Конструкт урока обучение грамоте на тему: Звуки [г], [гь], буква «Гг».


Конструкт пробного урока литературы
по производственной практике поПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Боярских Виктории Сергеевны
Дата: 16.11.16
ОУ: МУОШИ «Школа – интернат №27»
Класс: 1 «А»
УМК: «Школа России»
ФИО учителя класса: Гнусарева Яна Валентиновна
ФИО методиста: Соломина Елена Владимировна Подпись____________
Тема урока: Звуки [г], [гь], буква «Гг».
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют интерес к уроку обучения грамоте, понимают важность изучения звуков и букв.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют личностные УУД (самоопределение); регулятивные УУД (целеполагание, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
Предметный: обучающиеся знают звуки [г] и [гь], дают характеристику звукам в зависимости от местоположения в слове. Знают, что звуки [г] и [гь] обозначаются буквой «Г».
Цель урока: развитие фонематического слуха в процессе знакомства со звуками [г] и [гь], формирование умения характеризировать эти звуки и обозначать их буквой.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку обучения грамоте, формировать понимание значимости изучения звуков и букв.
Развивающая: развивать личностные УУД (самоопределение, самооценка); регулятивные УУД (целеполагание, оценку, волевую саморегуляцию); познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ, структурирование знаний); коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
Образовательная: познакомить обучающихся со звуками [г] и [гь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «Г», которой обозначаются звуки [г] и [гь].
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения: доступности, последовательности, наглядности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками, создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение, художественное слово); наглядные (демонстрация), практические (упражнение);
По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, частично поисковые;
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;
Методы развития психических функций: творческое задание.
Методы воспитания:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, художественное слово.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, игровые ситуации.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оснащение:
Демонстративные: презентация, карточки с иллюстрациями, карточки со словами, работа с звуковой лентой.
Индивидуальные: карточки с буквой, карточки для чтения слогов и слов.
Тип урока: открытие нового знания и способов действий
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 7 мин.
3. Решение проблемы. 10 мин
4. Первичное закрепление. 8 мин.
5. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). 5 мин.
6. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.
Используемая литература:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы.
Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс
Эскиз доски
Презентация
Лента звуков

Ход урока
Этапы урока, задачи этапов Методы и приёмы воспитания и обучения Деятельность учителя, обучающихся Планируемый результат с учётом формируемых УУД
1.Организационно-мотивационный этап.
Задача: сконцентрировать внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование.
- Здравствуйте, ребята!
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Садитесь, пожалуйста!
-Меня зовут Виктория Сергеевна, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.
-Ребята, я бы хотела начать наш урок со следующей фразы.
С малой удачи начинается успех!
-Что необходимо для успешной работы на уроке?
-Пожмите друг другу руку и пожелайте: «Успеха!» Личностные УУД (самоопределение)
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и задачи урока, воспитывать у обучающихся интерес к урокам обучения грамоте, развивать личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация).
По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные,
Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование;
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, игра. - Чтобы узнать, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся, проведем опрос.
-На какие 2 группы можно разделить буквы в русском языке? (гласные и согласные)
-Скажите, пожалуйста, буква «б» гласная или согласная? А буква «о», гласная или согласная?
-Звук З звонкий или глухой? А звук П звонкий или глухой?
- Ребята, мы знаем, что звуки мы только произносим и слышим, а видим и пишем буквы. Каждому звуку соответствует буква. Предлагаю еще немного поиграть, сейчас я буду называть звук, а вы находить букву, которой он обозначается в алфавите у доски.
- К доске будем выходить по очереди.
- Катя, иди к доске. Я называю звук [р], найди букву. Ребята, если вы согласны с Катей, покажите плюс руками (продемонстрировать), а если не согласны, то минус (продемонстрировать).
- Следующий идёт, Олег. Звук [а], найди букву. Ребята, согласны?
И т.д. с звуками [о], [и], [ы], [у], [н], [нь], [с], [сь], [к], [кь], [т], [ть], [л], [ль], [в], [вь], [п], [пь], [м], [мь].
- И поиграем с вами в последнюю игру. На доске даны слова. Вам необходимо выделить в них первый звук.
- Слово «галка», какой первый звук. (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [г]).
- Слово «гимн», какой первый звук слышите? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [гь]).
- Слово «голова», какой первый звук вы слышите? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [г]).
- Слово «гиря», какой первый звук? (Сделать акцент на звук при произношении). (Звук [гь]).
- Ребята, какие первые звуки вы слышите в словах: галка, гимн, голова, гиря.
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Ответы детей).
