Статья Духовно-нравственное воспитание школьников через внеурочную музыкальную деятельность


«Духовно-нравственное воспитание школьников с умственной недостаточностью через музыкальную внеурочную деятельность».
Прежде чем начать говорить о духовно-нравственном воспитании, давайте обратимся к определениям понятий «духовность» и «нравственность».
«Духовность» – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» [1]. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Теперь обратимся к понятию «нравственность». «Нравственность» - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира [2].
Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.
Процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется через передачу воспитанникам знаний о правилах и принципах поведения; использовании специальных педагогических приёмов, учитывающих типичные и индивидуальные особенности умственно отсталых детей; положительный пример взрослого – педагога, родителя.
Духовно-нравственное воспитание является гармоничным развитием личности школьника и осуществляется путём привития ему основополагающих принципов нравственности на основе этических, патриотических, культурно-исторических традиций России.
В связи с этим, ставим перед собой следующие задачи:
Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
Воспитание уважения к нравственным нормам;
Создание условий для восприятия целостной картины мира;
Организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
Создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания;Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
Укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Рассмотрим возможности духовного развития детей посредством музыкальной деятельности.
Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства. Нравственное воспитание на занятии музыкой состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. На музыкальных занятиях убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. И задача музыкального руководителя – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить и чувствовать, чтобы у школьников развивался не столько интеллект, сколько душа, формировать у учеников нравственные ориентиры и социальный опыт, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, ее связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности, гордости за родной край, любовь к природе.
Помимо музыкальных занятий, на которых мы слушаем как классическую, так и современную музыку, играем на инструментах, мы стараемся по возможности ездить на концерты в филармонию, музыкальную школу, в театр «Сказка», а также на городские концерты. Ребята любят быть не только слушателями, но и артистами. Мы ездили с концертом в оздоровительный центр им. А.А. Лебедя, в дом ветеранов, совместно с другими школами участвовали в благотворительных концертах. Все это бесспорно способствует развитию духовно-нравственного воспитания. И мы надеемся, что частица добра и человечности, которую мы пытаемся посеять в душах наших учеников, все же даст свои большие плоды духовности и нравственности.
В заключении принято говорить о результативности работы. Об этом все же сложно говорить, т.к. нельзя измерить человеческую духовность, тем более маленького человека. Остается только надеется, что со временем эти «не взрослые» дети вырастут во взрослых добрых и отзывчивых людей, патриотов своей страны, а также духовно-нравственных потомков.
Литература
1. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка, современная версия.
В.И. Даль. Москва. 2001.
2. Воловикова М.И. Нравственность в современной России. М.И.
Воловикова // Психологический журнал. – 2009. - № 4
3. http://spkorrschool7.ru/files/--------.-.-----------------------------------------------------------------.pdf