Основы смыслового чтения и работа с текстом.


Основы смыслового чтения и работа с текстом.
Отец спрашивает у сына: - Почему ты до сих пор не прочел книгу, которую я подарил тебе на день рождения? - Папа, как же я ее прочитаю, если я ее даже открыть не могу, она же в дисковод не лезет! «Почему наши дети не читают книги?» - этим вопросом задаются сейчас практически все, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся. Многие из тех, кто всерьез задумывался о причинах стойкой неприязни современных детей к книгам, считают, что существует, по меньшей мере, три основных причины этому явлению. Причина первая – информационная.Любая книга, к какому бы жанру она не относилась, является в первую очередь источником информации. Мозг ребенка за день настолько перегружается информацией, кстати, зачастую абсолютно лишней, что теряет способность к восприятию. Школьники загружены в последнее время настолько, что удивительно, как вообще сохранились дети, не потерявшие интереса к книгам. Причина вторая – медицинская.
В последнее время отмечается огромный рост числа детей, имеющих пограничные расстройства центральной нервной системы, умственного развития или логопедические проблемы. Суть заключается в том, что для того, чтобы чтение было для ребенка интересным, он должен, как минимум, понимать то, что читает. Если ребенок путает буквы, переставляет слоги, если его воображение находится в зародышевом состоянии и существуют проблемы с логическим восприятием, вы никогда не докажите ему, что читать – это интересно. Сложно это даже представить, но для многих современных детей печатный текст является лишь бессмысленным набором символов и слов. Причина третья – педагогическая.
Психологи уже давно пытаются внушить нам: если вы хотите воспитать у ребенка стойкую неприязнь к чему-либо – заставляйте это делать и постоянно критикуйте его действия в процессе. Посмотрите со стороны, как обычно происходит процесс обучения чтению в наших семьях: «немедленно бросай играть, иди читать, а то все дети придут в школу подготовленные, а ты дурак дураком», «перечитай, ты допустил ошибку, перечитай еще раз», «никуда не пойдёшь, бери книгу и читай» и т.д. и т.п. Вам захочется после этого читать? Ну и конечно, никто не отменял главный закон педагогики – личный пример. Если родители держат в руках только поваренную книгу или спортивную газету, им вряд ли удастся привить ребенку любовь к чтению.
Тем не менее, нам приходится работать с современными, не читающими, детьми. А текст остаётся при этом главным источником информации, фундаментом для обозначенных в стандарте результатов (слайд 2).
Следовательно, нужно искать какие-то механизмы чтения (двигатели).
Говоря о процессе чтения, необходимо отметить, что чтение, как и любой другой процесс познания, имеет две стороны - логическую и чувственную. Стороны эти качественно различны, но функционируют в неразрывном единстве. Механизмы чтения связаны с обеими сторонами.
Первым компонентом в системе механизмов чтения является восприятие письменной речи. Восприятием текста считается чувственное понимание, ограниченное деятельностью первой сигнальной системы.
Не менее важен для чтения и механизм логического понимания.
Следующий механизм - это механизм внутреннего речевого слуха. Мы как бы слышим внутри себя то, что читаем. Получив зрительные сигналы, человек должен преобразовывать их в мысли на основе своего жизненного опыта.
Существует классификация и видов чтения:
· Ознакомительное
· Поисковое
· Просмотровое
· Аналитическое
· Синтетическое
· Изучающее.
Рассмотрим данные виды чтения.
Предметом внимания при ознакомительном чтении становится все произведение без установки на получение какой - либо определенной информации. Результатом является построение комплексных образов читаемого. Следовательно, данный вид чтения способствует развитию образного мышления.
Целью поискового чтения является - найти конкретную информацию для использования ее в дальнейшей деятельности. Этот вид чтения развивает и образное и словесно - логическое мышление.
Целью просмотрового чтения является получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно - логического мышления.
При аналитическом чтении внимание читающего направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы.
Синтетическое чтение строится на базе прочного владения лексическим и грамматическим материалом.
Изучающее чтение требует тщательного прочтения с установкой на полное понимание текста и сохранение в долговременной памяти.
Рассмотрев разные виды чтения, мы можем сделать вывод, что каждый вид чтения задействует образное и словесно - логическое мышление.
Что касается этапов работы с текстом, хочу поделиться методическими рекомендациями, полученными при дистанционном обучении в этом году.
Информационная обработка текста лежит в основе экзамена по русскому языку: выпускникам 11-х классов приходится работать с тремя текстами. Два текста предлагается в КИМе, третий – текст собственного сочинения на основе прочитанного. В его структуре, на мой взгляд, и представлены основные этапы работы над смысловым чтением:
-выявление проблемы,
-её комментирование,
-авторская позиция (идея),
-аргументация собственного мнения (согласие/несогласие с позицией автора).
Любое осмысленное чтение начинается с практического или теоретического вопроса, требующего решения, исследования. Это и есть проблема текста. Такие вопросы могут затрагивать разные стороны жизни: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека. Таким образом, мы сталкиваемся с различными категориями (видами) проблем.
Вторым этапом работы с текстом является комментирование. Комментарий – наше размышление о том, как именно автор раскрывает поставленную в тексте проблему.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью вопросов.
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Третьим этапом работы с текстом является выявление авторской позиции.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Можно предложить ребятам различные способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова: …
Автор считает, что …
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
Автор убеждает нас в том, что …
В тексте доказывается мысль о том, что …
Основная мысль текста заключается в том, что …
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что …
Заключительным этапом является аргументация своего согласия/несогласия с авторской позицией.
Вот четыре основных шага, которые ведут к смысловому чтению текста. Если мы научим школьников следовать им, то появится надежда на то, что чтение из формального превратится в осмысленное, а значит, станет фундаментом для обозначенных в стандарте результатов.