Разработка урока по курсу Основы смыслового чтения и работа с текстом на тему Что такое тезисы ?


Технологическая карта учебного занятия
Предмет Смысловое чтение и работа с текстом Класс 5
Тема урока Что такое тезисы и как их написать
Тип урока Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Цели Формирование у обучающихся умения составлять тезисы
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
познакомить с понятием «тезис»,
формировать умение составлять тезис. владеть разными видами чтения,
вычитывать все виды информации,
извлекать информацию из текста,
анализировать,
делать выводы,
строить рассуждения договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению,
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
высказывать свою точку зрения,
слушать других.
Основные понятия, изучаемые на уроке Тезис, план, текст
Организационная структура учебного занятия
№ этапа Этап урока УУД Деятельность Ресурс Время
учителя учащихся 1 Мотивация Приветствие учителя Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
(Повторяют хором) 3 мин
2 Актуализация субъективного опыта Оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
Высказывать свою точку зрения,
Слушать других, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с приемами работы с текстом.
Прочитайте высказывания известных людей, как вы их понимаете?
Лингвистическая разминка
«Подбери пару». За одну минуту к каждому прилагательному подписать пару – имя существительное, согласованное по роду и числу. Помните, что эти пары – устойчивые словосочетания.
(Приложение 1) «Мозговой штурм»
( читают, высказывают свои мнения)
Выполняют работу на скорость,
проверяют и оценивают лучшего знатока русского языка. Презентация к уроку «Что такое тезисы и как их написать?»
(Слайд 2)
(Слайд 3),
Карточки с заданиями по вариантам 5 мин
3 Восприятие и осмысление учащимися нового материала Оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
высказывать свою точку зрения,
слушать других, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Вычитывать все виды информации,
извлекать информацию из текста.
Познакомить с понятием «тезис»,
формировать умение составлять тезис. Учитель знакомит с понятием «тезис».
Ребята, как вы думаете, что за слово написано на доске?
Так что нам надо сегодня изучить?
Попробуйте сформулировать цель своей работы на уроке.
Тезис – (от греческого слова – положение, утверждение) это краткое изложение существенных мыслей из содержания текста, основных положений какого-либо исследования, сформулированных в сжатой форме.
На какое понятие эта формулировка очень похожа?
Бывают: первичные (авторские) и вторичные (составлены своими словами).
Особенность:
имеют утвердительный характер,
минимум доказательств и пояснений.
А чем план будет отличаться от тезисов7А что может быть у них общего?
Совместная работа учителя и учеников по определению этапов создания тезисов методом мозгового штурма.
Выдвигают свои версии.
Записывают число и тему урока в тетрадь.
Записывают результативную цель своей работы на уроке
Записывают понятие в тетрадь.
На план текста.
План - список названий смысловых частей, построенный в соответствие с логикой содержания, а тезисы в сжатой форме раскрывают смысл названий частей.
И план и тезисы отражают главные идеи текста.
Результат работы записывается в тетрадь. Этапы создания тезисов:
- прочитать текст;
- разделить на микротемы, выделив главные мысли;
- озаглавить каждую микротему, т.е. составить план;
-написать кратко содержание (опишите идею) к каждому названию). Презентация к уроку «Что такое тезисы и как их написать?»
(Слайд 4)
Презентация к уроку «Что такое тезисы и как их написать?»
(Слайд 5)
7 мин
4 Первичная проверка понимания Познакомить с понятием «тезис»,
формировать умение составлять тезис.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
высказывать свою точку зрения,
слушать других, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Вычитывать все виды информации,
извлекать информацию из текста.
Договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению,
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
высказывать свою точку зрения,
слушать других. Объясняет как работать с таблицей.
(Приложение 2)
Выдаёт тексты, разрезанные на части.
Посмотрите внимательно на слайд и ответьте на вопрос «Что общего между этими предметами? Чему будет посвящён текст?»
Собираем текст в первую колонку.
Проверяем, что у нас получилось.
Составляем план текста и заполняем вторую колонку.
Проверяем, что у нас получилось.
Работаем с тезисами и заполняем третью колонку.
Проверяем, что у нас получилось.
А теперь ответьте на вопрос, который был дан в начале работы с текстом, и посмотрите на слайд 10. Даны в разнобой части текста, к ним названия, к названиям тезисы. Составить текст, подобрать к каждой части название, к каждому названию тезисы.
Обсуждают.
Читают текст, заполняют первую колонку, проверяют по образцу, оценивают свою работу.
Составляют план и заполняют вторую колонку, проверяют по образцу, оценивают свою работу.
Составляют тезисы и заполняют третью колонку, проверяют по образцу, оценивают свою работу.
Отвечают на вопрос. Презентация к уроку «Что такое тезисы и как их написать?»
(Слайд 6)
(Слайд 7)
(Слайд 8)
(Слайд 9)
(Слайд 10) 10 мин
5 Первичное закрепление Физкультминутка
(«Потягушки», «Сон»)
Заполните пропуски в таблице, соблюдая последовательность содержания.
Текст «Рыцарские турниры»
(Приложение 3)
Работа в группах, по рядам.
Заполняют пропуски в таблице.
Проверяют работу. Презентация к уроку «Что такое тезисы и как их написать?»
(Слайд 11)
9 минут
6 Анализ Анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Ответьте на вопросы?
Что такое тезисы?
Чем они отличаются от плана?
Каковы этапы написания тезисов?
Заполните таблицу
Отвечают на вопросы. Презентация к уроку «Что такое тезисы и как их написать?»
