Повышение качества образования через активное внедрение в деятельность БДОУ информационных технологий в условиях ФГОС.










Повышение качества образования
через активное внедрение в деятельность БДОУ
информационных технологий в условиях ФГОС.





Автор опыта: старший воспитатель
БДОУ МО Динской район
«Детский сад №9»
Белогай Татьяна Борисовна





Станица Нововеличковская
2016год.


Содержание:

Информация об опыте.. 3
Технология опыта.. 5
Результативность опыта 11
Библиографический список15
Приложения к опыту.. 17




































Информация об опыте.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду- актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста. Компетентность педагогических работников в этой области – важнейшее условие эффективного развития ДОУ.
Создание условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста является стратегической целью как руководителя, таки всего коллектива дошкольной образовательной организации. Одним из приоритетных условий, наряду с нормативно – правовым, финансовым, материально- техническим и информационным обеспечением, является кадровое обеспечение. При этом укомплектованность педагогическими кадрами еще не означает готовность ДОУ работать в соответствии с современными требованиями.
Результат деятельности дошкольной организации зависти от уровня профессионализма каждого педагога. Учитывая это, актуальными становятся задачи повышения квалификации, переподготовки педагогов, мотивация их к использованию инноваций, новых технологий, поиску ценного педагогического опыта.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, которые предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия детей;
поддержку их индивидуальности и инициативы;
установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, предписывает педагогу, занимающему должность воспитателя, знать среди прочего приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; педагогику, детскую возрастную и социальную психологию; индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, теорию и методику воспитательной работы, организацию свободного времени воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)( воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается владение педагогом ИКТ – компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Поэтому одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОО является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющими санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет.
Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности.
Деятельность педагогов многогранна по своим функциям и содержанию и предполагает овладение разными профессиональными умениями. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерские взаимодействия с их родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого- педагогического просвещения, а также самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Однако внедрение ИКТ в систему дошкольного образования становится возможным при повышении профессиональной информационной культуры самих педагогов. Однако среди педагогических работников детских садов не так много тех, кто прошел соответствующую подготовку, знает технические возможности компьютера, свободно использует его в педагогическом процессе, владеет методикой приобщения детей к ИКТ, ориентируется в компьютерных программах для дошкольников.

Такая же проблема возникла и в нашем детском саду. Особенно актуальной она стала в 2012 - 2013 году, когда были открыты еще 6 новых групповых ячеек и штат педагогов увеличился сразу на 14 человек.
Перед нами стоял выбор форм методической работы с педагогами в данном направлении.
Методическая работа-это непрерывная деятельность по обучению и развитию педагогических кадров, выявлению, обобщению и распространению передового опыта, стимулированию творческого поиска педагогов, созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу. В период перехода на ФГОС эта помощь была как никогда актуальна. Непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов требовало расширения арсенала форм методической работы.


















Технология опыта.


Конечно же, оптимальным вариантом было набрать в новые группы сотрудников, хорошо владеющих навыками ИКТ- технологий, однако в ходе тестирования и проведения аттестации при приеме на работу выяснилось, что педагоги с дошкольным образованием, осуществляющие свою деятельность на высоком профессиональном уровне, умеющие применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы и методы обучения и воспитания, имеют очень разный уровень владения ИКТ- технологиями.
Педагоги, проработавшие в нашем детском саду не один десяток лет, также имели разный уровень владения ИКТ, а многие не имели его совсем.
Решение проблемы формирования профессиональной компетенции педагогов в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ. Однако профессионально-личностные особенности педагогов затрудняли на первом этапе формирование у них ИКТ-компетентности. В связи с этим были изучены образовательные потребности педагогов с помощью:
-диагностирования: анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы;
- индивидуального собеседования;
-изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования;
-систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов. (Приложение №1).
Были выявлены следующие причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ- компетентности:
- экономия времени при разработке дидактических материалов;
- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
- переход на новый уровень педагогического мастерства.
При анализе результатов анкетирования и проведения аттестации при приеме на работу были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней применения ИКТ – компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно – образовательном процессе
(Приложение №2).
Группа 1 (уровень работы на компьютере - нулевой, мотивация – отсутствует): 4% - если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИТ;
Группа 2 (уровень работы на компьютере базовый, мотивация – низкая);
8% - технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и нее только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекции, семинары и др.) Например, необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке, в периодических изданиях, поскольку теряются при организации поиска нужной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т.к. открываются возможности личностного и профессионального роста.
Группа 3 (уровень работы на компьютере - нулевой, мотивация – высокая);
60% - информационно- коммуникативные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно- образовательный процесс.
Группа 4(уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая);
28 % - существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
желанием педагогов и их неумением организации научно- методической деятельности на базе информационных технологий;
неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
возрастающим требованиям к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИТ в их практической деятельности.
Данные противоречия позволили определить
цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами- повышение качества образования через активное внедрение в деятельность БДОУ информационных технологий.

