Конструкт по математике на тему Решение задач на движение в противоположных направлениях

Конструкт пробного урока математики
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36
Боярских Виктории Сергеевны

Дата: 24.02.15.
ОО: МАОО СОШ №40.
Класс: 4 «Г».
ФИО учителя класса: Попова Татьяна Владимировна.
ФИО методиста: Титова Наталья Федоровна.
УМК: Школа России. Подпись _____________________
Тема урока: Решение задач на движение в противоположных направлениях .
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку «математики», демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Предметный: обучающиеся демонстрируют умение моделировать с помощью чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях
Цель: формирование умений решать задачи на движение в противоположных направлениях
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку «математика», умение работать с учителем и сверстниками и умение осуществлять рефлексивную самооценку.
Развивающая: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Способствовать развитию коммуникативныхУУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Способствовать развитию познавательных УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Образовательная: познакомить обучающихся с решением задач на движение в противоположных направлениях, учить моделированию с помощью чертежей задач на движение; повторить решение задач на зависимость между скоростью, временем и расстоянием, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип деятельности
Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта:
педагогическое требование.
Создание ситуации успеха.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Поощрение.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа
Наглядные: демонстрация
Практические: упражнение
По дидактическим целям:
Метод взаимной проверки и оценки знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
Проблемное изложение изучаемого.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Словесные.
Методы самостоятельной работы.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная и парная
Оснащение
Средства обучения:
Демонстрационные:
Карточки с самостоятельной работой.
Раздаточный материал.
Индивидуальные:
Тетрадь
Учебник
Ручка
Карандаш
Информационные источники
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/ Т.В.Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.
Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа России», Москва 2011.
Учебник 4 класс, 2 часть. Образовательная система «Школа России».
Т.Н. Ситникова, И.Ф Яценко. Поурочные разработки по математике. К УМК М.И. Моро и др. (Школа России). 4 класс. Москва 2015.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Структура урока
Мотивация к учебной деятельности. 1 мин.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 7-8 мин.
Решение проблемы. 20-22 мин.
Первичное закрепление. 2 мин.
Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 5-7 мин.
Информация о домашнем задании. 1 мин.
Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.

Эскиз доски.
Двадцать четвертое февраля.
Классная работа.
V
t
S
























Ход урока

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя, обучающихся
Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу
Педагогическое требование, психологический приём.
- Добрый день, ребята! Сегодня я у вас проведу урок математики. Подровняйтесь, встаньте красиво. Хорошо, садитесь, пожалуйста. Хотелось бы напомнить еще раз, что меня зовут Виктория Сергеевна.
- С каким настроением, вы пришли на урок, покажите, пожалуйста, с помощью смайликов.
-Спасибо, сегодня мы попробуем с вами сохранить это хорошее настроение на уроке, а у кого настроение не очень хорошее, то поднять его в процессе нашей деятельности.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку.
На партах у вас лежат пенал, тетрадь, учебник, дневник.
Теперь откройте тетрадь, запиши дату 24 февраля,
классная работа. Ручки можно пока положить и
отодвинуть на край парты.

Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему.
Поощрение, объяснение, по-вторение, упражнение.

- Ребята, перед тем как начать изучать новую тему урока, давайте с вами повторим решение задач .
-Вы видите на доске таблицу, посмотрите на нее внимательно. Что нам известно?(расстояние и время). Что нужно найти? (скорость). Придумайте, пожалуйста, задачу с этими числами.
-Остальные внимательно слушают и, если задача составлена правильно, показывайте зеленый сигнал, а если нет- красный.

V
t
S

?


300км


-Как мы найдем скорость? (расстояние разделим на время).Приложение 2
-Верно, сколько получится?
-Отлично, идем дальше.
- Давайте снова внимательно рассмотрим таблицу, что нам известно? (скорость и время). Что нужно найти? (расстояние).

V
t
S

80 км\ч
3 ч.
?


-Коля, придумай, пожалуйста, задачу с этими данными. А остальные так же слушают и поднимают сигнал определенного цвета.
-Как мы найдем расстояние? (скорость умножим на время). Приложение 2
Хорошо, сколько получится?
-Молодцы.
-Итак, Даша, что нам известно в этой таблице? (скорость и расстояние). Что нужно найти?(время).
Кто может придумать задачу? Ребята, а вы опять внимательно слушайте и поднимите, пожалуйста, сигналы.
-Как мы найдем время? (расстояние разделим на скорость)
-Сколько получится? Приложение 2
-Прекрасно.
V
t
S

90 км\ч
?
180 км.


