Доклад Экологическое воспитание учащихся на уроках химии и биологии

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Ахмедьянова Н.Е., Егошина Л.А.
МБОУ СОШ № 8 муниципального района Бирский район РБ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Егошина Е.Е.
ГБОУ ЦО № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова г. Москвы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Современный мир характеризуется ухудшением состояния экосистем, катастрофическим обнищанием минеральных ресурсов, загрязненностью поверхности Земли, гидросферы и атмосферы. Решающая роль в развитии будущего нашей планеты принадлежит тем, кто сейчас сидит за школьными партами. Актуальным становится формирование экологической культуры школьников, ответственного отношения к окружающей среде. На уроках биологии и химии помимо теоретического материала следует использовать задачи экологического содержания. Такие задачи позволяют сделать теоретический материал более аргументированным, обеспечивают творческий уровень усвоения экологических знаний, развитие экологического мышления. В поисках ответа на вопрос задачи ученик непосредственно становится причастным к проблемам защиты природы, получает реальную возможность использовать полученные знания на практике. Задачи можно использовать на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, для закрепления и обобщения знаний, а также во внеклассной работе.
При составлении задач рекомендуется придерживаться следующих методических требований: условия задач и результаты решения должны содержать практически значимую информацию; информация должна быть тесно связана с программным материалом и реальными экологическими проблемами; задачи должны быть посильны для учащихся данного класса; решение задач должно опираться на возможности, на комплекс знаний по разным предметам.
Задачи экологического содержания на уроках биологии и химии
1. Одна рысь съедает в сутки 5 кг пищи. Какое количество рысей выживет в лесу с биомассой 10950 т в год, если количество доступной пищи 0,1%.
2. Мыши за лето съели в поле 80 кг зерна. Рассчитайте оставшийся урожай зерна в (кг), если известно, что прирост биомассы мышей к концу лета составил 0,02% от урожая. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи питания составляет 15%.
3. Известно, что лисица фенёк, живущая в Сахаре, в возрасте 1 месяца имеет массу 150 г и питается саранчой (2,5 г). Подсчитайте, какое количество особей саранчи и растений, съеденных саранчой (в кг), понадобилось лисице для достижения массы 1,5 кг в цепи питания: подушковидные кустарники – африканская саранча – фенёк?
4. В состав феромона тревоги у муравьев - древоточцев входит углеводород. Каково строение углеводорода, если при его крекинге образуются пентан и пентен, а при его горении - 10 моль углекислого газа.
5. Во время экологического субботника ученики посадили 80 деревьев. Какой объём кислорода выделят эти деревья в будущем за вегетационный период, если одно дерево за этот период поглощает 42 кг углекислого газа?
6. На новогодние праздники вырубили елки на площади 3 га. Какую массу кислорода могли бы выделить эти деревья в течение года, если в среднем 1га хвойного леса выделяет за год 7200 кг кислорода? Какой объём углекислого газа они поглотили бы (н.у.).
Список литературы
Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием //Химия в школе № 3, 2000. С.59-61. 2. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Задачи и вопросы по экологии. Пособие для учителей 5-8 классов. Новосибирск: Книжица, 1996 – 103 с.