Основными задачами для нас стали:
- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно - образовательного процесса;
- расширение использования информационных технологий в работе с родителями;
- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
- создание банка дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе БДОУ;

Экономичным и материально эффективным способом решения данной проблемы стала организация внутреннего обучения компьютерной грамотности, поскольку станица находится далеко от города, и возможность посещать какие-либо организованные курсы у педагогов отсутствует. Так, проблемный анализ образовательного и квалификационного уровня педагогического состава БДОУ МО Динской район «Детский сад №9»
указал на необходимость организации повышения квалификации педагогов на основе дифференцированного подхода с учетом следующих исходных данных: образование, квалификационная подготовленность, опыт работы, перечень выявленных затруднений и недостатков в организации педагогического процесса с использованием ИКТ.
В результате были разработаны план по переподготовке педагогов, квалификация которых относительно занимаемой должности считается
« условной» (т.е. образовательный уровень педагога не соответствует требованиям занимаемой должности, например, работает педагог по специальности « Учитель начальных классов»), и план курсовой переподготовки. (Приложение №3) Кроме того, был разработан долгосрочный проект « Повышение ИКТ - компетентности педагогов», который реализуется в детском саду с 2012 года. (Приложение №4).
Для того, чтобы начать реализацию данного проекта, необходимо было усовершенствовать развивающую предметно- пространственную среду – оснастить ДОО компьютерной техникой, предоставить педагогам открытый доступ к интернет - ресурсам. Сложность заключалась в том, что оснастить надо было 3 корпуса по двум адресам. В результате нам удалось создать для педагогов 4 рабочих места: методический кабинет, музыкальный зал, логопедический кабинет и подсобное помещение, два из которых были подключены к локальной сети Интернет. Также были приобретены
мультимедийное оборудование по двум адресам и ноутбуки. Нашлись в БДОУ и педагоги, обладающие достаточной компетентностью для ведения кружковой работы с коллегами.
(Приложение №5)
Для обучения педагогов в кружке « Компьютерная грамотность» была разработана тематика занятий. 1 курс был подобран с учетом необходимых умений и навыков в профессиональной деятельности педагогов, уровень подачи материала максимально индивидуализирован. Содержание второго курса обучения было ориентировано на углубленное изучение специфических программ. (Приложение№6).
Готовность применять новые технологии в воспитательно – образовательном процессе определила выбор форм управления повышением ИКТ- компетентности педагогов. Поскольку группы №1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно – компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Для педагогов данных групп проводились мастер- классы о применении информационно- компьютерных технологий в воспитательно - образовательном процессе, общении и самообразовании.
Для групп № 3 и 4 были выбраны индивидуальные формы работы.
Кроме занятий в кружке «Компьютерная грамотность» были использованы следующие формы повышения ИКТ компетентности педагогов:
- педагогические мастерские и наставничество;
- обучающие семинары;
- работа в паре;
- тематические семинары.
Для любого педагога нам важен был не только результат, но и методы и приемы, при помощи которых он был достигнут.. Это позволило нам соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в работу.
Педагог мог посетить занятие опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Для этого в 2013-2014 и 2014-2015 учебном году был составлен график посещения занятий, были заполнены таблицы и проведен анализ использования ИКТ на занятиях. (Приложение №7).
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень мало эффективны, если нет взаимодействия педагогов. В результате работы мы поняли, что необходимо постоянное взаимодействие педагогов, которые только получают компьютерные знания, с теми, кто может оказать помощь в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами было организовано наставничество педагогов. (Приложение№8).
Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствовании их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы привлекали педагогов
группы 4, которые дают практические задания педагогам и отслеживают их выполнение.
Использовали мы и такую форму работы, как работа в паре, пару составлял педагог, владеющий ИКТ и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к. например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
Повышению уровня профессиональной компетентности способствует участие педагогов в различных методических мероприятиях разного уровня, как в качестве слушателей, так и докладчиков. Для успешного выступления, демонстрации своего опыта работы сегодня недостаточно устного доклада, поэтому неотъемлемой частью подготовки к участию в методических мероприятиях детского сада и района является оформление мультимедийной презентации. Учитывая это, современному педагогу необходимо владеть навыками использования компьютерной техники.
С целью повышения мотивации педагогов к использованию ИКТ- технологий было разработано положение о проведении конкурса мультимедийных презентаций « Калейдоскоп презентаций) (Приложение №9).
Данный конкурс проходил в несколько этапов и предусматривал проведение консультаций, мастер- класса с педагогами по вопросам создания мультимедийных презентаций. Участниками конкурса стали педагоги и специалисты детского сада. Участие в конкурсе предусматривало не только оформление мультимедийной презентации, но и выступление перед членами жюри и коллегами. Итогом конкурса стало начало работы над созданием электронного банка методических материалов БДОУ в виде мультимедийных презентаций. (Приложение №10)
Кроме того, педагоги получили неоценимый опыт публичного выступления и демонстрации авторских методических разработок с учетом современных требований. На сегодняшний день они успешно используют мультимедиа, презентуя собственный положительный опыт на советах педагогов, курсах повышения квалификации, и также семинарах и конференциях разного уровня.
Мы выделили следующие критерии развития информационно- коммуникативных способностей педагога:
умение создавать текстовые и графические документы;
умение использовать компьютер как педагогическое техническое средство;
умение разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
умение использовать информационные технологии в воспитательно – образовательном процессе;
знание способов представления педагогической информации с помощью ИТ.
Конечно же, при организации данной работы возникали и сложности. Расположение детского сада по двум отдаленным адресам сдерживало оперативность передачи информации всем педагогам. При проведении очередного анкетирования в середине 2015 года мы выявили такой факт, что у 100% педагогов нашего детского сада имеются дома компьютеры с подключением к сети Интернет, а у 60% педагогов имеются ноутбуки с мобильным Интернетом, поэтому следующим этапом нашего проекта было создание всеми педагогами электронной почты. Так как электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды сообщений. По электронной почте стало удобно сдавать отчетную документацию, общаться с родителями и коллегами. (Приложение №11).
Также велась работа по обновлению методического кабинета детского сада. Была создана и продолжает пополняться медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов по 5 образовательным областям, более 20 занятий с использованием информационных технологий, создан банк мультимедийных презентаций по методической работе, по работе с родителями, архив фотоматериалов. Это позволяет всем педагогам пользоваться опытом коллег, организовывать быстрее и качественнее мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса. (Приложение №12).
























