«Воспитание у школьников патриотических чувств через активное приобщение к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности».

Публикация в Международном образовательном журнале «Педагог»
на тему:
«Воспитание у школьников патриотических чувств через активное приобщение    к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности».

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
Кукла – воплощение современного мира детства, когда все вокруг представляется волшебным, живым и обещающим чудо.
В словаре С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению же археологов и искусствоведов, кукла  это любая фигурка человека, даже та, что создана совсем не для игры. Т.Е. Карпова определяет куклу как антропоморфное изображение, созданное для игры или украшения, которому можно придавать различные позы, а также она может носить одежду .
Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол: игровые, обрядовые и обереги. С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ.
Проблема использования русской народной игрушки, в частности обрядовой куклы как средство воспитания патриотизма у детей школьного возраста значима и актуальна в наше время.
Патриотическое воспитание детей с применением обрядовых кукол – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.
На мой взгляд, сущность  моего опыта работы состоит в следующем: знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их  знакомить с народной культурой с самого раннего детства.
Отработав по теме самообразования: « Приобщение детей к истокам русской народной культуры», систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный  подход в построении занятий.
Поэтому я стала  включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы.

Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве какого-либо другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого.
Таким образом, я посчитала необходимым донести до сознания своих обучающихся, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Поэтому цель моей работы:  создать условия для воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение  их  к русской народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.
Исходя их данной цели, определились задачи:
Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения школьников к   народной культуре.
Знакомить с традиционными видами рукоделия, с творчеством, традициями народных умельцев своей области, приемам изготовления русских обрядовых и игровых кукол.
Воспитывать интерес к русским народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержание и формирование игры.
Изучение народной игрушки.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи; технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера природы. И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки эти были различными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ механические куклы.
Игрушка, появившаяся на рассвете человеческой истории, неразрывно связана с понятиями – “игра”, “игровая деятельность”. Не секрет, что ребенок познает мир и учится взаимодействовать с ним через игру. Игрушка несет в себе заряд положительных эмоций, одновременно являясь средством социально-психологического развития ребенка и нравственного становления личности. При покупке игрушки своему ребенку перед родителями стоит дилемма, какую же игрушку выбрать. Наиболее распространенные игрушки изготовляются из пластмасс и материалов, заменяющих природные материалы, созданных не природой, а химией. Это, конечно же, яркие и красочные штамповки, которыми пестрят детские журналы, в которых угасает приятная мягкость прикосновения к человеческой руке.
Сегодня возрастает интерес к русскому народному творчеству. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит учащимся узнать о некоторых сторонах культуры русского народа, об обрядовых праздниках и обычаях, а сами куклы, сделанные своими руками, составят оригинальную домашнюю коллекцию, а также могут стать необычным подарком для друзей.
На уроке технологии в 5 классе в разделе декоративно-прикладное искусство (2 часа) девочки знакомятся с традиционными видами рукоделия, с творчеством, традициями народных умельцев своей области, приемам изготовления русских обрядовых и игровых кукол.
В ходе урока решается ряд важнейших задач:
- знакомство с различными видами декоративно- прикладного искусства;
- приобщение детей к традициям народного искусства;
- расширение кругозора детей по данной теме;
- воспитание бережного отношения к игрушкам.
Изучаем работы тульской мастерицы, народного мастера России Ирины Агеевой (журнале «Народное творчество» 2004 год, №3).
