Толстяк на улице Афин вызывал всеобщие насмешки . Спорт окружал греков с раннего детства . Многие граждане сохраняли хорошую спортивную форму до глубокой старости . Для некоторых наступление немощной старости , жизнь вне битвы спортивных состязаний теряла всякий смысл.Рассказывают , что знаменитый лучник Тиманф бросился в костер , когда в преклонном возрасте не смог натянуть тетиву лука.
В Древней Греции большой популярностью пользовались состязания атлетов в силе , ловкости , быстроте . Состязания устраивались в различных местностях Эллады – Дельфах , Коринфском перешейке. Но самые крупные и знаменитые были Олимпийские игры.
IV Изучение новой темы:
V Постановка целей и задач урока:
Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения и проведения Олимпийских игр . На этом уроке вы станете их участниками . Работая в группах вы должны будете показать не только командное превосходство , но и индивидуальные результаты. За нашими соревнованиями будут следить строгие судьи- ЭЛЛЕНОДИКИ.
( Невидимов П., Ермакова Н.), которые должны будут определить в конце урока победителей Игр- ОЛИМПИОНИКОВ.
А также в конце урока вы должны будете ответить на вопросы: ( в инструкционных картах)
Проблемные задания:
1. Что имело с точки зрения древнего грека большее значение для победы – мастерство спортсмена или любовь к нему богов?
2. Почему древние греки так гордились своими играми?
Греческому поэту Пиндару принадлежат следующие слова:
«НЕТ ДРУГОЙ ЗВЕЗДЫ БЛАГОРОДНЕЕ СОЛНЦА , ДАЮЩЕЙ СТОЛЬКО ТЕПЛА И БЛЕСКА В ПУСТЫНЕ МИРА. ТАК И МЫ ПРОСЛАВЛЯЕМ ТЕ , ЧТО ВСЕХ ИГР БЛАГОРОДНЕЕ- ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ»
- Ребята , почему игры получили такое название?( не путать с горой Олимп)
Есть ли в Греции что-то с подобным названием ? « На юге Греции , в области Элида , ручей Кладей , соединяясь с рекой Алфеем ограничивает с запада юга небольшую долину . В этой долине , окруженной в древности лесистыми холмами была расположена Олимпия. Она не была городом . Многочисленные храмы , алтари , дома жрецов , помещения для упражнения атлетов- вот и все постройки Олимпии. Семь дорог соединяли Олимпию с остальными областями древней Греции.
( работа с рисунком учебника с. 154 )
С возникновением Олимпийских игр связано немало легенд и мифов . Ребята нам представят некоторые из них.
( мини- сообщения учащихся о возникновении Олимпийских игр)
Первые Олимпийские игры прошли в 776 г. до н.э.
( запись в тетради , отработка хронологических умений)
- Подсчитайте, сколько лет прошло со дня их основания.
Что мы должны сделать?
2006+ 776= 2782г.
Глашатай (Невидимов Павел)
- Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступай
те же в Олимпию ! Да победят сильнейшие!
Мы приветствуем участников игр.
( Участники встают по одному , называют свое греческое имя и говорят , что оно означает)
Задание командам:
Отметить на контурной карте место проведения игр и город из которого вы приехали. Описать маршрут.
а) Высчитать в каких Олимпийских играх по счету вы принимаете участие , если соревнования проходят в 556 г. до н.э.
б) Однажды спартанцы незадолго до начала Олимпийских игр осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе и спартанцам запретили 20 лет участвовать в играх . какой обычай они нарушили ?Во скольких играх им не придется принять участие?
Проверка выполнения
Команды прибыли в Олимпию , но посмотрим насколько вы готовы к участию в Играх?
Используя текст учебника с. 153 заполнить пропуски.( работа с текстом)
а) В состязаниях могли участвовать как… , так и … .
б) Почти за год до начала игр участники обязаны были приступить к …. . в) Бедняки не могли тренироваться долгими месяцами , так как … , поэтому участниками игр обычно становились ….. люди.
Физминутка
- Вы доказали вашу готовность к играм.Но как же вы добьетесь покровительства богов?
Открытие игр
I день – Клятвы , жертвоприношения
Учащиеся должны объяснить выбор бога-покровителя, приносят жертву богам
(рисунки с изображением овощей , скота и т.д.), произносят клятву.
II-IV день- Состязания
Жеребьевка – порядок выступления определяют судьи- элленодики Сообщения учащихся о видах олимпийских состязаний , с привлечением иллюстративного материала.
V день – Награждение
Наступал самый долгожданный день , когда объявлялись имена победителей Игр.
Работа с таблицей ( раздаточный материал) . Задача : проанализировать таблицу . Ответить на вопросы :
Кто был участником?
По каким видам спорта ?Чем награждали?( амфоры с маслом) , а также пальмовыми ветвями , оливковыми венками, быки , пурпуровая одежда , пожизненная пенсия, питание , почетные места, статуи , освобождение от налогов и т.д.
Элленодики подводят итоги - премируют участников соревнований «амфорами»- бумажными жетонами, объявляют победителей , одевают на их головы « оливковые венки». Все кричат « Слава победителям»
VI Закрепление
Ответы на проблемные вопросы , поставленные в начале урока.
VII Рефлексия – Заполнение цветодневников.
VIII Домашнее задание: ( на доске под цветными кружками разноуровневые задания)
Уровень учащиеся выбирают сами.

§ 33 , план проведения игр , рассказ - (синий –слабый)
§ 33 , рассказ от имени участника - (зеленый – средний)
§ 33 , сообщение о возрождении Олимпийских игр - ( красный - высокий )