Здоровьесберегающее обучение и воспитание на уроках географии как средство развития интеллектуальной, нравственной и физически здоровой личности.


Тема:
Здоровьесберегающее обучение и воспитание на уроках географии как средство развития интеллектуальной, нравственной и физически здоровой личности.

«Все свое ношу с собой», - сказал греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека - он сам, его здоровье.
Большую часть своей жизни человек учится, начиная с самого раннего детства. Прибывая в системе образования от 7 до 17 лет, более 70% времени бодорствования связано со школой. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. К сожалению, большая часть выпускников школ в «пакете» со знаниями получают целый «букет» болезней. Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют в настоящее время следующее: 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Из них 50% приходится на функциональные изменения, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, и около 40% - на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.
Причины нарушений здоровья детей заключаются в:
1. Уменьшение часов на изучение отдельных предметов, в то время как программа сохраняется. Примером может служить география 6 класса, которая была сокращена до одного часа в неделю. Это приводит к увеличению нагрузки и времени на домашнюю подготовку.
2. Стрессовая педагогическая тактика.
3. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
4. Требования родителей очень часто не учитывающие возможности своего ребенка. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Функциональная безграмотность учащихся в вопросах здоровьесбережения и самосохранительного поведения.
Анализ вышеизложенных причин, влияющие на ухудшение здоровья детей показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и поэтому должно решаться в ходе ежедневной работы учителей.
Не случайно в Казани при реализации инициативы «Наша новая школа» особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды. В проекте «Формула здоровья: 2+2+1» кроме уроков физической культуры в школе, учащиеся получили возможность заниматься на объектах Универсиады; в 46 школах, в том числе и нашей, апробируется экспериментальная городская программа «Тропинка здоровья».
А в стратегии развития образования РТ «Килэчэк» на 2010-1015 годы одной из основных задач является обеспечение условий для формирования нравственно и физически здоровой личности.
Здоровьесберегающее обучение направлено на  обеспечение физического, психического и нравственного здоровья учащихся.
Оно достигается через учет особенностей класса (изучение диагностических особенностей и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии, эффективность системы мониторинга знаний.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.
Таким образом, для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса.
В своей педагогической деятельности, я применяю следующие здоровьесберегающие технологии
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает создание необходимых гигиенических условий, таких как температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, разноуровневые парты.
Профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни в рамках темы урока помогает учащимся углубить знания, осуществить межпредметные связи, а так же связать изучаемый материал с жизнью, что делает его более интересным.
На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде. Например, при изучении темы «Атмосфера» мы рассматриваем вопросы влияния погодных и климатических условий на здоровье и быт людей; адаптации людей к погодным и климатическим условиям; стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. На уроке, посвященном водным ресурсам, обязательно включаются вопросы, раскрывающие правила обеспечения личной безопасности на воде. При изучении звуковых явлений очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (к примеру, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов, вредном воздействии длительного использования наушников. При изучении темы «Численность населения России» выполняем задание: используя круговую диаграмму «Удельный вес различных факторов, влияющих на здоровье человека», выделить группу факторов, на которое можно оказать непосредственное воздействие, таким образом, чтобы это имело положительное влияние на ваших детей.
Рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.
К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала и др.
Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.
Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.
Личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Внимание детей зависит от того, насколько их система совпадает с учительской. Поэтому, чтобы понять каким образом ребенок привык получать информацию – с помощью слуха (аудиал), зрения (вербал), или ощущения (кинестетик) необходим диагностический контроль. Стоит внимательно понаблюдать за детьми. Многое могут рассказать слова, которые ребенок использует. Еще ярче будет его невербальное поведение: движение глаз, темп голоса, позы. Для того чтобы доступно излагать материал детям с разным каналом восприятия информации, необходимо моделировать структуру урока, использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. В этом мне помогают педагогические технологии: 1. Проектной деятельности. Разрабатываем проекты с учащимися с 6 по 11 класс как на уроках, так и во внеурочное время. Проекты носят различный характер: физгеографические, экономические, социальные («Транспорт моего города»), экологические (проект Шумовое загрязнение»), проект «Влияние транспорта на здоровье» стал лауреатом районной экологической конференци;
2. Технология критического мышления;
3. Технология педагогического ателье.
Данные технологии помогают решить следующие вопросы:
1.Создать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока
2.Использовать проблемные творческие задания, которые вызывают интерес к предмету
3.Стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий
4. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)
5.Рефлексия. Самим обсудить то, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое.
Ученые утверждают, что эмоциональная нагрузка у учащихся в ситуации оценивания результатов адекватна нагрузке летчика – испытателя перед взлетом на новой машине. Поэтому большое внимание уделяю системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления как субъективизм при оценке ученических работ, что может крайне отрицательно повлиять на успешность обучения.
В своей работе использую методику диагностики учебных результатов по четырем уровням (по Шамовой Т.И.) - мониторинга обученности учащегося в сравнение с уровнем обучаемости.
Анализ результатов этих контрольных срезов позволяет индивидуализировать учебную работу на уроках, выделить учащихся, нуждающихся в дополнительных консультациях, конкретизировать объем и содержание педагогической помощи для каждого ученика.. Выявление уровня обучаемости учащихся позволяет адекватно оценивать их учебные возможности, тогда как применение только оценки предметных ЗУН из-за учебных пробелов может приводить к занижению возможностей детей, негативно влиять на их самооценку и отношение к учебному процессу. Данная методика позволяет достаточно полно оценить результативность учебного процесса, учитывая не только уровень знаний по предмету, но и динамику личностного развития ребенка. К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Таким образом, исключается эмоциональная стрессовая нагрузка у учащихся при оценивании его результатов, учитывая различные психофизиологические особенности детей.
Так же данная методика позволяет помочь родителям увидеть достоверную картину возможностей ребенка и его стараний.
Использование ТСО как средства интерактивного обучения.
В вопросах здоровьесбережения большую роль играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ дают возможность самостоятельно воспринимать информацию, с возвратом к нужному фрагменту, с повторением виртуального. Использую компьютер при работе с кинестетиками и одаренными детьми. Так же широко использую такую форму работы как составление презентаций самими учащимися. Но здесь необходимо учитывать технические и санитарные нормы работы и оформления презентаций.
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
В завершении хочу процитировать мэра города Казани - Ильсура Метшина, который выступая на августовской педагогической конференции, отметил: «Если внедрять здоровьесберегающие технологии в школе системно, начиная с первого класса – мы сумеем воспитать новое поколение, ориентированное на здоровый образ жизни». Он же заострил внимание педагогов на том, что внедряя здоровьесберегающие технологии в школе, нужно не забывать о педагогах. Ведь здоровье учителя – это залог нормального педагогического процесса, светлой и доброжелательной атмосферы в классах, новых достижений учеников.

Литература
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979, 170с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.
Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.//Школа здоровья, 2003г, №3, 37-40с.
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе. www.openclass.ru/node/47746