Например: кукла «Отдарок-на-подарок». Одной из первых куколок, с которой соприкасались малыши на Руси, была кукла Отдарок- на- подарок, которая бытовала в южных губерниях России. По силам ее мог уже сам сделать 3-х летний ребенок. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первый костюм (порты и рубаха для мальчика, рубаха и сарафан для девочки). Эти куколки делались без иголки.
Для куколки нужно приготовить небольшой прямоугольный кусочек ткани, да еще кусочек-узенький и длиной в полтора пальца, чтобы из него скатать голову. Просто скатать из этого узкого кусочка ткани плотную скалочку, сложить больший кусочек ткани пополам, вложить внутрь эту скалочку.
Держа свернутый кусочек ткани в двух руках, нужно огладить указательными пальчиками скатку так, чтобы получилась головка. После этого одним движением окрутить шейку нитью «по солнышку», подхватить спереди одну руку, после через спину подхватить другую и перевести нитку на плечо на одно и перекинуть на другое, пропустить через шейку и закрепить на пояске. Получается готовая куколка «отдарок-на-подарок».
Такая Кукла говорит о том, что на Руси умели воспитать через куклу что-то очень важное... когда-то вручение подарка и ответное «отдаривание» было одним из самых важных жизненных обычаев. Подарок считался обладающим силой, поэтому считалось, что предмет, подаренный от чистого сердца, приносит удачу, а подаренный с «темным умыслом» - может даже навредить...
Викторина «Русская – изба».
Ведущий. Сегодня мы проводим викторину «Русская изба», посвященную старым и добрым обычаям, традициям наших бабушек и дедушек, которые они свято соблюдали, чтили и передавали из поколения к поколению. Но, для того, чтобы прикоснуться к ним нам надо войти в дом, который охраняет загадочный хозяин. Кто первый ответит на все его вопросы, объяснит значения старинных слов, выполнит задания, которые он приготовил для команд, тот станет победителем игры, получит хорошие оценки сразу по нескольким предметам и заслуженные награды.
В старину наши люди с любовью и уважением относились к природе, поэтому тщательно выбирали место для постройки будущего дома и, как ни странно, в этом им помогали еще домашние животные
Итак вопрос:
- На ваших столах лежат иллюстрации домашних животных. Выберете то животное, которое помогало нашим предкам выбрать место для строительства будущего дома. (корова, лошадь) ``15сек. ``
Прежде чем задать следующий вопрос, послушайте пожалуйста песню «Любимый край» на слова Олега Ураева, муз. Виктора Захарова, которая вам поможет найти правильный ответ на вопрос
- Покажите на иллюстрациях то место, которое выбрало ваше животное и объясните почему? В каких местах запрещалось строить дома? (Советуются в командах и представитель объясняет).``15сек. ``
- Для строительства дома необходимо заготовить бревна. Сейчас мы отправляемся в лес на заготовку строительного материала. Для этого нам необходимо одеться потеплее, ведь зима на дворе.
- Ну, а теперь одеваемся для поездки в лес (хозяйка помогает одеться хозяину: шуба, шапка, рукавицы, кушак, топор).
- Выберете ту породу деревьев, которая используется в качестве строительного материала. (хозяин показывает на иллюстрациях, объясняет сосна).
- Вы правильно выбрали породу деревьев. Теперь, посоветовавшись с командой, ответьте на вопрос:
- Что делали наши предки прежде, чем срубить дерево? Покажите и объясните. (просили прощения у дерева, молились).
- Строить дом – это искусство, поэтому плотники и печники на Руси были уважаемыми людьми. Сейчас вам предстоит построить дом. Хозяин дома будет руководить строительством дома. Участвует вся команда. Приглашаем хозяев одеть спец. одежду. (конкурс на скорость и качество исполнения).
- Дом построен быстро в срок
Не возьму я только в толк,
Чем забыли мы украсить –
Тем семью обезопасить
От болезней и невзгод
Помогите ж мне, народ!
- Чем украшали конек дома и зачем? (деревянной головой лошади или петушком)
Вопросы залу:
- В каких сказках упоминается изба, избушка?
- Где селились люди чаще всего? (В лесу, поле, по берегам рек, на болоте)
- Какие вы знаете старинные праздники, почитаемые на Руси?
- Куда открывалась входная дверь избы и почему? (внутрь)
- На чем спали дети? (на палатях)
- Что хранили в сундуках? ( приданое)
- Какую обувь носили крестьяне? (лапти)
- Из чего делали посуду? (из глины)
- В какую сторону должно смотреть лицо дома и почему? (юг, юго-восток – тепло, свет, добро)
- Как сохраняли молоко, чтобы оно дольше не скисалось и оставалось холодным? (в крынку с молоком сажали лягушку)
- В чем солили огурцы, мочили яблоки, квасили капусту? (в кадушке)

Да! Красивый дом построен
И хозяев он достоин
Только жить пока нельзя
Вот задачка вам друзья:
По моей команде дружно
Подберем животных нужных,
Кто за кем шел ночевать,
Нову избу обживать.