(Слайд 12)
(Слайд 13)
6 мин
7 Рефлексия Оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
высказывать свою точку зрения,
слушать других. Какую цель урока мы сегодня ставили?
Удалось ли вам её достичь?
Что ещё предстоит сделать?
Я благодарю Вас за работу на уроке!
Давайте поаплодируем сами себе за старание и трудолюбие! Отвечают на вопросы.
Оценивают работу на уроке с помощью приёма «Спидометр». Презентация к уроку «Что такое тезисы и как их написать?»
(Слайд 13)
5 мин
Приложение 1

Породистая Маменькин Маршрутное Коломенская
Незваный Пареная Постельное Ахиллесова
Луковое Взлетная Шаровая Великая китайская
Космические Скрипучая Атлантический Казанская
Перцовый Многоэтажный Птичье Киевская
Гороховый Трехлитровая Плюшевый Каменный (ист)
Аленький Шариковая Лебединая Летучий (миф)
Приложение 2
Части текста План Тезисы
Форрест Марс родился в семье небогатого американского кондитера. Однажды он пил молочный коктейль, и ему пришла в голову идея: наполнить шоколадную конфету молочным коктейлем. Так появился батончик Milky Way.
Идея – соединить шоколад и молоко.
Форрест Марс родился в Америке в семье кондитера. Он придумал Milky Way, соединив шоколадную конфету и молочный коктейль.
Форрест переехал в Англия, где арендовал кондитерский цех. Внеся некоторые изменения в рецептуру Milky Way, он начал выпускать батончик Mars. Для того чтобы обеспечить сбыт нового изделия, предприниматель пошел на некоторую рекламную хитрость. Он объявил, что батончик Mars – это не лакомство, а еда, дающая человеку энергетический заряд, снимая усталость и нервное напряжение. Потребители поверили, новый батончик полюбили и стали покупать. Успех батончика Mars.
Форрест переехал в Англию. Там стал выпускать батончик Mars. Батончик стал популярный, так как Марс объявил его – едой, дающей заряд бодрости, а не лакомством.
Следующим изобретением Марса стало шоколадное драже M&Ms. Новинка под девизом «шоколад, который не пачкает руки» тоже пришлась по вкусу потребителям.
Новое изобретение - шоколадное драже.
Затем родилась новая идея Марса – шоколадное драже M&Ms, не пачкущие руки. Это изобретение принесло успех.
После войны Марс освоил еще одно направление бизнеса. Он первый придумал и наладил производство продуктов питания для домашних питомцев – кошек и собак - Pedigree и Whiskas. Питание для животных.
После войны Форрест освоил новый бизнес. Наладил выпуск питания для домашних животных. И опять успешно.
Приложение 3.
Части текста Названия частей Тезисы
В Западной Европе доспехи не имели национальных отличий и были похожи во всех странах. До XI в. рыцари использовали доспехи римских всадников: кожаную рубаху с нашитыми металлическими пластинами. Позднее повсеместной стала кольчуга. Колени защищались поножами или кольчужными чулками. Кольчуги могли быть двух- и трехслойными, а наиболее уязвимые места стали защищаться металлическими пластинами – зерцалами.
Рыцарские доспехи в раннее средневековье. Рыцарские доспехи не имели национальных отличий. До XI в. это были военные доспехи римлян. Потом появились кольчуга с металлическими пластинами и поножи.
В конце XIV века появляются полностью металлические доспехи, состоящие из бочкообразного панциря с кольчужной или пластинчатой юбкой, верхних и нижних наручней с дисками, защищавшими сочленения у плеч и локтей, набедренников и поножей. Кисти защищались пластинчатыми перчатками. Пробить такие доспехи было чрезвычайно трудно. Вместо больших щитов стали использовать маленькие щиты с изображением рыцарских гербов. Гербы позволяли различать закованных в сталь рыцарей друг от друга.
Надежность полностью металлических доспехов. До эпохи крестовых походов чаще всего использовались кожаные шлемы с металлическими полосками или конические шлемы из меди. Они закрывали верхнюю часть головы, затылок и лоб. Но в столкновениях с легкой конницей, блестяще владеющей луками, такой защиты было не достаточно. Шлем стали делать стальным, цилиндрическим или в виде полусферы, закрывающим всю голову. Для глаз делались щели, а для дыхания - многочисленные отверстия в нижней части шлема. В XVI в. появился новый тип шлема, где лицо закрывало поднимающееся забрало. Перед началом турнира рыцари показывали свои лица, поднимая забрало правой рукой, отсюда шло и современное военное приветствие – отдание чести. Шлемы украшались перьями, лошадиными хвостами, фигурками животных и т.д. От кожаного шлема до шлема с забралом. Вооружение рыцаря составляло длинное копье со щитком и меч. Если копий у рыцаря могло быть несколько, то мечи хорошего качества стоили очень дорого, передавались из поколения в поколение и часто получали собственные имена. Особенно ценились в Европе русские мечи из булатной стали или арабские из дамасской, позже секретом изготовления высококачественной стали овладели и немецкие оружейники из Золлингена. Часто в рукояти мечей вкладывались частички мощей святых или другие реликвии, поэтому появилась традиция, сохранившаяся до наших дней, - целовать в торжественных случаях холодное оружие.
Вооружение рыцаря состояло из копья, щита и меча. Мечи были дорогими. Самые лучшие мечи – русские, арабские, затем и немецкие. В рукояти меча хранились реликвии. Сохранилась традиция целовать холодное оружие.