Внеклассное мероприятие для начальной школы Хлеб — всему голова




Внеклассное мероприятие для
начальной школы


Хлеб - всему голова.














Тема: Хлеб - всей жизни голова.
Цель: показать значимость и ценность хлеба в жизни человека; познакомить детей с тем, как выращивают хлеб; воспитывать у детей уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.
Оформление: сноп колосьев, серия таблиц «Откуда хлеб пришёл», репродукция картин «Жатва» Пластова, «Рожь», И.Шишкина, пословицы о хлебе на плакатах, выставка хлебобулочных изделий на вышитом рушнике, украинские костюмы для детей.
Ход мероприятия
Учитель: Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Хлеб – основной продукт питания, он нужен каждому человеку каждый день. Наш народ всегда с любовью и бережливостью относился к этому бесценному продукту и называл его ласково хлебушком. Нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не зная его вкуса, не дорожил им. Для человека нет более приятного запаха, чем запах свежего хлеба. Народная мудрость гласит: « Нет лучше в мире цвета, чем пшеничный колос, нет лучше в мире сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба.» Хлеб, хлебушко Тёплый, душистый, с хрустящей корочкойПредставить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. С давних времён матери благословляли и встречали молодожёнов хлебом-солью, почётным гостям всегда преподносят на рушнике хлеб -соль.

( Под звуки музыки входят 3 девочки с караваем хлеба, низко кланяются, вместе говорят: «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! )
1Ученик: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

2Ученик: С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим
«Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук!»
(вручает хлеб гостю)

3Ученик: Вот он, хлебушко душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

1Ученик: В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло!
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

2Ученик: В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём.

3Ученик: Вот он – хлебушко душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.

1Ученик: Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.



2Ученик: Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.

Учитель: А сейчас, ребята, мы отправимся с вами в путешествие по родной матушке-земле и пройдём путь, который проходит хлеб, пока попадёт к нам на стол. Долгий и нелёгкий этот путь.
(Выходит вторая группа детей.)

1Ученик: Хлеб рождается в бороздках.
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля-земля не просто,
А кормилица земля.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.



2Ученик: Далеко в просторе чистом
Слышен говор тракторов.
За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут мягкий чернозём.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3Ученик: На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в открытое окно:
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зёрнышко
Вложено труда
Знают только солнышко,
Ветер и вода.

4Ученик: Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною,
И слышит страна: « За уборку пора!»
Для хлеба комбайны нужны, трактора.









5Ученик: Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазин
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.



6Ученик: В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно,
Скажем он, как будто дома.
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.

7Ученик: Едет хлеб на мельницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов
Богатырь – муковоз
На завод муку привёз.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

8Ученик: На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука,
Тесту тесно, мало места.
- Ох, пустите!- шепчет тесто!
- Ладно, пустим, в печь давай!
Выпекай нам каравай.



9Ученик: От завода-автомата
Льётся тёплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак:
Всё, что хочешь, испечёт
Этот сказочный завод.

10Ученик: Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки,
Медовые пышки.



11Ученик: Каравай земли и неба
На твоём столе
Ничего сильнее нету на земле.
В каждом маленьком кусочке-
Хлебные поля.
А на хлебном колосочке
Держится земля.

12Ученик: Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.

13Ученик: Взором радости объемлю
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней.

Все: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

Учитель: Ребята! Мы с вами прошли тот путь, который проходит хлеб, прежде, чем попадёт к нам на стол. Как видим, этот путь долгий и нелёгкий. Мне хочется, чтобы вы научились беречь хлеб. Ведь в него вложено столько человеческого труда! Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе был хлеб. Мы должны уважать их труд. Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой измеряется наша совесть. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодомор 1933 года, голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Тогда был лозунг « Мир народам – хлеб голодным!» В блокадном Ленинграде хлеб был главным богатством. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Рабочим в день выдавали 250г хлеба, а служащим 125г. Посмотрите, какой это маленький кусочек!








Хотя блокадный хлеб трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, отрубей, овсяной муки, лебеды, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. А. Морозов писал:
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
Но и такого хлеба было очень мало. Тысячи ленинградцев в блокадные дни погибли от голода, они умирали, стоя в очереди за хлебом, умирали прямо на улице, в своих домах. С ноября 1941г. по октябрь 1942г. от голода погибло 641803 человека. А людям нужно было выжить назло врагам, нужно было работать назло бомбёжкам и обстрелу.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит правильные слова:
« Хлеб – всей жизни голова».
Молодое поколение не знает голода, поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Очень больно видеть валяющиеся на полу кусочки хлеба, булочки, печенье, что иногда, к сожалению, можно видеть и у нас в школе. Хлеб надо брать в меру, чтобы потом не пришлось выкидывать, тем более, что речь идёт о первейшем продукте человека, так как хлеб имеет все необходимые питательные вещества, а главное его достоинство, что он никогда не приедается. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
( Выходит третья группа детей.)

