Программа внеурочной деятельности Вожатский отряд
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 13 г. Томска
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии № 13 Директор ЦДТ «Луч»
Яблуновская Л.В. Паламарчук С.Н.
ПРОГРАММА
детского объединения «Вожатский отряд»
Количество часов в неделю 8__
Общее количество часов 280_
Составила: Рулинская Елена Аркадьевна
Томск - 2011
Пояснительная записка
Вожатый - призвание, состояние духа. Это тот, кто всегда рядом с детьми. Это взрослый и ребёнок одновременно. Вожатый – это профессия, навыки которой пригодятся в любом возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления. Эта профессия, которая заставляет видеть мир глазами детей, жить с распахнутым сердцем и мечтающей душой.
Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания.
Программа «Вожатский отряд» направлена на формирование социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Благодаря расширению поля социального взаимодействия и использованию разнообразных видов деятельности, создаются благоприятные условия для формирования организаторских качеств и повышения самостоятельности ребенка.
Цель: подготовка вожатых для работы в лагере с дневным пребыванием детей на базе школы и для организации досуга учеников младшего и среднего звена во внеурочное время в течение учебного года.
Задачи:
1.Формирование социальной и коммуникативной компетенции учащихся.
2.Поддержка и развитие инициативы подростков, создание ситуации для их творческого роста.
3.Формирование умений и навыков организаторской деятельности учащихся:
- ставить четкие цели,
- решать проблемы,
- творчески подходить к организации дела,
- позитивно влиять на окружающих,
- работать с группой.
4.Создание условий для профессионального ориентирования личности.
Этапы реализации программы
Этапы
Программные мероприятия
2009-2010 учебный год
Организационный.
1.Март 2010 г. – создание Совета вожатых, состоящий из 10 учащихся 8-11 классов.
2.С 15.04.10 по 04.06.10 – курсовая подготовка по формированию знаний, умений вожатского мастерства в объёме 104 часов и получение сертификатов об обучении по программе «Школа вожатых».
3.Июнь – работа в лагере с дневным пребыванием при МОУ гимназии № 13 г. Томска
2010-2011 учебный год
Теоретический и практический.
Цель: знакомство с методиками организации детского досуга (проведения массовых мероприятий и отрядных дел), опытом организации летнего отдыха детей, с формами и особенностями работы с детским коллективом младшего и среднего школьного возраста.
Занятия по темам:
1.Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и здоровья детей, режимные моменты, санитарно - гигиенические требования; особенности работы вожатого с детьми младшего, среднего возраста.
2.Планирование и организация смены – предполагает изучение видов планирования, структуры смены (организационный период, основной, заключительный), определение ведущей деятельности вожатого в каждом периоде смены.
3.Методика организации дела – изучение способов деятельности для организации детского коллектива, досуга.
4.Методическая копилка вожатого
· игротека (виды игр, особенности их проведения - игры на знакомство, на взаимодействие, на снятие психологических и эмоциональных барьеров, методика проведения игр с залом и массовых игр: «кричалки», игры на внимание и координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой; организация игр на местности, по станциям; интеллектуальных игр );
· создание творческих лабораторий по интересам;
· проведение отрядных огоньков;
· проведение спортивных мероприятий и игр;
· создание имиджа отряда, визитной карточки, отрядного уголка;
· организация и проведение музыкальных часов и праздников.
5.Повышение вожатского мастерства
· продолжение курсовой подготовки при «Социально-психологическом центре «НИКА»;
· взаимодействие с вожатскими отрядами других учебных заведений.
6.Летняя практика – работа в лагере с дневным пребыванием при МАОУ гимназии № 13 г. Томска.
2011-2012 учебный год
Итоговый.
Обобщение позитивного опыта.
Участие в городской программе «Отрядные вожатые»
3. Школьный фестиваль вожатского мастерства.
4.Разработка воспитательной программы для детского лагеря с дневным пребыванием при МАОУ гимназии № 13 г. Томска.
5.Участие в городском смотре-конкурсе детских летних лагерей с дневным пребыванием.