- Тема нашего урока: звуки [г], [гь] и буква Г.
- Ребята, а вы знакомы с этими звуками и буквой?
- Значит, какая будет цель нашего урока? (ответы детей).
- Цель нашего урока: познакомиться со звуками [г], [гь] и буквой Г. Личностные УУД (самоопределение);
Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция); Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ); Коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли).
3.Решение проблемы.
Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково, формирование понимания значимости изучения звуков и букв, развивать познавательные УУД: анализ, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. Познакомить обучающихся со звуками [г] и [гь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «Г», которой обозначаются звуки [г] и [гь].
объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение,
частично поисковые,
создание ситуаций успеха, поощрение. -Давайте с вами немного отдохнем.
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
- Итак, ребята, чтобы достичь цели урока и начать нашу работу,
- Звук [г] – это согласный или гласный звук? (Когда мы произносим звук [г], и ставим ладошку перед губами и поступает короткий поток воздуха на нее значит, он согласный).
Найдём его в ленте звуков. Обозначен он синим цветом, подтверждающим согласность звука.
- Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, посмотрим, какой же у нас звук.
- Какой он, звонкий или глухой? (глухой). (Показать на звуковой ленте).
- Если звук глухой, то звонким звук не может быть никогда!
- Чтобы узнать, какой звук, твёрдый или мягкий, вспомним гласные, которые придают мягкость согласным. Назовите эти гласные: [е] и [и].
- Ребята, обратите внимание на слова.
Гном, гость, гром, газ.
- Произнесем вместе их. Звук [г] в этих словах твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- А почему? (Нет гласных, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте).
- Проговорим звук [г] в чистоговорке.
Автоматизация звука Г.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»
- Теперь посмотрите следующую группу слов.
Гиря, Гена, герб, гигант.
- Произнесем вместе их. Звук [гь] в этих словах твёрдый или мягкий? (Мягкий).
- А почему? (есть гласные, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте).
- Предлагаю звук [гь] проговорить в чистоговорке.
Автоматизация звука ГЬ.
Ги - ги - ги - мяч поймал, теперь беги.
Ги - ги - ги - Гена, маме помоги.
Ги - ги - ги - не забудь про сапоги.
- Ребята, таким образом, звук [г]- это согласный звук, звонкий и в зависимости от гласных может быть и твёрдым, и мягким.
- Ребята, а теперь обратите внимание на доску
- Даны иллюстрации. Что изображено на первой картинке? (Голубь).
- Где находится звук [г]? (В начале слова).
- Следующая иллюстрация? (Огород).
- Где находится звук [г]? (В середине слова).
- Какой можем сделать вывод?
- Звук может занимать разное местоположение в слове.
- Звуки [г] и [гь] обозначаются буквой Г.
- Найдите ее место в алфавите.
- Давайте запомним, как выглядит буква Г, при чтении буквы будем произносить звук, который буква обозначает г, гь.
Давайте с вами пофантазируем на что похожа буква Г.
-А теперь попробуйте изобразить при помощи рук букву Г.
-Молодцы, ребята. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли.
4. Первичное закрепление.
Задача: установить правильность и осознанность изученного материала. Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. - Теперь, чтобы закрепить наши знания по пройденной теме, будем читать слоги и слова в учебнике на стр. 119.
- Для запоминания буквы «Г», выучим скороговорку.
Галка села на забор Грач завел с ней разговор
- Молодцы, ребята!
Пальчиковая гимнастика.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД (структурирование знаний).
5. Организация самостоятельной работы.
Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации. практические (упражнение);
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение;
Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование;
Методы развития психических функций: творческое задание. - А теперь, чтобы запомнить, как выглядит буква «Г», заштрихуем ее карандашами. Посмотрите, у каждого она есть на карточке. Я предлагаю вам заштриховать букву. Посмотрите, на слайд, какие существуют виды штриховки. Штриховать нужно аккуратно, не выходить за контуры фигур и проводить линии параллельно, на одинаковом расстоянии друг от друга.
- Давайте организуем выставку наших букв и поместим их на доску, покажем друг другу, какие они у нас красивые получились!
- Молодцы, ребята, у вас очень красивые буквы получились! Регулятивные УУД (волевая саморегуляция); Познавательные УУД (структурирование знаний).
6. Рефлексия учебной деятельности.
Задача: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока. По источнику получения знаний: словесные (беседа).
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.
- Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня с вами изучали?
- Какой буквой они обозначаются?
- Молодцы, ребята! Мне понравилось работать с вами, особенно меня порадовали … …, …, …
- Я благодарю вас за урок, спасибо, урок окончен! Личностные УУД (самооценка).