Результативность опыта.

Разработанный проект повышения ключевой ИКТ – компетентности педагогических кадров дал свои результаты.
Наши педагоги:
1. Умеют разрабатывать занятия с использованием мультимедийных технологий, владеют навыками поиска информации в сети Интернет.
Этот умение позволило совершенствовать воспитательно – образовательную работу с детьми, активизировать познавательную деятельность детей, развивать различные психические функции детей, такие как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно – логическое мышление. Дети успешнее и быстрее адаптируются к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Компьютер естественно вписывается в жизнь детского сада, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов. Педагоги создают условия для развития самостоятельности и любознательности, познавательно – исследовательской деятельности, поддерживают детский интерес и инициативу, организуют образовательный процесс с учетом интересов и потребностей самого ребенка. Образовательная деятельность становится для ребенка интересной и познавательной.
В 2015-2016 году 125 детей приняли участие во Всероссийском конкурсе МИР. (Приложение № 13).
2. Умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, ведут табели, журналы закаливания и посещаемости, перспективное и комплексно- тематическое планирование в электронном виде).
Данная работа значительно сократила время и облегчила сдачу отчетной документации педагогов, так как в табелях программа автоматически считает количество детодней и педагоги ведут всю документацию в электронном виде ежедневно. Также ведение документации в электронном виде дает возможность компактного хранения больших объемов информации.
Желание педагогов применить полученные знания в работе выразилось также в творческом подходе к оформлению наглядной информации для родителей с использованием различных компьютерных программ. По
итогам всех проводимых в группах тематических и календарных праздников оформляются фото выставки, у каждого ребенка имеется собственное портфолио, где с первого дня посещения детского сада хранятся все детские работы, грамоты и фотоматериалы. (Приложение № 14).


