Информационный буклет Организация логопедической работы в общеобразовательной школе


Учитель – логопед проводит занятия с учащимися 1- 4 классов по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением.
Фонетическое нарушение – недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. Логопедическая помощь учащимся, имеющим только недостатки произношения звуков (фонетические дефекты) сводится к коррекции неправильно произносимых звуков и закреплению их в устной речи детей.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Общее недоразвитие речи характеризуется элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетико-фонематических процессов. Проявляется на письме и в чтении множеством специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов, замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству, раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов, нарушение количественного и качественного состава предложения, нарушение или отсутствие границ предложений.
Зачисление на логопедические занятия осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Занятия с учащимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю продолжительностью 30-40 минут.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Выбор количества часов определяется уровнем сложности речевого нарушения, индивидуальными особенностями детей, скоростью усвоения материала. 
Индивидуальные занятия проводятся по необходимости в зависимости от структуры речевого дефекта от 1 до 3 раз в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 минут.
В случае необходимости уточнения диагноза учащиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель, родители, руководитель общеобразовательного учреждения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа №3
Имени Героя Советского Союза А. М. Ерошина
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
подготовила
учитель-логопед
Кадочникова О. В.