- Участвует вся команда. По моей команде выберете животных и птиц и постройтесь в том порядке, в котором их запускали в дом на ночевку (кошка с котом, курица с петухом, свинья, овца, корова, лошадь).
- Подумайте и напишите: На какие сутки ночевал в избе человек? (на седьмые)
На следующее утро с первым криком петуха
Отмечали всей деревней новоселье до темна.
Угощали хлебом-солью, поздравляли молодых
И желали дому счастья, много деток на двоих.
Чтоб ладонь не оскудела божья
С чистым сердцем, доброю душой
Всем делились наши предки:
Хлебом, солью, свежим молоком
От такой заботы нежной
В доме веяло добром.
- Сейчас хозяин и хозяйка отправятся в гости на новоселье. В гости ходили не с пустыми руками. Посоветуйтесь с командой и решите с какими гостинцами вы пойдете в гости и поставите их на Божью ладонь (выигрывает команда, которая наберет больше и разнообразнее угощения)
Хозяева дорогие, а куда вы посадите гостей, на лавки или скамейки?
Пословицы о доме (командам)
Гости в доме. Пора ставить самовар. (Помощники ставят самовары на столы). А кто же принесет воды? В конкурсе принимает участие хозяйка дома, а пока она готовит коромысло и ведра послушайте русскую народную песню «Уж ли я ли молода». (Конкурс оценивается наименее меньшим количеством пролитой воды.)
- Чай готов. Самое время вдохнуть жизнь в избу. Что нужно сделать? Обыграйте сцену и объясните свои действия.
А дрова трещат, дымятся,
Ярче, жарче все горят,
Но, вы знаете, ребята,
Жгли дрова не все подрят.
Подберем же те деревья,
Что на топку шли в печи,
Чтобы в доме было жарко
И остались угольки.
(пишут на листочках на время породы деревьев: дуб, береза, осина, то есть твердые породы) В это время хозяйка (певица) садится за прялку.
Всех лечила, согревала,
Освещала всю избу,
Возле ней хозяйка пряла
Пряжу долгую свою,
Задушевно песню пела
Долгим зимним вечерком.
Ладно спорилося дело,
Нитка вилась ручейком.
Вот и трудится хозяйка
От зари и до зари
И жужжит послушно прялка,
Льется песня из души.
(Солистка за прялкой исполняет русскую народную песню «Пряха»).
Загадки о рукоделии:
Тонка,
Длинна,
Одноуха,
Остра-
Всему миру нужна. (иголка)
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (наперсток)
Маленький, кругленький-
За хвост не поднять. (клубок)
Чем больше я верчусь,
Тем более толстею. (веретено)
Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (вязаный чулок)
- Дом построен, отпраздновали новоселье, наткали холстины, напряли пряжи. Самое время выйти в люди, а для этого нужно привести в порядок одежду. Что же нам в этом поможет?
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (утюг)
Верно! Сейчас мы гладим каким утюгом? Да, электрическим. А до него был утюг нагревательного типа – его ставили на что-то нагреваться и потом гладили. Ещё раньше был утюг угольный. До него гладили на Руси при помощи рубеля и скалки.
-Мы воспользуемся самым старым способом. Сейчас хозяйки домов покажут нам и объяснят как это делали наши бабушки (гладят рубелью и скалкой. Оценка качества и правильности).
- Время подводить итоги. Чья команда больше набрала очков-сушек?
Команде-победительнице вручается символический ключ от избы, на которой висит замок. Из избы выходит домовой со словами:
«Добрый день мои друзья!
Рад приветствовать вас я.
Вы меня освободили,
На свой праздник пригласили.
Все, конечно же, узнали,
В сказках обо мне читали?
В добрых избах я живу,
За порядками слежу,
Охраняю дом хозяев
От беды и негодяев.
Старичок-то я не злой,
Меня кличат – домовой.
Но характер мой такой,
Что чуть-чуть я озорной.
То шумлю, то хохочу,
Напугать кого хочу,
Без меня бы было скучно,
Уважать меня вам нужно.
Я живу лишь в избах тех,
Где удача и успех,
Доброта и уваженье,
Бесконечное терпенье,
Там, где дружная семья,
Только там моя семья.
Пусть минует вас несчастье,
Хвори, беды и ненастья,
Много счастья и добра
Жизнь подарит вам сполна.
Заходите гости в дом,
Вот вам мой земной поклон.
А на память вам игрушки,
Обереги их зовут.
Вот забавные девчушки
Всем удачу принесут.
Звучит песня «Земля, как будто песня» на слова Павла Синявского, музыку Виктора Захарова в исполнении ансамбля «Русская песня».
Домовой раздает игрушки и приглашает первыми войти в избу-музей команду победителей.

Заключение
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.


Список литературы.
Максимова М., Кузьмина М. – Школа рукоделия. М.: Эско-Пресс, 199г.
Агаева И.. Тряпичные куклы. Ж.: уроки мастера, №4, 2001 г., ст.45
Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
Князева О.Л. М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004
Тихонова М.В Смирнова Н.С. «Красна изба». СПб,2004
И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.
Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры»



15