Классный час на тему Хлеб всему голова(4 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Дубская основная школа»
Классный час в условиях ФГОС
«Хлеб – всему голова»


Подготовила: Бурыгина Н.П.,
учитель начальных классов
20014 – 2015 уч. год

Цель:
- Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда, кому мы обязаны хлебом
Задачи:
-Организация совместной работы учащихся, учителя, социума;- Способствование погружению в будущую проектную деятельность
- Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции, к анализу, актуализации и систематизации полученных знаний.
- Развитие логического и творческого мышления, РКМ
-Формирование умения работать в группе
Актуальность мероприятия определяется необходимостью усиления духовно – нравственного воспитания школьников, как одного из важных направлений внеурочной деятельности
Оборудование:
мультимедийная презентация, музыкальная запись (песни Людмилы Зыкиной «Слово о хлебе», «Хлеб – всему голова»), название групп, карточки с пословицами, с профессиями, кластер, картины, сноп, колоски пшеницы, каравай с солью на подносе, кусочек хлеба 125 грамм, выставка книг «Хлеб – всему голова!», реквизиты для инсценировкиКраткая аннотация: Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к нему. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час с использованием ИКТ. С помощью ИКТ лучше решаются вопросы мотивации познавательной деятельности, поддержки интереса к новому материалу. Задача: вовлечение учащихся в основные мыслительные операции представлена постановкой проблемы для учащихся, мотивацией к анализу, актуализации и систематизации полученных знаний, рефлексией. Представлены межпредметные связи, информационные технологии, использованы средства развития логического и творческого мышления, РКМ. В ходе всего мероприятия формируются все УУД, присутствует наличие информации для общего развития, современные приемы и технологии: работа в группах, диалог, кластер, незаконченные высказывания.