-Таким образом, ребята, что мы сейчас делали? (повторили простые задачи и составляли их самостоятельно).
-Правильно, сейчас мы с вами повторяли зависимость между скоростью, временем и расстоянием.
- Для того, чтобы узнать тему урока, отгадайте, пожалуйста, ребус. (Картинка с ребусом).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

-Кто уже догадался, что это за слово? (задача)
-Верно, это задача.
-Какие мы с вами сейчас составляли и разбирали задачи? (задачи на движение).
-А какие вы уже решали задачи на движение? Разве не решали задачи на встречное движение? (задачи на встречное движение )
-А решали ли вы задачи на движение в противоположных направлениях? (нет).
-Значит, какова будет тема урока? (Решение задач на движение в противоположных направлениях).
-Какую цель мы поставим с вами? Должны ли мы научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях? Кто попробует полно сформулировать цель урока? (научиться решать задачи в противоположных направлениях)
-В конце урока мы проверим, как вы умеете решать задачи, выполняя самостоятельную работу, и поэтому будьте внимательны при решении задач на движение.
-Ребята, что нам помогает при решении задач? (формула, схема задачи).
-Действительно.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;
оценка - выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: смыслообразование.

4.Решение проблемы.
Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково.
Беседа, объяснение, частично-поисковый метод, демонстрация, поощрение, упражнение.
Решение задач на движение в противоположных направлениях
- Для того, чтобы научиться решать задачи на движение в противоположных направлениях откройте учебник на странице 33, №125.
- Работаем с задачей. Прочитайте задачу про себя. Сейчас Юля прочитает задачу вслух, а вы внимательно слушайте и подумайте о чём задача (прочитали).
Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного пешехода 5 км/ч, скорость другого 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?
- О чём задача? (задача о пешеходах).
- Чтобы лучше понять условие задачи, давайте нарисуем чертеж задачи.
- Нарисуйте в тетради отрезок, состоящий из 10 клеток.
- Что сказано о пешеходах? Как они двигались? (пешеходы двигались в противоположных направлениях).
- Как покажем на рисунке? (стрелочками). А откуда вышли пешеходы? Как покажем на рисунке? (флажком)


- С какой скоростью шел первый пешеход? (полный ответ 5 км/ч), подпишем над стрелочкой. С какой скоростью шел второй пешеход? (4 км/ч). Подпишем над стрелочкой.
5 км/ч. 4 км/ч.


-Что нам еще известно в задаче? (нам известно время- 3 часа)
-Прочитайте вопрос задачи ( На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?). Как показать это на схеме? (поставим вопрос внизу отрезка)

5 км/ч. 4 км/ч. t=3ч.


?

Поиск путей решения задач.
-Можем ответить на вопрос задачи? (нет, не можем). Значит, какая задача? (составная).
-Что можем узнать, зная скорость первого пешехода 5 км/ч и то, что он был в пути 3 часа?(расстояние, которое он прошел за 3 часа).Показываю на чертеже.
-Как узнаем расстояние?( скорость умножим на время)
- Прочитайте 1 действие? (5 км/ч.*3ч.=15 (км.))
-Сколько получится? Запишите в тетрадь. А я пока запишу на доске.

1) 5 *3=15 (км.)- расстояние первого пешехода.

Что мы сейчас узнали? (расстояние, которое прошел первый пешеход за 3 часа). Запишите пояснение.
–Мы ответили на вопрос задачи? (нет).
-Что можем узнать, зная, что второй пешеход прошел 4 км/ч за 3 часа? (Расстояние, которое прошел второй пешеход)
–Как мы это узнаем? (Скорость второго пешехода умножим на время). Прочитайте второе действие (4 км/ч *3ч.=12 (км.)).
Что мы сейчас узнали? (расстояние, которое прошел второй пешеход). Запишите в тетрадь с пояснение.

