Конспект занятия: Твои действия при пожаре


Тема: Твои действия при пожаре
Цель занятия: научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; закрепить знания правильного поведения при пожаре; прививать навыки осторожного обращения с огнем.
Задачи:
Обучающая:
знакомство с основными причинами возникновения пожара;
знакомство с первичными средствами пожаротушения.
Развивающая:
развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение;
развитие речи, мышления, памяти.
Воспитательная:
воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности;
воспитание бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих;
воспитание уважения к профессии пожарного.
Метод проведения:
Словесный: рассказ, беседа.
Наглядный: демонстрация.
Практический: выполнение заданий.
Оборудование:
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для практической работы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, я рада вас всех сегодня видеть. Наше сегодняшнее занятие мы с вами начнем с загадки.
Отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
Правильно, ребята, это огонь. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре.
Основная часть занятия. Объяснение нового материала.
Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нем складывались легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.
Легенда о Прометее
(читают по цепочке)
1.
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал.
2.
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий, горячий огонь.
3.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.
4.
Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки, на плиты.
Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят сталь для страны сталевары.
5.
Хлеб и булки огонь выпекает,
И от холода нас защищает.
Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.
6.
И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
7.
Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Ребята, как вы думаете, огонь – друг или враг для человека?
Огонь - друг
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Ребята, скажите, возможна ли жизнь без огня на Земле?
Для чего же нам нужен огонь?
Я с вами согласна, ребята, без огня невозможна жизнь на Земле. Огонь согревает людей, дает им тепло. Он нужен всюду: в домах, школах, в детских садах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Огонь – символ
Символ памяти.
С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавших за родину.
Какую памятную (значимую) дату готовятся отметить люди в нашей стране в этом году?
- 70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
2. Символ объединения.
Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Ребята, так же огонь являлся одним из символов в 2014 году на зимней олимпиаде, проходившей в городе Сочи. По всем городам России люди пронесли огонь. Огонь объединил и сплотил всю страну, тем самым заново открыв многообразие и красоту России.
Огонь – враг
Огонь, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Ребята, огонь – враг, для человека в том случае если к нему относятся небрежно.
Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. И нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», - как гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар.
Ребята, скажите, чем может быть опасен огонь?
Кто скажет, по каким причинам может возникнуть пожар?
Причины возникновения пожара
Причинами возникновения пожаров чаще всего являются:
Неосторожное обращение с огнем.
Когда пожар возникает от огонька:
- не затушенной спички;
- от не потушенной свечи, оставшейся без присмотра;
- также причиной пожара может быть непотушенная сигарета, например человек, заснул и не затушил сигарету, загорается дом/квартира, происходит сильное задымление, в результате человек может получить ожоги (дыхательных путей) или погибнуть.
Детская шалость с огнем, почти все проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальной опасности, дети играют со спичками, поджигают бумагу, ради развлечения поджигают почтовые ящики, тополиный пух, оставляют не потушенными костры, совершенно не думая, к каким последствиям могут привести такие развлечения.
Неправильная эксплуатация электрооборудования и электроприборов, в связи с наступлением осеннее-зимнего периода люди чаще всего для согревания дома или квартиры используют камины, обогреватели. Нередко устанавливают их не на безопасном расстоянии от предметов мебели, стен. Оставляют электроприборы или электрооборудование без присмотра на длительный промежуток времени.
Газовое оборудование, оставляют газ без присмотра.
Ребята, у вас дома произошел пожар, никого из взрослых нет дома, что вы будите делать?
Твои действия в квартире, если дома нет взрослых
Если выйти из квартиры (помещения) невозможно.
Плотно закрыть входную дверь.
Дверные щели и вентиляционные отверстия заткните мокрыми тряпками.
При задымлении помещения или повышении температуры выйдите на балкон.
Если есть балкон, то выходите на балкон плотно закрываете, за собой балконную дверь, если нет балкона, приоткрываете окно или форточку, не создавая сквозняков. Вызываете пожарную охрану по номеру 01 или по единой службе спасения 112. Если нет возможности вызвать пожарных, то просите о помощи соседей или прохожих. Подаете сигналы спасателям (пожарным) через окно или с балкона ярким куском ткани и зовете их на помощь.

При выходе через задымленный коридор (задымленное помещение).
Дышите через мокрый носовой платок или полотенце закрывая нос и рот.
Двигайтесь к выходу пригнувшись или ползком – внизу дыма меньше.
При пожаре в доме (квартире).
Оцените обстановку, убедитесь в наличии опасности и определите, откуда она исходит.
Вызовите пожарную охрану по телефону 01 или по номеру единой службы спасения 112.
Выбегайте из квартиры сообщите о пожаре соседям, отключите газ, электроэнергию, закройте окна и двери.
Не пользуйтесь лифтом.
Ребята, кто скажет, почему нельзя пользоваться лифтом?
Покиньте помещение, уйдите на безопасное место.
Ребята, скажите, как надо вести себя при пожаре?
Ребята, запомните, самое главное во время пожара – не паниковать. Вызвать пожарную охрану.
В случае если возгорание не большое, то можно попробовать затушить возгорание самим.
Ребята, кто скажет, чем можно потушить пожар?
Какие первичные средства пожаротушения вы знаете?
