Пояснительная записка к рабочей программе 3 класс Моро М.И.,М.А.Бантовой в соответствии с требованиями ФГОС

Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чернавская
общеобразовательная средняя школа Завьяловского района»

Рассмотрено.
На заседании МО начальных классов
Руководитель:_____________Н.П.Осипова
от « 29 » августа 2013г
протокол № 1
Утверждаю.
Директор МКОУ «Чернавская СОШ»
___________________Т.И.Слепченко от «_____»________________ 2013г.
Приказ №_______________________






Рабочая программа
курса «Математика»
предметной области «Математика
для 3 класса
начального общего образования
(базовый уровень 4 часа)
на 2013 - 2014 учебный год


Рабочая программа составлена
на основе авторской программы М.И.Моро., М.А.Бантовой., Г.В.Бельтюковой., С.И.Волковой., С.В.Степановой «Математика»
(Москва, издательство «Просвещение», 2011 год)



Разработчик: Горячева Н.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории





село Чернавка 2013г. Пояснительная записка
1.Библиографический список программ (примерной, авторской), на основе, которой разработана рабочая программа;

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Планируемых результатов начального общего образования», примерной программы начального общего образования по математике, базисного учебного плана МКОУ «Чернавская СОШ Завьяловского района», авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой (Сборник рабочих программ «Школа России».- М.: Просвещение, 2011г. – 328, 351-357с.)

2. Обоснование выбора УМК
УМК «Школа России» входит в Федеральный перечень учебников.

3. Соответствие
Государственному
образовательному стандарту
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе требований ФГОС НОО.



4. Цели программы
Изучение курса «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;

5. Задачи программы
Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развитие основ логического, знаково символического и алгоритмического мышления;
Развитие пространственного воображения;
Развитие математической речи;
Формирование системы начальных математических знаний, и умений и их применять для решения учебно познавательных и практических задач;
Формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
Развитие познавательных способностей;
Воспитание стремления к расширению математических знаний;
Формирование критического мышления;
Развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других;
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.

6. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и обоснование их необходимости;

В авторскую программу изменения не внесены.

7. Принципы, лежащие в основе построения программы
Органическое сочетание обучения и воспитания.
Усвоение математических знаний.
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Формирование основ логического мышления и речи детей.
Практическая направленность обучения и выработка необходимых для этого умений.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Дифференцированный подход к обучению

8. Специфика программы
Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.
В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

9. Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Числа и величины
Арифметические действия
Работа с текстовыми задачами
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Геометрические величины
Работа с информацией

10.Общая характеристика учебного процесса: методы и формы, технологии обучения и режим занятий.
Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
Методы обучения: словесный; наглядный; практический;
Формы работы: фронтальная, групповая (малые группы постоянного состава), индивидуальная работа, работа в парах.
Технологии: системно – деятельностная, ИКТ, проектная, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение;
Режим занятий: 1-4 четверть 45 минут

11. Система условных обозначений

к/р. контрольная работа
т- тестовая работа
СРУД-совместо-распределительная учебная деятельность


12. Объём и сроки изучения
Программа курса общим объемом 136 (34 учебные недели) часов в год, 4 часа в неделю изучается в течение всего года

13.Планируемые результаты



Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3 классе являются формирование следующих умений (Приложение 1)
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе
использовать в работе литературу, инструменты, приборы;
оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, электронных наглядных пособий;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
желание и навыки работы в паре, группе при выполнении познавательного и творческого задания;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
критично относиться к своему мнению;
понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Личностными результатами является формирование следующих умений:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;
освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;
любознательность; способность самостоятельно действовать, а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому; принимать заинтересованное участие в образовательном процессе;
оценка жизненных ситуаций и учебных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;
уважительное отношение к ответу товарища, принятие разных способов решения, оказание помощи товарищу в поиске допущенной ошибки;
умение видеть эстетическую и практическую привлекательность математических объектов (строение числовых последовательностей, геометрических фигур, нахождение периметра и площади прямоугольника из предметов ближайшего окружения);
умение ориентироваться в первоначальной математической терминологии, «подчиняться» математическим законам и правилам для достижения успешного результата;
умение видеть и принимать в текстах задач информацию о профессиональной деятельности людей, ценности труда, истории российских городов.

