Из опыта работы по постинтернатному сопровождению выпускников МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей им. И.И.Седалищева»


Из опыта работы по постинтернатному сопровождению выпускников МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей им. И.И.Седалищева»
На сегодняшний день проблема постинтернатного сопровождения выпускников из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из актуальнейших проблем подготовки воспитанников к успешной социализации. Так как, отделяясь от родителей и начиная самостоятельную жизнь, любой человек имеет социальный статус, образование, умение строить отношения с другими людьми, способность к эмпатии, ответственное отношение к себе и другим, социальные навыки и многое другое. Все это дает человеку семья. В начале самостоятельной жизни дети – сироты, лишенные возможности общения с близкими людьми, жившие в регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями. И покидая детский дом, дети по сути, оказываются неготовыми к самостоятельной жизни.
Для решения вышеуказанных проблем в МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей им. И.И.Седалищева» работает система по постинтернатному сопровождению выпускников, в которую входят воспитатели, постинтернатный воспитатель, социальные педагоги, психологи и специалисты ППМС службы сопровождения.
Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются:
Проведение профориентационных работ с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, составление профориентационных карт каждого воспитанника;
Информирование выпускников о решении проблем адаптации в новом коллективе, самостоятельной жизни;
Социальное сопровождение выпускников в постинтернатный период, осуществление помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов;
Организация работы кураторов – наставников (из числа закрепленных воспитателей) и постинтернатного воспитателя;
Осуществление мониторинга социальной адаптации выпускников в постинтернатный период;
Выстраивание межведомственного взаимодействия с учебными заведениями, в которых обучаются выпускники детского дома;
Ведение постинтернатной карты выпускника.
В целях содействия занятости выпускников реализуются вариативные меры: осуществляется работа по их профессиональной ориентации, диагностике их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья к постоянному и временному трудоустройству, в которой активно используются возможности центра занятости, молодежных бирж труда, предоставляющие выпускникам первичные рабочие места, способствующие их закреплению на рабочих местах при трудоустройстве, формированию трудовой мотивации. Основным направлением деятельности постинтернатного сопровождения являются предоставление выпускникам Верхневилюйского детского дома, а также лицам из числа детей-сирот в возрасте 18 лет и старше консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, предоставление им при необходимости возможности временного проживания, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов. По итогам проведенного мониторинга среди выпускников выявлено, что они нуждаются и надеются в поддержке специалистов службы сопровождения.
Для осуществления начального этапа постинтернатного сопровождения при МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей им.И.И.Седалищева» созданы условия для профориентации воспитанников. Утверждена Программа по профориентации для воспитанников МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Верхневилюйский детский дом имени И. И. Седалищева» с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2015-2018 уч.г. На базе корпуса дополнительного образования функционирует кабинет социального педагога по профориентации. В кабинете работают 5 компьютеров на 5 рабочих мест, имеется уголок по профориентации с подробными описаниями и фотографиями учебных заведений Республики Саха (Якутия). В данном кабинете проводится обучение воспитанников использованию компьютеров, работа с программой по черчению «Компас», программами Microsoft Office.
Психологами проводятся профориентационные диагностические работы среди учащихся 8-11 классов с использованием методики Л. А. Ясюковой, в комплект которой входят:
Тест навыка чтения на русском Ясюковой;
Тест навыка чтения на английском языке Белавиной;
Тестом структуры интеллекта Амтхауэра для диагностики структуры интеллекта;
Прогрессивные матрицами Равена для измерения развитости;
Личностный опросник Кеттелла;
Профессиональные способности;
Тест «Рисунок дерева»;
По результатам, которых составляются психологические характеристики по профориентации на каждого воспитанника с учетом индивидуальных особенностей. И совместно с социальным педагогом и воспитателем подбираются наиболее подходящие профессии и учебные заведения.
В рамках кружка «Стимул» ведется подготовка воспитанников к ОГЭ и ЕГЭ. А также в каникулярное время проводятся традиционные круглые столы с выпускниками.
Анализ успеваемости воспитанников
Успеваемость воспитанников детского дома
Год Успеваемость Качество успеваемости
2009-10г. 100% 31,9%
2010—11г. 100% 27,8%
2011 - 12г. 100% 32%
2012-13 г. 100% 30%
2013-14 г. 100% 27%
2014-15г. 100% 35%
Со слабоуспевающими воспитанниками ведется работа, как контроль выполнения домашнего задания, помощь выполнения домашнего задания и освоения пройденного учебного материала
Ежегодно проводятся совместные педсоветы и консилиумы с администрацией и классными руководителями школ №1, №2, №3, №4 2 раза в год: осенью и весной. Совместные педсоветы помогают лучше узнать воспитанников, их проблемы, интересы.
Сопровождение выпускников проводится по подпрограммам: «Я и социум»; «Хатан»; «Уhуйаан», «Стимул», «Мичээр»;
А также подписаны договора с учебными заведениями Якутский музыкальный колледж, Мирнинский, Жатайский и Верхневилюйский проф.лицеи, Мирнинская фабрика ГОК №3.
Из числа воспитателей назначены кураторы для выпускников, имеется постинтернатный воспитатель в г.Якутске, который тесно взаимодействует с кураторами учебных заведений Якутска, в которых обучаются наши выпускники. Созданы условия для временного проживания выпускников в г. Якутске.
Мониторинг жизнеустройства выпускников Верхневилюйского детского дома на 2015г.
310515325120Количество выпускников до 25 лет составляет 43 воспитанника.
758190361315Количество студентов до 23-х лет состоящих на учете в ООиП по Верхневилюйскому району
Сравнительный анализ жизнеустройства выпускников


Одной из самых острых проблем в социализации детей – сирот является вопрос вторичного устройства в учебные заведения, что связано с иждивенческими установками выпускников детских домов. Из представленного анализа видно, что за последние годы уровень вторичного устройства значительно снизился. Это свидетельствует о том, что работа по постинтернатному сопровождению дает позитивные результаты.
320040332740Количество выпускников получивших жилье в 2009-2015гг.
653416217805
Особое внимание уделяем жилищным правам детей, включая сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо в установленных законом случаях право на получение жилого помещения. Как показывает практика, отсутствие жилого помещения является одним из наиболее существенных факторов риска дезадаптации выпускников Центра.
Администрация Центра, орган опеки и попечительства совместно с администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)», решают вопросы, направленные на защиту жилищных прав выпускников Центра, включая своевременное выявление детей-сирот, не имеющих права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением и постановку их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья принадлежащих воспитанникам Центра.Помимо содействия в реализации прав выпускников МКУ «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей им. И.И.Седалищева», постинтернатный патронат позволяет продолжить работу по формированию у детей-сирот социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни, что, в свою очередь, способствует сохранению получаемого детьми-сиротами жилья, закреплению на работе при первичном трудоустройстве, созданию и сохранению семьи, профилактике вторичного сиротства.