Организация логопедической работы в общеобразовательной школе.

Организация логопедической работы
в общеобразовательной школе.
Чуваева Наталья Николаевна
учитель-логопед МБОУ г. Мурманска
ООШ № 37 г. Мурманск

Единое коррекционно-образовательное пространство школы.




















Цель логопедического пункта в ООШ: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими образовательных программ (особенно по родному языку).
















Одна из главных задач учителя-логопеда – правильно определить
причины, лежащие в основе нарушения речи, поскольку от этого зависит продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рабочая программа составлена по методическим рекомендациям
А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой « О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). В программу включены темы учебных пособий И.Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»; Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и пись- меной речи учащихся начальных классов».
Основной задачей учителя-логопеда общеобразовательной школы является профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обуславливающих неуспеваемость учащихся.
Коррекционно-развивающее обучение осуществляется поэтапно: I этап - восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, II этап – восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка, III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи.
I этап коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма продолжается с 15-18 сентября по 15-18 мая, что составляет примерно 62-72 занятия. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено на 10-15 занятий.
Цели:
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова.
Развитие фонематического восприятия, уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.
Развитие сложных форм фонематического анализа, совершенствование фонематических представлений.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Формирование устойчивых связей фонемы, артикулемы, графемы и кинемы.
Развитие зрительного восприятия, гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза.
Развитие пространственных представлений.
Развитие временных представлений.
Коррекция нарушений произношения.
Основная цель начального этапа коррекционно-развивающего обучения – нормализация звуковой стороны речи. Необходимо сформировать полноценные фонематические процессы, представления о звукобуквенном составе слова, навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, скорректировать имеющиеся дефекты произношения.
Из общего количества занятий I этапа особо можно выделить первые 10-15 занятий, на которых осуществляется постановка и закрепление поставленных звуков. Артикуляционные упражнения, постановка и закрепление звука включаются в структуру фронтального занятия и являются его составляющей частью.
В связи с тем, что младшие школьники допускают большое количество оптических ошибок, обусловленных нарушением зрительно-пространственных функций (смешение гласных и согласных букв по оптико-кинетическому сходству), на I этапе коррекционно-развивающего обучения вводятся занятия по уточнению пространственно-временных представлений, а также блоки занятий по дифференциации смешиваемых гласных и согласных букв по оптико-кинетическому сходству.
I этап составляет содержание коррекционной работы с детьми, имеющими ФФН и фонематическое недоразвитие речи, а для детей с ОНР и НвОНР является лишь начальным этапом коррекционно-развивающего обучения. Вместе с тем, количество занятий и подбор речевого материала должны определяться составом конкретной группы и зависят от степени речевого дефекта.
В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создаётся основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка. При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа
К этому времени у учащихся должны быть:
сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
поставлены и отдифференцированны звуки;
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, текст.
II этап коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма продолжается с15-18 сентября по 2-5 февраля (2 год обучения), что составляет примерно 45 занятий. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено на 10-15 занятий.
Цели:
Обогащение и уточнение словаря (усвоение и употребление слов в свойственном им значении).
Активизация словаря: включение широкого круга слов в речь.
Развитие морфологического анализа и синтеза.
Установление связи между формой слова и его значением, денотатом.
Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения различными моделями словосочетаний.
На II этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется формирование представлений о морфологическом составе слова. Учащиеся овладевают навыками подбора родственных слов, способами образования слов с помощью приставок, суффиксов. На логопедических занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматических средств языка. Младшие школьники овладевают навыком подбора антонимов, синонимов. На II этапе проводится работа по формированию представлений о связи слов в предложении.
По окончании II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:
ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
активно пользоваться различными способами словообразования;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
должны иметь понятие о предлогах и способах их использования;
овладеть навыком подбора антонимов, синонимов и способом их употребления;
иметь понятие о многозначных словах, словах – омонимах.
Завершающий, III этап коррекционно-развивающего обучения – восполнение пробелов в формировании связной речи. Основными целями этапа являются: развитие умения анализировать и редактировать связное высказывание, обучение изложению текстов, формирование навыков построения связного высказывания.
III этап коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма продолжается с 6-9 февраля (2 год обучения) по 15-18 мая, что составляет примерно 44 занятия. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено на 5-10 занятий.
Цели:
Развитие умения анализировать связное высказывание (определять тему, основную мысль, тип текста, выполнять языковой анализ текста, составлять план, устанавливать смысловую зависимость между частями высказывания).
Формирование навыков изложения связного высказывания.
Формирование навыков построения связного высказывания, программирование смысла, овладение алгоритмами построения текстов различного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).
Формирование контрольно-оценочных действий, взаимное рецензирование детьми устных и письменных высказываний.
Развитие навыков редактирования связного высказывания.
Развитие навыков прогнозирования.
Обучение приёмам самостоятельной работы и приёмам рационального использования рабочего времени на занятиях.
По окончании III этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны обладать:
умением анализировать связное высказывание;
навыком редактирования связного высказывания;
умением излагать тексты различного типа;
навыком построения текстов различного типа.
Таково общее содержание и направление коррекционного обучения детей с нарушениями чтения и письма на логопедическом пункте общеобразовательных учреждений.
Основной формой организации логопедической работы являются групповые (фронтальные) занятия.
По результатам диагностики устной речи (с 1 по 15 сентября) в группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта (ОНР, НвОНР, ФФН, фонематическим недоразвитием речи, фонетическим нарушением речи) в количестве 4-6 человек. В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с ОНР, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Приём на логопедический пункт обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи (ОНР - II ур.р.р.), нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия), а так же с детьми, находящимися на индивидуальном обучении по медицинским показаниям. По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.
Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая работа с группой детей, имеющих ОНР, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся три раза в неделю; с группой НвОНР, нарушения чтения и письма, обусловленные им – 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих ФФН и фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, обусловленные им – 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения – 2-3 раза в неделю.
Продолжительность фронтальных логопедических занятий с учащимися – 40 минут, с первоклассниками (в соответствии с режимом работы классов) – 35 минут. Продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребёнком – 20 минут.
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН (или фонематическим недоразвитием речи) и нарушением чтения и письма, обусловленного ФФН (или фонематическим недоразвитием речи) – 4-9 месяцев. Срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР (или НвОНР) и нарушением чтения и письма, обусловленного ОНР (или НвОНР) – 18 месяцев.
Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Список литературы:
1
1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995г.

2
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991г.

3
3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Лениздат; Издательство "Союз", 2001г.

4
4. Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика. - СПб.: Дельта, 2001г.

5
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: "Гуманит. изд. центр ВЛАДОС", 1997г.

6
6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.

7
7. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программ обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996г.

8
8. Ястребова А.В.оррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997г.

9
9. Новицкая Г.М. Перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения слабовидящих учащихся с ОНР, нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР. – Мурманск. 2002г.















































13PAGE 15


13PAGE 14615












Направления
работы
учителя -
логопеда:


диагностическая деятельность;


консультативная деятельность;


коррекционно-развивающая деятельность;


профилактическая деятельность.










Рабочая программа по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы.


А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
Москва 1996.


Документы,
на которые опирается
учитель-логопед ООШ:












РЕБЁНОК



ЛОГОПЕД



УЧИТЕЛЬ



ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД



РОДИТЕЛИ


МЕД.
ПЕРСОНАЛ


УЧИТЕЛЬ
ФИЗКУЛЬТУРЫ


УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ



ПСИХОЛОГ











разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;


коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучаю
щихся;


Задачи логопедического пункта



Заголовок 1 Заголовок 215