Ожидаемые результаты
для вожатого:
- расширение пространства социального взаимодействия, смена круга общения, проба и освоение социальных ролей;
- обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, опыта взаимоотношений с другими людьми;
- активная позиция старшеклассника, выраженная в позитивном отклике на деятельность, в активном участии, выдвижении идей, в организаторской деятельности;
- реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности, наличие программы собственного развития;
- умение анализировать деятельность;
- знание и понимание требований, предъявляемых к вожатому с точки зрения его безопасности.
для педагога:
- приобретение опыта в организации и проведении мастер - класса, опыта работы с детскими инициативами.
процесса в школе.
Методологическая база педагогического опыта
Для успешной самореализации в условиях современного российского общества человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
1. готовностью делать осознанный и ответственный выбор,
2. готовностью к самообразованию (образованию через всю жизнь),
3. технологической компетентностью,
4. информационной компетентностью,
5. коммуникативной компетентностью,
6. социальной компетентностью (готовностью к продуктивному социальному взаимодействию).
От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда вот одна из важнейших задач образовательного процесса.
Критерии оценки
1.Массовость: количество учащихся, родителей, педагогов, вовлечённых в деятельность вожатского отряда.
2.Количественные и качественные показатели проведённых мероприятий.
3.Информативность о проделанной работе.
Способы оценки
Оценка результатов работы осуществляется в ходе проведения методики “Социометрия”, наблюдения, собеседования и анкетирования воспитанников и работников школы, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении воспитанников.
Формы организации:
самоуправление,
тренинги,
соревнования,
шефская работа,
деловые игры,
коллективные творческие дела,
участие в городском конкурсе «Отрядные вожатые».
Материально- техническое обеспечение:
Обучающие занятия, тренинги, разработка сценариев и подготовка общешкольных и общелагерных мероприятий проходит в гимназии.
Для реализации практической деятельности активно используются игровые комнатыактовый зал, спортивный зал и спортивные площадки на территории школы, кабинеты кружковой работы, школьный библиотечный информационно - образовательный центр, материалы для оформления помещений и творческой деятельности детей, а также принтер, сканер, фотоаппарат.
Информационно- методическим ресурсом является библиотека гимназии.
Приложение
Рефлексия проведённого мероприятия
1. Расскажите о самом, на ваш взгляд, неудачном мероприятии.
- Какое мероприятие группе не удалось, или было сделано кое-как?
- В чём, по-вашему, заключалась причина «провала»?
- Кто из участников группы в наименьшей степени способствовал достижению цели мероприятия?
- Кто оказался «слабым звеном», почему так получилось (какие обстоятельства помешали, в чем была ошибка участника)?
- Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций?
- Могло ли быть хуже, чем получилось?
- Что/ кто способствовал проведению мероприятия, «спасению» ситуации?
2. Расскажите о самом ярком негативном впечатлении от работы.
- Что, когда, как и где произошло?
- Почему это произвело на вас впечатление?
- Почему эта ситуация была для вас неприятной.
- Чего вы на самом деле ожидали от людей/событий, себя самого?
- Как это событие (случай, ситуация) повлияло на вас (ваши мысли, чувства, поступки, отношение к чему-то или кому-то).
3. Расскажите о самом, на ваш взгляд, лучшем, успешном мероприятии.
- Какое мероприятие группе удалось особенно хорошо?
- В чем, по-вашему, заключался залог успеха?
- Кто из участников группы в наибольшей степени способствовал достижению цели мероприятия?
- Можно ли было сделать это мероприятие еще более эффективным? За счет чего?
4. Расскажите о вашем самом ярком позитивном впечатлении от работы.
- Что, когда, как и где произошло?
- Почему это произвело на вас впечатление?
- Как это событие (случай, ситуация) повлияло на вас (ваши мысли, чувства, поступки, отношение к чему-то или кому-то).
5. Появились ли у вас какие-то новые идеи, цели, мечты, идеалы, задачи личностного развития, потребности в связи с работой в вожатском отряде?
Оцените свою работу в отряде по 15 балльной шкале.
- По каким критериям вы оцениваете свою работу?
- За что ставите баллы? Как можно увидеть, что уровень достижений соответствует критерию? Как «на глаз» (или по другим признакам – по каким?) определить, успешна ваша работа или нет?