2) 4 *3=12 (км.) -расстояние второго пешехода. (на доске запись)

– Прочитайте вопрос задачи еще раз. Что нам нужно найти. Мы ответили на вопрос задачи? (нет, не ответили). Можем ли мы ответить на него зная, что первый пешеход прошел за 15 км., а второй пешеход прошел 12 км.? (да, можем)
–Какое действие нужно сделать? (сложение).
-Что будем складывать? Прочитай, пожалуйста, Дима. (15км.+12км.=27км.)
-Сколько получится? (27км.)
-Карина, прочитай вопрос задачи, ответили мы на него? (да, ответили)
-Запиши пожалуйста ответ кратко.
Ответ: 27 км.
- Молодцы!
- Как вы думаете, можно ли решить задачу другим способом? (да).
- Давайте прочитаем задачу еще раз. Какова была скорость первого пешехода? (5км\ч.). А второго пешехода? (4км\ч.).
-Что мы можем узнать, зная скорость первого пешехода и второго? (общую скорость или скорость удаления). Каким действием будем решать? (сложением). Кира, прочитай, первое действие. (5км\ч+4 км\ч=9(км\ч).
-Запишите у себя в тетради, без пояснения.
1) 5+4=9(км\ч) (на доске запись)
-Что мы нашли первым действием? Ответили мы на вопрос задачи? (нет).
-Что нам еще известно в задаче? (время)
-Что можем узнать, зная скорость и время? (расстояние).
-Каким действием будем решать? (умножением)
-Матвей прочитай, второе действие)
2)9 км\ч
·3ч.=27(км)
-Что мы нашли? (расстояние). Запишите в тетрадь без пояснения. Ответили мы на вопрос задачи? (да). Тогда запишите ответ кратко.
-Ребята, давайте с вами сравним ответы, правильно ли мы решили, посмотрите на предыдущую задачу. Следовательно, задача решена правильно?
-Таким образом, мы с вами сейчас решили задачи
-Предлагаю решить вторую задачу на движение в разных направлениях.
-Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного пешехода 5 км/ч, скорость другого 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км.?
-Прочитайте задачу про себя. Сейчас, Слава прочитает задачу вслух, а вы внимательно слушайте и ответьте о чём задача.
-О чем эта задача? (о пешеходах)
- Чтобы лучше понять условие задачи, давайте нарисуем чертеж задачи.
- Нарисуйте в тетради отрезок, состоящий из 10 клеток.
- Что сказано о пешеходах? Как они двигались? (пешеходы двигались в противоположных направлениях)
- Как покажем на рисунке? (стрелочками). А откуда вышли пешеходы? Как покажем на рисунке? (флажком)


- С какой скоростью шел первый пешеход? (полный ответ 5 км/ч), подпишем над стрелочкой. С какой скоростью шел второй пешеход? (4 км/ч). Подпишем над стрелочкой.
5 км/ч. 4 км/ч.


-Что нам еще известно в задаче? (расстояние 27 км.)
-Прочитайте вопрос задачи (Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км.?). Как показать это на схеме? (подпишем снизу 27км.)

5 км/ч. 4 км/ч. t-?


27 км.

Поиск путей решения задач.
-Можем ответить на вопрос задачи? (нет, не можем). Значит, какая задача? (составная).
-Что нам нужно найти? (время). Как мы найдем время? (расстояние разделим на скорость).
-Что мы можем узнать, зная скорость первого пешехода 5 км/ч и второго4 км/ч? (общую скорость). Каким действием будем решать? (сложением). Маша, прочитай, первое действие. (5км\ч+4 км\ч=9(км\ч).
-Запишите у себя в тетради, без пояснения.
1) 5+4=9(км\ч) (на доске запись)
- Ответили на вопрос задачи? (нет)
-Что можем найти, зная расстояние 27 км. и общую скорость 9км\ч. пешеходов?
-Какое будет второе действие? Кто может прочитать? Что мы нашли вторым действием? (время)
2)27км: 9км\ч.=3(ч.)
-Сколько получится?(3 ч.) Ответили мы на вопрос задачи?(да)
-Запишите кратко ответ.
Ответ: 3ч.
- Хорошо, вот мы с вами и решили вторую задачу на движение в разных направлениях.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция;
оценка - выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: смыслообразование.
Познавательные УУД общеучебные: поиск и выделение информации.
логические:построение логической цепи рассказа.

