Пояснительная записка к рабочей программе по обществу 7 класс ФГОС


Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию
7 класс
1.1 Общая характеристика учебного предмета:
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Образовательной программы ГБОУ лицея № 410, учебным планом ГБОУ лицея № 410, утверждённым протоколом педагогического совета № 141 от 28 мая 2013 года, Приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования». Создана на основе примерной программы по обществознанию, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа составлена с учётом требований Оценочной политики ГБОУ лицея № 410, утверждённой решением педагогического совета от 29 марта 2012 года.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростков социальных ролей: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного неприятия антиобщественного поведения.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
1.2 Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета:
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правового поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практики.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры; экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правонарушений, семейно-бытовых отношений.
1.3 Основное содержание учебного курса
В 7 классе предложены четыре темы.
Тема «Человек среди людей» вводит в круг проблем, связанных с межличностными отношениями и сотрудничеством людей друг с другом. Раскрытие вопроса об отношениях человека с его ближайшим окружением, общении, умении ладить с другими людьми является ключевым. Эта тема помогает разобраться в том, какие отношения между людьми позволяют стать лучше, добрее, сильнее.
Тема «Регулирование поведения людей в обществе» вводит ученика в круг проблем социальных норм и правил общественного поведения, важных для осознания себя как Человека и Гражданина. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки обучающегося к выполнению воинского долга.
Тема «Человек в системе экономических отношений» даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению экономики – производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Особый акцент делается на раскрытие способов рационального поведения участников экономики – потребителей и производителей.
Тема «Человек и природа» вводит в курс проблем нравственного и правового отношения человека к природе, проблеме загрязнения окружающей среды и путях её защиты.
На основании письма от 7 августа 2014 года Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» вносятся дополнения в планирование тем уроков раздела «Человек и экономика»: урок 28 – Практикум «Бюджет моей семьи», урок 29 – Обобщение «Карманные деньги: за и против».
1.4 Описание места учебного предмета в учебном плане
В 7 классе курс «Обществознания» изучается в качестве обязательного учебного предмета и изучается в общем объёме 34 часа за год, по 1 часу в неделю (34 учебных недели – 34 учебных часа).
1.5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; признании равноправия народов, единства разнообразия культур;
убеждённости в важности для общества семьи, семейных традиций; осознания своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике (определение сущностных характеристик изучаемого объекта; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения).
Метапредметные результаты:
Умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценке результата);
Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивированной структуре личности, их значения в жизни человека и развития общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в становлении личности и в жизни общества;
понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства.
1.6 Краткая характеристика класса
В 7 «Б» классе 25 учеников, уровень обученности за 6 класс - высокий (% качества по итогам 6 класса – 91). Учащиеся мотивированы на изучение предмета «Обществознание». Большая часть класса активно участвует в олимпиадах, конкурсах по предмету (Герасимова Дарья, Горшкова Мария, Плотников Василий, Тютерев Михаил и другие). Особого внимания требует Сперцян Юля, т.к. русский язык не является родным, что вызывает трудности в изучении предмета.1.7 Применяемые технологии:
Проблемно-диалогового обучения, интерактивные технологии, самоконтроля, технология педагогического сотрудничества, проблемное обучение, технология развития критического мышления.
1.8 Описание планируемых результатов изучения учебного предмета:
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы: внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности (учебные и познавательные мотивы), ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и иные тексты, использовать знаково-символические средства, а так же широкий спектр логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;
знание основных моральных и правовых норм, ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне положительного отношения к ОУ, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценке результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников. Родителей и других людей;
вносить коррективы в действия после их совершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные цели и задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников информации, в том числе сети Интернет;
использовать знаково – символические средства для решения учебных задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущности связи;
владеть приёмами решения учебных задач.
Обучающийся получит возможность:
записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме4произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
адекватно использовать различные средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственную позицию и мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с партнёром;
использовать речь для регуляции своего действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и поддержку.
1.9 Тематическое планирование по обществознанию в 7 классе
Разделы, темы Количество часов Количество
тесты практические работы повторение
1. Человек среди людей. 4 1 2. Человек и закон. 11 2 4 1
3. Человек и экономика. 13 2 4 1
4. Человек и природа. 5 1 1 1
5. Итоговое повторение. 1 ИТОГО: 34 5 10 3
1.10 Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения учебного процесса
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова) 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2013 год.
УМК:
1. Обществознание. 7 класс: для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Москва, «Просвещение», 2013 год.
2. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова. Поурочное планирование, 7 класс. Москва,
« Просвещение», 2013 год.
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию (учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова) 7 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Дополнительная литература:
Конституция РФ
Конвенция о правах ребёнка.
ФЗ «О защите прав потребителей».
Трудовой кодекс РФ.
Презентации:
1. Рынок, цена, конкуренция
2. Бюджет государства и семьи
3. Труд
4. Конфликты в обществе
5. Семья
6. Быть личностью.
7. Человек в мире экономических отношений.
Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска
2. Проектор
3. Компьютер учителя
Перечень образовательных сайтов
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресс
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.