14. Описание материально - технического и учебно - методическое обеспечение учебного курса

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учителя:
1.Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 класс» / Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко - М.: «Вако», 2013.
2..Контрольные работы по математике / Пособие для учителей общеобразовательных организаций. / С.И.Волкова. - М.: Просвещение, 2014.
3.Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. / Моро М. И. и др. - М.: Просвещение, 2012.
4.Тетрадь по математике для 3 класса начальной школы.
В 2 ч. / Моро М. И., Волкова С. И. - М.: Просвещение, 2013
5.Проверочные работы к учебнику математики. С.И.Волкова - М.: Просвещение, 2013.
Для учащихся:
1.Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. / Моро М. И. и др. - М.: Просвещение, 2012.
2. Тетрадь по математике для 3 класса начальной школы.
В 2 ч. / Моро М. И., Волкова С. И. - М.: Просвещение, 2013
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер и мультимедийный проектор.
Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (СD-ROM «Уроки математики в 3 классе»)
МФУ.
Модель часов
Математическая пирамида из серии «От 1 до100.Сложение»
Интернет-ресурсы.
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]13 L
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·14http://nsc.1september.ru15.   
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
8.Веселая математика Кубарика и Томатика - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
9.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
10.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал компании «Кирилл и Мефодий».



















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8
· b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a 
· b, c : d (d
· 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1
· а = а, 0
· с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) », «меньше на (в) ». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше  ниже, слева  справа, за  перед, между, вверху  внизу, ближе  дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что », «если , то », «все», «каждый» и др.).


















Содержание тем учебного курса


Тема раздела
Количество часов
Вид контроля
к/р тест

I. Числа от 1 до 100.
1.1. Сложение и вычитание.

8

1

1.2. Табличное умножение и деление


56


2 2

1.3. Внетабличное умножение и деление

27


1

II. Числа от 1 до 1000
2.1. Нумерация.

13

1

2.2.Сложение и вычитание.
10
1

2.3. Умножение и деление.
12


III. Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе»
Проверка знаний
9


1
1


1

Итого
136
6 4
















Приложение 1.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3 классе являются формирование


Раздел математики
Знания
Умения
Представления
Опыт

1
Числа и величины
- название и последовательность чисел от 1 до 1000

- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000
- о переводе одних единиц массы в другие, о сравнении предметов по массе.

- упорядочивать заданные числа;
- устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию;
- читать и записывать числа римскими цифрами;
- сравнивать позиционную десятичную систему счисления с Римской непозиционной системой записи чисел;
- читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков, представленные римскими цифрами;
- анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

2
Арифметические действия
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них)
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
- выполнять письменно сложение, вычитание, умножения и деления двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).
- о устных и письменных приёмах вычислений;
- о решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого (уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя);
- о вычислении значения выражений с двумя переменными при заданных числовых значениях входящих в него букв;

- использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений;
- использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий;
- умножать числа на 1 и на 0; выполнять деление 0 на число, не равное 0;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный;
- применять алгоритмы письменных вычислений и выполнять их;
- контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях;
- разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком;
- оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- анализировать свои действия и управлять ими;
- работать паре; находить и исправлять неверные высказывания; излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.

3
Работа с текстовыми задачами

- решать задачи в 1-3 действия;

- о решении логических задач, задач связанных с переливанием и взвешиванием.
- анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме;
- объяснять выбор действия для решения задачи;
- сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения;
- находить долю величины и величину по ее доле; сравнить разные доли одной и той же величины;
- составлять план решения задачи;
- действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
- объяснять ход решения задачи;
- наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении;
- дополнять задачи-расчеты недостающими данными и решать их;
- обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.

4
Геометрические фигуры


- о обозначении геометрических фигур буквами;
- о геометрических фигурах (точке, прямой, кривой, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, вершинах, сторонах многоугольника)
- чертить окружность (круг) с использованием циркуля; моделировать различное расположение кругов на плоскости;
- классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию;
- располагать предметы на плане комнаты по описанию;
- выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям;
- различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних равносторонние) и называть их; находить их в более сложных фигурах.

5
Геометрические величины

- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).

- о геометрических величинах (длина отрезка, сантиметр, дециметр);
- о сравнении геометрических фигур по площади;
- о том, как находить площадь прямоугольника разными способами.
- моделировать зависимость между величинами с помощью схематических чертежей.


6
Работа с информацией


- о решении задач логического и поискового характера; выполнении заданий, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не , то», «если не , то не »;
- собирать и классифицировать информацию;
- работать в парах; оценивать ход и результат работы;
- составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов;
-анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов;
- работать (по рисунку) на вычислительной машине ,осуществляющей выбор продолжения работы;
- составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами;
- проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их;
- анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.


















Заголовок 3 Заголовок 415