К первичным средствам пожаротушения относятся различные огнетушители, песок, земля, плотное одеяло, ребята, также к первичным средствам пожаротушения можно отнести подручные средства пожаротушения, такие как: пищевая сода, стиральный порошок, соль, крышка, вода.Ребята, скажите, если у вас загорелся утюг, то можно ли его залить водой?
С начала нужно отключить из розетки, только после того как мы отключили можно залить утюг водой.
Игра «Недостающее словечко»
Слово относится к первичным средствам пожаротушения.
Добавьте словечко:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (Водой).
Пожар не ждет! К ящику бросок!
Насыпь на очаг спасательный … (Песок).
Если пламя вспыхнет вдруг.
Есть у нас надежный друг.
От пожара – всем спаситель
Пламени – душитель!
Дыма – укротитель!
Наш … (Огнетушитель).
Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма.
Ваша задача: Запомнить, как правильно вызвать пожарных.
Закрепление. Тренинг.
«Вызов по телефону пожарной охраны»
Ваша задача: суметь грамотно сообщить о пожаре.
Изложить диспетчеру пожарной части, что случилось:
Если вызываете по номеру 01:
Назвать город.
Назвать адрес, где горит.
Что горит.
Сказать сколько этажей в доме, на каком этаже горит.
Фамилию и имя.
Есть ли опасность для людей.
Если вызываем по номеру единой службы спасения 112, то тоже нужно назвать город.
Все это нужно сообщить диспетчеру быстро, грамотно и без запинок.
Творческая работа по составлению правил в рисунках
Знаете ли вы, что правила можно составлять не только словесно, но и изобразить их художественно?
Ребята, подумайте, что можно изобразить в рисунках в соответствии с правилами?
- Ребята изображают правила пожарной безопасности в рисунках.
Работа в группах по карточкам
Ребята, если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?
Сейчас я выборочно раздам карточки по группам.
Ваша задача: продолжить правила поведения при пожаре, каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.
1 карточка (ПРАВИЛО № 1).
Если огонь небольшой, …
- можно попробовать сразу же затушить его, первичными средствами пожаротушения, например, набросив на огонь плотную ткань, одеяло или залить водой.
2 карточка (ПРАВИЛО № 2).
Если у вас загорелся телевизор с жидкокристаллическим экраном …
- нужно выключить из розетки, и накрыть плотной тканью.
3 карточка (ПРАВИЛО № 3).
Как правильно нужно преодолевать задымленное помещение …
- нужно дышать через мокрый носовой платок, или полотенце закрывая нос и рот. Двигаться к выходу пригнувшись или ползком либо вдоль стены – потому что, внизу дыма меньше.
4 карточка (ПРАВИЛО № 4).
Если не можешь выйти из горящей квартиры, …
- нужно сразу же позвонить по телефону 01 или 112 и сообщить пожарным о пожаре, после этого, если есть балкон можно выйти, на балкон плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь соседей или прохожих.
5 карточка (ПРАВИЛО № 5).
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт …
- при пожаре он отключится, и ты задохнешься.
6 карточка (ПРАВИЛО № 6).
Когда приедут пожарные, …
- во всем их слушаться и не бояться. Они лучше знают, как вас спасти.
Молодцы ребята.
Сейчас, каждому из вас я раздам тест по пожарной безопасности.
Ваша задача: внимательно прочитать вопросы, правильный ответ на вопрос один.
Назовите имя героя древнегреческих легенд, принесшего огонь людям.
Зевс
Геракл
Прометей
Что нельзя делать, если в твоем доме что-то загорелось?
Вызывать пожарную охрану
Кричать «Пожар»
Покидать горящее помещение
Открывать все окна и двери
Встречать пожарных
Если огонь небольшой, пробовать затушить
Что надо делать при пожарах?
Распахивать окна и двери в горящем помещении
Близко подходить к огню
Поддаваться панике
Тушить водой, включенный телевизор
Вызывать пожарную охрану
Что не является средством тушения пожара?
Огнетушитель
Вода
Веник
Песок
Керосин
Что не является причиной пожара?
Детские шалости с огнем
Оставленный включенный утюг
Сварочные работы
Перегрев велосипеда
Поджог
Непотушенная спичка
Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
Водопроводчик
Пожарный
Пожарник
ОгнеборецПроверка теста.
Рефлексия. Подведение итогов.
Что узнали нового?
Что понравилось?
Какие сделали выводы?
Сегодня мы с вами выучили некоторые правила противопожарной безопасности. Сейчас я посмотрю, как вы их усвоили.
Игра «Это – я, это – я, это все мои друзья!»
Сейчас, я вам буду зачитывать четверостишия.
Ваша задача: после каждого четверостишия, если вы считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: “Это – я, это – я, это все мои друзья!”, а если неправильно, то молчите.
Ребята, всем понятна задача, что нужно делать?
Итак, начинаем.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От коварного огня …
“Это – я, это – я, это все мои друзья!”
Кто поджог траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Молчат
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
“Это – я, это – я, это все мои друзья!”
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Ели сам живой ушел!
Молчат
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костер не затушил?
Молчат
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят
Школьников и дошколят?
“Это – я, это – я, это все мои друзья!”
Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, что вы будите соблюдать их не только сами, но и научите других ребят.
И, конечно же, огонь станет для вас вашим верным другом, а не врагом!
Спасибо за внимание!
Наше занятие подошло к концу. До новых встреч.