Проект для начальной школы «Хлеб – всему голова»


2- Б класс. Классный руководитель : Ткач Т.Н.
Тема проекта: «Хлеб – всему голова».
Актуальность: Мы очень часто слышим фразы «Хлеб – всему голова, Хлеб – наше богатство», и нам стало интересно, почему же хлеб считается богатством и почему, не смотря на то, что все об этом знают, зачастую мы видим такое небрежное отношение к хлебу – брошенный кусок хлеба в грязь, раскрошенный по всему столу хлеб в школьной столовой, выброшенные в мусор буханки хлеба. Мы предположили, что такое небрежное отношение к хлебу большинства ребят связано с тем, что ребята не знают, сколько труда потрачено и сколько людей разных профессий задействовано в приготовлении хлеба. После обсуждения этой темы, ребята взрослели на глазах, - осознавали настоящую цену и ценность хлеба. Рассуждали, как нужно обращаться с хлебом, который уже зачерствел (посушить сухарики, сделать гренки, размочить и отдать голубям и воробьям), ни в ком случае не выбрасывать, не надругаться.
С детьми мы затронули тему появления хлеба в истории человечества, разные способы изготовления хлеба в разных странах.
С хлебом связано много обрядов на Руси. Ребята с родителями некоторые из них прокомментировали:
- перед иконой в праздники обязательно нужно было положить кусочек хлеба – благодарность Богу за урожай;
- сватовство с хлебом – солью. Хлеб-соль – достаток, мир, благополучие;
- хлеб клали в зыбку младенца – чтобы Бог хранил, а ребенок вырос работящим и здоровым;
- нельзя доедать хлеб за другим человеком – силы не будет, достатка;
- нельзя выбрасывать хлеб – большой грех, не будет счастья и сытости.
Подводя итоги нашего проекта, ребята пришли к осознанному выводу: хлеб – ценность человечества, хлеб добывается нелегким трудом и огромной любовью к людям. Его нужно беречь! Прозвучало очень много стихотворений, мастерски прочитанных ребятами наизусть!
Поэтому считаю, что проект моей темы актуален всегда.
Цели проекта
1.Проведение учебно – исследовательской деятельности младших школьников по выращиванию злаковых культур, наблюдение за их ростом и развитием.
2.Развитие познавательной активности учащихся в изучении и бережном отношении к труду людей, выращивающих пшеницу, ячмень на полях п. Гвардейское.
3.Проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба.
4.Посетить хлебопекарню.
5.Воспитание бережного отношения к хлебу, формирование нравственных, жизненных принципов младших школьников во взаимодействии с природой и окружающей средой.
Методические задачи
1.Научить учащихся производить посадку растений в грунт.
2.Вести наблюдения, измерения, уход за появившимися всходами.
3.Регистрировать результаты наблюдений.
4.Находить материал по теме в научно – популярных статьях, художественной литературе, поэзии, творчестве художников.
Методы и способы
- Групповая дискуссия;
- Анализ конкретных жизненных ситуаций, решение задач;
- Создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- Элементы наблюдения, эксперимента;
- Ролевые игры; и др.
Этапы работы над проектом
Работа над проектом состоит из нескольких этапов.
І этап : Выпуск маршрутного листа проекта « Хлеб – всему голова».
ІІ этап: Исследовательская работа (эксперимент).
ІІІ этап: Посещение хлебопекарни.
IV этап: Информационный сбор материала.
V этап: Внеклассное мероприятие, создание папки – отчёта и мультимедийного проекта.
Мы решили разбиться на группы. Одна группа собирала материал об истории возникновения хлеба, об отношении людей к хлебу в разные времена, сочиняла стихи, делала поделки из соломы. Вторая группа занималась посадкой семян в грунт и выращиванием зёрнышек. А третья группа прослеживала путь хлеба от зёрнышка до того как он попадёт к нам на стол… Отчет о проведенной работе представляем в виде презентации.
Продукт. Внеклассное мероприятие «Цена хлеба», спектакль «Колосок», проведение исследовательской работы (выращивание в грунт пшеницы и ячменя).