1Ученик: Хлеб не лёгкий путь проходит,
Чтоб попасть к тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба
Привкус доброго труда.

2Ученик: Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт:
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтёр, металлург, машинист – народ!

3Ученик: Так повелось на моей земле
Из года в год, из рода в род - веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет был человеческими руками.



4Ученик: Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета.
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.

5Ученик: Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: « Берегите, берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
« Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь».

6Ученик: С детских лет запомни навсегда:
Хлеб - земля! Хлеб – воздух! Хлеб – вода!
Как земли хозяин
Хлеб в руках держи!
Каждой крошкой хлеба всюду дорожи!

Ведущий: Ребята, а как вы относитесь к хлебу? Что надо сделать, если остались кусочки хлеба? (ответы детей).
- А что можно приготовить из чёрствого хлеба?
- Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухари.
- Легко и быстро можно приготовить гренки.
- Из хлеба можно сделать суп.
- А если молотые сухарики из пшеничного хлеба смешать с маслом, яйцом, сахаром, уложить в форму и поставить на холод, то получится хлебный торти др.
Учитель: Наш народ с любовью и бережливостью относился и относится к хлебу, ласково называя этот бесценный продукт хлебушком. Он воспет нашим народом в песнях, стихах, в пословицах и поговорках. Многие художники своей кистью писали картины о хлебе.
- Какие картины о хлебе вы знаете? (« Жатва» Пластова, «Рожь» Шишкина.)

А теперь мы споём песню о хлебе. (Звучит песня.)
Дети! А какие пословицы, поговорки о хлебе вы знаете?
Хлеб – всей жизни голова.
Хлеб – кормилец, пища наша, хлеб насущный – сила наша.
Худ обед, когда хлеба нет.
У голодного хлеб на уме.
Покуда хлеб да вода – всё не беда.
Не шуба греет, а хлеб.
В дороге хлеб не помеха.
Не будет хлеба, не будет и обеда.
У кого хлебушек, у того и счастье.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Без труда хлеб не родится никогда.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Если хлеба ни куска, как и в тереме тоска.
Посей впору – будешь иметь хлеба гору.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Ведущий: А кто хочет рассказать стихи о хлебе?
Чем пахнет хлеб
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом
А главное – работой пахнет хлеб.

Он пахнет степью, пахнет утром ранним
В нём рук тепло, забота строгих глаз
Он входит в дом сквозь годы испытаний
Не зачерствев, как кое-кто из нас.
***
Пройдётся пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: - Поклонись ему,
Как матери, как общей доле.

Перед этим полем шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный колосок.
Сколько в это зёрнышко вложено труда
Знает только солнышко, ветер да вода.

Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернёшься на рассвете
И скажешь: « Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете.
Что такое хлеб?
Читатель мой! Прочти хотя бы раз
Про обычный хлеб печёный
Немудрёный мой рассказ:
Ведь обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше!
Гусь без хлеба – ерунда!
Хлеб – кормилиц, пища наша,
Хлеб насущный – сила наша,
Молодецкая еда,- говорил народ всегда.
На работе и в походе
У народа хлеб в почёте.
С хлебом каждый человек –
Богатырь из века в век.

Учитель: А сейчас дети споют частушки о хлебе.

Мы про хлебушек частушки
Вам сегодня пропоём.
Навострите ваши ушки
И похлопайте потом.

В кулачке у колоска
Зёрнышки – малышки.
В каждом зёрнышке мука,
Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал
Или кто-нибудь пришёл,
В каждом доме первым делом
Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,
Плюшки, сайки, пироги
За столом и на прогулке
Уважай и береги!

А в заключении дети станцуют танец с колосками.
Учитель: Наш утренник, посвящённый хлебу, приблизился к концу. Пусть каждый из вас унесёт с нашей сегодняшней встречи доброе, тёплое, хорошее настроение, а главное помните о значимости хлеба в жизни человека, о людях, которые выращивают хлеб, о бережном отношении к этому чуду земли. Помните! Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно прорастает многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. И питать этой новой жизнью человека. Не зря народная мудрость гласит:

Хлеб – всей жизни голова!