Ход классного часа:
I.​ Мотивация
-Вы готовы к разговору?
На вас надеюсь я, друзья,
Сообразительный вы класс
И всё получится у нас!
-А чтобы настроиться на позитив, давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям и сохраним наши улыбки до конца нашей встречи!
II. Создание проблемной ситуации
-А теперь закройте глаза и сделайте глубокий вдох носом! (в класс вносится свежеиспечённый каравай на подносе, закрытый рушником)
Вы почувствовали, какой запах, какой аромат! Чем же это так вкусно пахнет? (хлебом)
Думаю, что все догадались, о чём мы будем сегодня с вами говорить? (о хлебе). Молодцы!
Учащийся:
-Удивителен запах хлеба!
Этот запах нам с детства знаком.
Пахнет хлеб и степью, и небом,
И травой, и парным молоком.
-Да, ребята, наш классный час о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. 
Скажите, а какую цель мы поставим перед собой? (больше узнать о хлебе)
-Молодцы! Мы узнаем немного из истории его происхождения, попытаемся понять цену хлебу, узнаем о труде людей, благодаря которым вот этот каравай сейчас на нашем столе.
-А вдохновят нас пусть слова: «Хлеб – всему голова!» (слайд 1)
-Послушайте, как об этом поет народная артистка СССР Людмила Зыкина
III. Актуализация знаний
1.Исторический экскурс
- Проведём небольшой исторический экскурс. Ваши друзья познакомят нас
с интересными фактами истории хлеба. Давайте их послушаем.
1 -й ученик (слайд 2)
-По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.
2- й ученик (слайд 3)
Позднее, когда люди овладели огнем, они стали растирать зерна между камнями и варить получившуюся смесь. Эта жидкая каша и являлась хлебом.
Человек научился культивировать злаковые растения около 5-6 тысяч лет назад. Примерно в этот же период были созданы ручные мельницы, и появился первый печеный хлеб.
3 -й ученик: (слайд 4)
На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба. Кроме него в монастырских пекарнях выпекали просфиры, калачи из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».
-Спасибо, ребята! Молодцы!
(слайд 5)
- Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь». Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.
(слайд 6)
А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! В блокадном Ленинграде выдавали в сутки 125 граммов хлеба на ребенка. (показ кусочка хлеба 125 грамм). Жестокий враг, захватив наши земли, морил людей голодом, чтобы сломить и победить нас.
Не будь хлеба – не было бы великой Победы, 70 – летие которой будет праздновать в этом году наша страна.
2. -Да, хлеб святой и к нему надо относиться бережно, с уважением. Мы хотим представить вам инсценировку рассказа И.Сенченко, который так и называется «Хлеб святой» (инсценировка)
- Скажите, ребята, а вы поступили бы так, как Юра и Сергей? (Нет, никогда!)
-Запомните, во все времена отношение к хлебу было особенным, уважительным. Испокон веков относился народ с большим уважением и к труду тех, кто его создавал.
3.Применение теоретических знаний в условиях выполнения задания
- Сейчас нам предстоит работа в группах. Одна группа «Пекари», другая «Агрономы». Будем составлять кластер (показ на доске). У вас на столах карточки с названиями профессий. Выберите тех, кому мы обязаны хлебом. Группа, закончившая работу, прикрепляет карточки на кластере.
-Теперь другая группа. Проверяем.
- Молодцы!
(слайд 7)
-Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб. Разве можно найти профессии, более нужные, более почётные, чем профессии людей, вырастивших эту святыню!?
- Прочитаем вместе это замечательное высказывание:
СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ! СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ! СЛАВА ТЕМ, КТО ХЛЕБ РАСТИЛ, НЕ ЖАЛЕЛ ТРУДОВ И СИЛ!
(слайд 8)
- Сегодня у нас в гостях человек, который вкладывает много труда, чтобы у нас на столе всегда был хлеб.
Это агроном с. Дубское (ОАО «Самородок») Титова Лариса Ивановна – победитель комплексного развития с/х производства. Она ответит на ваши вопросы.
4. Диалог с агрономом
1.Лариса Ивановна, почему и как вы стали агрономом?
2.Сколько лет вы работаете по этой специальности?
3.В чём сложность вашей профессии?
4. Что Вы нам пожелаете?
- Спасибо, Лариса Ивановна, за интересный рассказ. Ребята учтут ваши пожелания.
5. Творческое использование сформированных УУД
– А мы продолжим. В начале классного часа мы определились, что нам будут сопутствовать слова ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! Это русская народная пословица. На Руси всегда с почтением относились к хлебу, поэтому придумали много пословиц. И у вас на столах карточки с пословицами о хлебе.
-Надо из частей собрать пословицу (начало выделено жирным шрифтом), выразительно её прочитать всему классу (работаем в группах). Отвечаем по – очереди.
-Молодцы, запомните эти пословицы (слайд 9)
6. Д/з:
- Ребята! Я предлагаю вам дома выполнить по выбору одно из предложенных заданий (слайд 10)
1.Написать сочинение «Хлеб святой».
2.Нарисовать рисунок на тему «Хлеб – наше богатство».
3.Найти загадки, пословицы о хлебе.
4. Сделать презентацию.
Это будет наш коллективный творческий проект. В работе вам поможет вот эта выставка книг «Хлеб – всему голова»
IV. РЕФЛЕКСИЯ
- Вот и подходит к концу наша встреча. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз.
- Посмотрите на этот сноп любви, труда и добра. А у вас на столах лежат колоски добра. И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом, давайте и мы с вами внесём свою лепту: увеличим его ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.
-Давайте я начну. Я уношу с собой ваше тепло, ваши улыбки. Я расскажу всем, какие вы у меня – молодцы!( вставляю колосок в сноп)
-Пожалуйста, группа «Пекари»:
Я РАССКАЖУ ДОМА…
Я УНЕСУ С СОБОЙ…
-Группа «Агрономы»:
(Дети поочередно высказывают своё мнение и вставляют колоски в сноп)
-Вот какой большой стал наш сноп! Сколько добра вы вложили в него! Хлеб говорит вам: «Спасибо!»
Учащийся: (слайд 11)
(под музыку: Людмила Зыкина «Слово о хлебе»)Нам жить, пока стоят хлеба
И петь о них, пока имеем голос.
Как хлебороба вечная страда
В судьбе нашей страны – ВЫСОКИЙ КОЛОС!
- Спасибо вам, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи.
Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда будут хлеб да соль!
-Отведайте нашего каравая.
(угощение всех душистым караваем) Звучит музыка (Людмила Зыкина «Слово о хлебе»)

Список литературы
М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 2005 г.
А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 2010г.
И.Сенченко «Хлеб святой», Москва «Детская литература», 2010г.
М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 2012г.
Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г
Материалы из Википедии. Хлебопечение Древнего Рима.