3. Владеют способами и методами применения ИКТ в работе с родителями.
С 2015 года все родительские собрания в группах проходят с использованием мультимедийных презентаций, на которых педагоги показывают фото- отчеты из жизни группы, материалы по темам собрания. Активно стали внедрятся в практику и такие формы собраний, как «Круглые столы», «Педагогические гостиные», «Обучающие мастер- классы». Анкетирование родителей показало, что родители на 99% удовлетворены качеством оказываемых в БДОУ образовательных услуг, повысился статус образовательного учреждения. (Приложение № 15).
4. Активно используют информационные технологии в деятельности ДОУ, что позволило значительно улучшить качество проводимых в детском саду развлечений и праздников, утренников для детей и родителей. Педагоги более тщательно подбирают репертуар, пользуются специальными программами для создания музыкальных композиций, используют на утренниках мультимедийное оборудование, улучшилось качество и эстетичность оформления используемых декораций, костюмов, музыкальных залов.
Также это умение помогает совершенствовать предметно – развивающую среду групп, пользоваться передовым опытом коллег, значительно уменьшает материальные затраты на изготовление стендов и дидактических пособий для воспитанников. (Приложение № 16).
5. Владеют программой создания мультимедийных презентаций.
Это умение способствовало тому, что в настоящее время в педагогическом коллективе намечена тенденция повышения качества профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют высокие результаты участия педагогов в конкурсах различных уровней, активность педагогов в методической и самообразовательной работе, изменения в мотивах их деятельности, а также осмысленное теоретическое освоение основ содержания современного дошкольного образования.
- с 2012 по 2016год в муниципальном педагогическом фестивале
«Инновационный поиск» приняло участие 10 педагогов;
- в 2015-2016 году в муниципальном конкурсе профессионального мастерства для молодых педагогов« Педагогический дебют» приняло участие 3 педагога;
- в 2015- 2016 году в муниципальном конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» приняли участие 9 педагогов;
- в 2015-2016 году в РМО района приняли участие 11 педагогов.
- в 2014-2016 году в детском саду было реализовано 14 краткосрочных и долгосрочных проектов с детьми и родителями воспитанников.
С 2014 года все педагогические советы в детском саду проводятся с использованием мультимедийных презентаций. (Приложение № 17).
Анализ реализации данного проекта за прошедший период показал, что количественный состав педагогов, использующих в своей профессиональной деятельности ИКТ- технологии, увеличился в два раза, но не является полномасштабным. По окончании реализации проекта не исключена возможность продолжения обучения в зависимости от потребностей педагогов.
Вывод: с одной стороны, информационные технологии служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большое количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера.
Но с другой стороны – экономические проблемы и недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования в области компьютерных технологий сдерживают инновационные направления деятельности, связанные с активацией информационно- технических механизмов в дошкольном образовании.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно повысить качество работы дошкольного образовательного учреждения.

























Используемая литература:

-Т.С.Комарова, И.И.Комарова, А.В.Туликов. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании .- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.

- Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования:сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
- Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение,
- Бостельман А., Финк М. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3–6 лет. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
- Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод. рекомендации. – М., 1993.
-Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс].
· Режим доступа:http://Navigator.firo.ru.
-Уденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство. Как изменились условия и потребности жизни детей. – М.: Университетская книга, 2010
- Журнал Справочник старшего воспитателя № 12 декабрь 2014 год
- Журнал Справочник старшего воспитателя № 10 октябрь 2014 год
- Журнал « Современное дошкольное образование»№ 8 2013год

Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
- .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации:
· Режим доступа: pravo.gov.ru..
-Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].
· Режим доступа:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
- Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.



































Приложение к опыту:

- Планирование.
- Фотоматериалы.
- Материалы, подтверждающие результативность опыта.









13PAGE 15



13PAGE 14215
Белогай Татьяна Борисовна




15