Представление педагогического исследования Организация педагогической деятельности по нравственному воспитанию средствами устного народного творчества

Зубкова елена вениаминовна
Организация педагогической деятельности по нравственному воспитанию средствами устного народного творчества

Выявление уровня нравственной воспитанности у старших дошкольников (констатирующий эксперимент)

Теоретический анализ литературных источников показал, что этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализирует проблему изучения народной педагогики. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием нравственного благополучия любой нации. Процесс воспитания нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений нравственного развития детей. Истинная народная культура это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.
В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста.
Исследование эффективности применения системы педагогической деятельности по формированию нравственных качеств старших дошкольников средствами устного народного творчества осуществлялась в три этапа:
- изучение уровня развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) в исследуемой группе;
- применение системы педагогической деятельности по формированию нравственных качеств старших дошкольников средствами устного народного творчества ;
- определение уровня развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста по окончании формирующего эксперимента (контрольный эксперимент).
Цель констатирующего эксперимента: выявление первоначального уровня сформированности нравственных показателей у детей исследуемой группы.
На основании теоретического анализа литературных источников мы выделили следующие критерии сформированности нравственных показателей:
- уровень осознания детьми нравственных норм,
- особенности эмоционального отношения к нравственным нормам,
- уровень сформированности гуманного отношения к окружающим,
- уровень развития умения понимать эмоциональное состояние других людей,
- уровень развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению,
- умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками,
- уровень развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам,
- умение детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей,
- умение детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим.
Для оценки уровня сформированности нравственных показателей детей применялись диагностические методики, рекомендованные для применения в работе с дошкольниками:
- уровень осознания детьми нравственных норм определялся при помощи методики «Закончи историю»;
- особенности эмоционального отношения к нравственным нормам определялись при помощи методики «Сюжетные картинки»,
- уровень сформированности гуманного отношения к окружающим определялся с помощью методики О.С. Коваленко «Если бы я был на этой картинке»;
- для оценки уровня развития умения понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых, рассказывать о них по предложенным вариантам проявления осуществлялось при помощи методики «Отражение чувств»,
- для оценки уровня развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению применялась методика «Зеркало настроений»,
- выявление умения детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками осуществлялось при помощи методики «Интервью»,
- определение уровня развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение осуществлялось при помощи методики «Необитаемый остров»,
- для оценки умения детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь применялась методика «Помощник»,
- для выявления умения детей спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим применялась методика «Не поделили игрушку».
Описание методик, порядок обработки результатов представлены в Приложении 1 к данной работе.
Математическая обработка результатов исследования включала в себя проведение следующих видов анализа:
- анализ средних данных (включал в себя определение среднего значения по каждому исследуемому признаку);
- сравнительный анализ (включал в себя сравнение средних показателей данных различных этапов диагностики (входная и заключительная).
Входящая диагностика состоялась в период с 20 октября по 31 октября 2015 года. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, результаты фиксировались в протоколе. Данные входной диагностики уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста были сведены в единые диагностические таблицы и представлены в Таблице 1 Приложения 2. Сырые данные были подвергнуты математическому анализу и представлены в Таблице 1. По результатам входной диагностики видно, что более половины детей исследуемой группы показывают средний уровень осознания ценностных показателей, более того 4 ребенка (20% испытуемых) показали низкий уровень исследуемого показателя. Данный результат соответствует уровню эмоционального отношения к нравственным нормам - более чем у половины детей не сформировано положительное отношение к нравственным нормам (см. Рисунок 1).
Таблица 1. Результаты математического анализа данных входной диагностики
Показатель
Оценка осознания детьми ценностных показателей
Эмоциональное отношение к гуманным нормам
Уровень развития гуманного отношения к окружающим
Уровень развития умения понимать эмоциональное состояние
Уровень развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению
Умение детей получать необходимую информацию в общении
Уровень развития умения с уважением относиться к интересам других людей
Умение детей принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь
Умение спокойно реагировать в конфликтных ситуациях
Уровень включенности родителей в процесс нравственного и этнокультурного воспитания детей