5. Первичное закрепление.
Задача: проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала, решить типовые задания на новый способ действия.

Беседа
-Что мы сейчас с вами делали? (решали задачи).
-Давайте с вами сравним их.
-Чем похожи эти задачи? (на движение в противоположных направлениях).
На какой вид движения?
-Чем они отличаются?
-Что нам было неизвестно в 1 задаче? А, что во второй?
( в 1 задаче было неизвестно расстояние, то во второй наоборот расстояние было известно, только, мы не знали время)
-Как называются такие задачи? (обратные задачи)
Личностные УУД: самоопределение.

6. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка.
Поощрение, создание ситуации успеха, метод самостоятельной работы.
-Мы с вами решили 2 задачи под №125 , давайте с вами разберем 3 задачу и вы самостоятельно запишите ее решение.
Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 часа расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
Прочитайте задачу про себя. Сейчас, Лиза, прочитает задачу вслух, а вы внимательно слушайте и ответьте о чём задача.
-О чем эта задача? (о пешеходах)
- Чтобы лучше понять условие задачи, давайте нарисуем чертеж задачи.
- Нарисуйте в тетради отрезок, состоящий из 10 клеток.
- Что сказано о пешеходах? Как они двигались? (пешеходы двигались в противоположных направлениях)
- Как покажем на рисунке? (стрелочками). А откуда вышли пешеходы? Как покажем на рисунке? (флажком)


- С какой скоростью шел первый пешеход? (полный ответ 5 км/ч), подпишем над стрелочкой. С какой скоростью шел второй пешеход? (неизвестно). Подпишем над стрелочкой.
5 км/ч. ?


-Что нам еще известно в задаче? (расстояние 27 км.)
-А время известно?
-Прочитайте вопрос задачи (С какой скоростью шел второй пешеход?)
). Как показать это на схеме? (подпишем снизу 27км.)

5 км/ч. ? t-3ч.


27 км.

Поиск путей решения задач.
-Можем ответить на вопрос задачи? (нет, не можем). Значит, какая задача? (составная).
-Что нам нужно найти? (скорость 2 пешехода). Как мы найдем скорость? (расстояние разделим на время).
-Что мы можем узнать, зная расстояние и время? (общую скорость пешеходов)
Каким действием будем решать? (делением). Маша, прочитай, первое действие. (27км:3ч.=9(км\ч).
-Что можем найти, зная общую скорость 9км\ч. пешеходов?(скорость второго пешехода)
-Какое будет второе действие?( 9км.ч-5км.ч=4 км.ч) . Кто может прочитать? Что мы нашли вторым действием? (скорость 2 пешехода)
Ответили мы на вопрос задачи?(да)
-Запишите кратко ответ.
Ответ: 3ч.
- Кто закончит, поднимите руку на локоток, что бы я могла отследить.
- Итак, давайте проверим все ли правильно вы решили? Сейчас ответ прочитает, Влад, а вы хлопайте, если у вас также, а если нет, то топайте.
(один ученик будет читать правильный ответ, если дети согласны, то они хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами)
- Молодцы, ребята вы отлично справились с работой.
Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Информация о домашнем задании.
Задача: дать инструктаж домашнего задания.
Педагогическое требование.
Наш урок подходит к концу, откройте свои дневники, запишите домашнее задание, дома вам следует решить задачу под номером №127 на странице 33 и выполнить задание под №128. Кому не понятно, что нужно делать дома?
Личностные УУД: самоопределение .

Рефлексия деятельности (итог урока).
Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Поощрение, беседа.
-Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте с вами подведем итог урока.
-Чем мы сегодня с вами занимались на уроке? (решали задачи).
-Какие мы решали задачи? (на движение в противоположных направлениях).
- Кому на уроке было легко и кто справляться со всеми трудностями? Хлопните в ладоши.
- Кому было немного тяжело? Поднимите руку. А почему вам было тяжело? Что для этого нужно делать? (упражняться над решением задач).
-Предлагаю вернуться к нашим смайликам, ребята, покажите с каким настроением вы уходите с урока.
-А теперь, я бы хотела взять на проверку 3 тетради.
-Благодарю вас за урок!
Личностные УУД: самоопределение.



Тема:.

Цель:



 "0246]15