Классный час на тему: Хлеб-всему голова

Тема: Хлеб всему голова!
Цель: Формирование бережного отношения к хлебу.
Задачи: 1.Углублять знания уч-ся о хлебе;
2. Воспитывать чувство уважения к труду хлебороба;
3. развивать логическое мышление;
4. расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом;
5. развивать воображение.
Оформление и оборудование:
1) плакаты по тематике классного часа
2) карточки с половинками пословиц о хлебе для проведения конкурса.
Ход занятия:
1. Вступление.
Вот он- теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол-
Он- пожаловал, пришёл.
В нем- здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило, Охраняло, берегло! ( хлеб)

- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходиться ни скромный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой. Хлебом- солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

2.Чтение стихотворения.
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он- царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне.
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей-
Врачей, солдат, рабочих
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень! ( Ольга Стратонович)

3. Домашняя заготовка.
(Ребята рассказывают об использовании черствого хлеба).

4. Историческая справка.
- Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы.
5-6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусственное приготовление « кислого» хлеба от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб в Древнем Риме. Так появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали разнообразные сорта хлеба.
- На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времен, и хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров: появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. Со временем возникают другие блюда с использованием муки.
- С хлебом связано много обрядов. Иак, у восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь сватать, с хлебом и солью встречали молодых по возвращению из церкви после венчания, клали хлеб колыбель к новорожденному как оберег от злых сил.
- Трудно сегодня представить работы в поле без трактора и тракторист. Эта профессия появилась в Великобритании и Франции в 1930 г., затем в США, России и других странах. В русском языке слово трактор пришло в начале 20 века.

5. Задание командам.
- Написать как можно больше профессий связанных с хлебом и рассказать о них.
6. Конкурс пословиц.
- В устном творчестве русского народа упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употребляется в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Каждой команде дают части пословиц. Вы должны составить пословицы из половинок.

Хлеб-батюшка
когда хлеба нет

Хлеб да вода
худая беседа

Худ обед
вода-матушка

Без соли, без хлеба
а без хлеба в ней беда

Палата бела
мужицкая еда

Хлеба ни куска
так и в горнице тоска


Правильные ответы.
1. Хлеб-батюшка, вода-матушка.
2. Хлеб да вода, мужицкая еда.
3. Худ обед, когда хлеба нет.
4. Без соли, без хлеба, худая беседа.
5. Палата бела, а без хлеба в ней беда.
6. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска
7. Конкурс знатоков.
- Объясните смысл пословицы.
1. Даром хлеб есть ( жить напрасно, не принося пользы).
2. Хлеб да соль! ( пожелание приятного аппетита, благополучие гостей)
3. Хлеб насущный ( необходимые для жизни средства)

8. Заключительное слово учителя.
Не напрасно народ
С Древних пор и поныне.
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
« Хлеб всему голова!» -
В поле, в доме, в державе!