Высокий уровень, %
10
0
20
10
0
0
10
5
5
15

Средний уровень, %
70
45
45
55
45
50
70
50
60
45

Низкий уровень, %
20
55
35
35
55
50
20
45
35
40

Среднее значение показателя
1,90
1,45
1,92
1,75
1,45
1,50
1,90
1,60
1,75
1,75


Рисунок 1 - Данные входной (констатирующей) диагностики по методикам «Закончи историю» и «Сюжетные картинки»
Исследование уровня развития гуманного отношения к окружающим по методике О.С. Коваленко «Если бы я был на этой картинке» показало, что у 20% детей исследуемой группы выявлен высокий уровень развития данного показателя – при оценке ситуаций почти во всех случаях дети показывают активно–действенную позицию, высказывает желание помочь, сразу дает несколько вариантов выхода из сложной ситуации («Помог бы встать, может к врачу надо», «Надо разобраться – может он не виноват, с мамой поговорить», «С инвалидами дружить надо – им тоже играть хочется» и др.), практически во всех случаях предлагают свой вариант помощи человеку, за исключением картинки про наказанного ребенка («Наверное, сам виноват, у нас брата часто в угол ставят») и картинки про мальчика, стоящего в углу и мальчика, пилящего сук, на котором сидит («свалится – сам виноват»). У 45% детей исследуемой группы выявлен средний уровень развития гуманного отношения к окружающим – дети в равной степени готовы помочь другим людям, попавшим в сложную ситуацию и готовы просто пожалеть их (пассивная позиция) («Мне его жаль», «Плохо, когда мальчишки девочек обижают – я так не делаю»); в большинстве ситуаций проявляют сочувственную позицию («Ну разве так можно?», «Бедная собачка»), иногда предлагают помощь («Я и сам с мальчиком играю во дворе – он тоже инвалид, только на костылях»); могут проявлять эмпатическую реакцию – жалеть других людей либо высказывать оценку ситуации («Эх, кататься не умеет, а на лед пошел!», «Бедненький, на коляске..»).
У 35% детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень развития гуманного отношения к окружающим – дети проявляют отстраненно–равнодушную оценку предлагаемых ситуаций («Виноват, вот и стоит в углу»), порой склонны скорее к негативной оценке ситуаций («Девчонка сама, наверное, вредная, вот и получила», «Упадет – так ему и надо, запомнит потом», «Не стал бы вмешиваться – пусть сами разбираются»).
Проведение диагностики уровня развития умения понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых, рассказывать о них по предложенным вариантам проявления осуществлялось при помощи методики «Отражение чувств» показало, что в исследуемой группе преобладают дети со средним уровнем развития исследуемого показателя (55% детей) - для данных дошкольников характерно правильное определение эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объяснение их причин и прогнозирование дальнейшего развития ситуации только при помощи взрослого. Значительное количество детей в исследуемой группах показали низкий уровень развития умения понимать эмоциональное состояние (35% детей) - для данных дошкольников характерны затруднения в определении эмоциональных состояний людей, неспособность объяснить причину и предположить дальнейшее развитие ситуации. Высокий уровень развития данного показателя проявляется у 10% испытуемых группы - дети самостоятельно правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину и делают прогнозы дальнейшего развития ситуации.
Проведение диагностики уровня развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению по методике «Зеркало настроений» показало, что в исследуемой группе преобладают дети с низким уровнем развития исследуемого показателя (55% детей) - для данных дошкольников характерны затруднения в определении эмоциональных состояний сверстника или неверные их определения, неспособность правильно передать различные эмоциональные состояния. Значительное количество детей в группе показали средний уровень развития понимания настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению (45%) - для данных дошкольников характерно правильное определение эмоциональных состояний только с помощью взрослого, неточная передача эмоционального состояния. Высокий уровень развития данного показателя не выявлен ни у одного испытуемого на момент входной диагностики.
Проведение диагностики уровня развития умения детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками по методике «Интервью» показало, что в исследуемой группе равное количество испытуемых показало средний и низкий уровни развития (по 50% детей). Проведение диагностики уровня развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение по методике «Необитаемый остров» показало, что в исследуемой группе преобладают дети со средним уровнем развития исследуемого показателя (70 % детей) - данные дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении, принимают предложение инициатора, могут выступить со встречным предложением, спокойно высказав свое мнение; могут возразить, учитывая свои интересы. Значительное количество детей в группе показали низкий уровень развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение (20% испытуемых) - для данных дошкольников характерны: неспособность самостоятельно вступить в общение, пассивное следование за инициативными детьми, не способностью высказать собственное мнение, либо могут проявлять отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями - не учитывать желания сверстников, настаивать на своем. Высокий уровень развития данного показателя проявляется у 10 % испытуемых - дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умение убедить собеседника; согласовывают с ним свои предложения.
Проведение диагностики уровня развития умения детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь по методике «Помощник» показало, что в исследуемой группе преобладают дети со средним уровнем развития исследуемого показателя (50 % детей) - дошкольники не достаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника; в коллективной деятельности старательны, понимают необходимость усилия каждого для получения общего результата; принимают позицию партнера по взаимодействию, подчиняются его требованиям, при этом могут высказать свое мнение, выразить свои желания; замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются. Значительное количество детей в группе показали низкий уровень развития умения детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь (45 % испытуемых) - для данных дошкольников характерны: незнание нормы организованного взаимодействия или не соотнесение необходимости их выполнения по отношению к себе. Высокий уровень развития данного показателя проявляется у 5 % испытуемых.
Проведение диагностики уровня развития умения спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим по методике «Не поделили игрушку» показало, что в исследуемой группе преобладают дети со средним уровнем развития исследуемого показателя (65 % детей) - данные дошкольники не провоцируют конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения. Свои устремления подчиняют интересам других детей; дети уважительно относится к сверстникам (взрослым), в сложившейся конфликтной ситуации стараются найти справедливое решение, либо обращаются к взрослому. Значительное количество детей в группе показали низкий уровень развития умения спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим (30 % испытуемых) - для данных дошкольников характерны провоцирование конфликта, отсутствие учета интересов других детей, неспособеность корректно высказать свое мнение; неумение выслушать другого ребенка или взрослого. Высокий уровень развития данного показателя проявляется у 5 % испытуемых экспериментальной группы.
Исследование уровня включенности родителей в процесс национального воспитания старших дошкольников на констатирующем этапе исследования показало, что только у 15% родителей выявлен высокий уровень развития данного показателя – родители знакомят детей с национальной культурой, сами проявляют интерес в данном направлении, посещают выставки, музеи, театры, библиотеки для ознакомления детей с национальной культурой, привлекают ребенка к просмотру и обсуждению передач о национальной культуре, имеют представления о национальном календаре, с удовольствием отмечают национальные праздники, готовят в семье национальные блюда, соблюдают национальные традиции. У 45% родителей детей из исследуемой группы выявлен средний уровень включенности в процесс национального воспитания детей – родители имеют определенные знания о национальных традициях – соблюдают некоторые обычаи, иногда, но нечасто, посещают вместе с ребенком национальные выставки, концертные программы, в семье поддерживаются некоторые национальные традиции, в основном праздничные, активно интересуются национальной культурой, однако, ссылаясь на недостаток свободного времени, нечасто посещают выставки и концертные программы, часто готовят национальные блюда, имеют достаточно глубокие познания о своей родословной (могут рассказать о своих родственниках до линии прапрадедов). У 40% родителей детей исследуемой группы выявлен низкий уровень включенности в процесс национального воспитания детей – родители совсем не заинтересованы в развитии интереса детей к национальной культуре, сами имеют мало знаний о национальных традициях, крайне редко празднуют национальные праздники в семье; иногда высказывают заинтересованность в национальном воспитании своих детей, но при этом в семьях не соблюдаются традиции и обычаи, «национальные песни поют только бабушки». Графически результаты частотного анализа данных входной диагностики представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Данные частотного анализа результатов входной диагностики

Рисунок 3. Данные анализа средних значений результатов входной диагностики
Результат анализа средних значений исследуемых показателей показал, что наименее развитыми показателями сформированности ценностных ориентаций у старших дошкольников на этапе входной диагностики являются «Уровень развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению», «Умение детей получать необходимую информацию в общении» и «Умение детей принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь» - среднее значение показателей по группе находится в пределах ниже среднего.
Наиболее развитыми показателями на этапе входной диагностики являются «Уровень развития гуманного отношения к окружающим» и «Уровень развития умения с уважением относиться к интересам других людей» - но и эти показатели находятся только в рамках средних значений (см. Рисунок 3).
Таким образом, положительная динамика исследуемых показателей по окончании формирующей части исследования будет свидетельствовать о положительном влиянии образовательной деятельности в рамках этнокультурного воспитания (на примере устного народного творчества) на нравственное воспитание старших дошкольников.

Содержание педагогической деятельности по нравственному воспитанию средствами устного народного творчества (формирующий эксперимент)

Цель формирующего этапа исследования – выявление педагогических условий для нравственного развития старших дошкольников средствами устного народного творчества .
Формы организации педагогической деятельности: непосредственная образовательная деятельность, спортивно-игровые занятия, совместный досуг, самостоятельная игровая деятельность.
Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало разработки и внедрения в педагогический процесс системы педагогической деятельности по развитию нравственных качеств старших дошкольников средствами устного народного творчества . В план работы мы включили учебные и воспитательные задачи:
Учебные задачи: учить слушать сказки, рассказы и другие произведения, обогащать активный и пассивный словарь детей при чтении, рассказывании и беседах, учить давать характеристику герою и его отношениям с другими персонажами, совершенствовать навыки логичного рассказывания с учетом последовательности событий в произведении, учить осмысливать значение пословиц, поговорок и составлять по ним небольшие сказки, рассказы, отражающие это значение; расширять представления детей о нравственных чувствах, обогащать представления детей о народных праздниках и событиях родной страны.
Воспитательные задачи включали: воспитание нравственных чувств: доброты, отзывчивости, чуткости к близким, сверстникам, младшим детям и взрослым; воспитание дружбы, товарищества, умения помогать детям и взрослым; воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело и добросовестности; воспитание уважительного отношения к своему труду, труду близких, товарищей, других людей; воспитание норм поведения в обществе: быть вежливым, уважать старших и т.д.; воспитание любви к родным местам и родине; воспитание чувств соучастия, сопереживания, сострадания к заболевшим, попавшим в беду, в трудную жизненную ситуацию, воспитание бережного отношения к окружающему миру и любви к животным, птицам, желание ухаживать и испытывать радость от общения с ними; воспитание интереса к растениям и желание выращивать их.
Следующей задачей формирующего этапа было определение правил. Мы выделили правила поведения для детей и правила для родителей и воспитателей, которые стали основой нашей дальнейшей работы с детьми: для детей - дети в детском саду дружно вместе занимаются, трудятся, играют, оказывают помощь друг другу, проявляют внимание, старшие дети заботятся о маленьких, проявляют чуткость, все дети в саду и дома уважительно относятся к взрослым, слушаются их, бережно относятся к вещам детского сада, к своим личным, к вещам товарищей, стараются помогать взрослым: поддерживать уют, красоту и чистоту в групповых комнатах и на садовом участке ДОУ (сажают цветы, наводят порядок в живом уголке, следят за чистотой помещений группы); для взрослых - в детском саду заботливо и чутко относятся ко всем детям, каждый ребенок имеет право на внимание, любовь, ласку, взрослые всегда и во всём подают положительный пример детям, в работе педагогов достигается согласованность воздействий на сознание и поведение детей, единство требований к ним, воспитатели ведут регулярную работу с семьей, в семье выполняются все требования детского сада, в семье целенаправленно создаются условия для нравственного воспитания, для приобщения детей к художественной литературе.
Наряду с перечисленными выше общими правилами существовали и другие, более частные правила: правила поведения на мероприятиях НОД, за столом, в раздевалке, при играх на садовом участке ДОУ.
Для организации деятельности по формированию нравственных качеств средствами устного народного творчества нами были созданы необходимые условия:
1. Систематическое приобщение детей к различным видам деятельности.
2. Учет нагрузки на ребенка.
3. Деятельность с приобщением к устному народному творчеству должна осознаваться детьми как необходимая.
4. Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной, привлекать процессом, игровыми моментами, будущим результатом.
5. Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение умениям и навыкам, и воспитание в этой деятельности нравственных чувств и качеств.
В качестве дидактического и методологического материала при составлении схемы проведения и содержания формирующего этапа исследования нами были использованы следующие работы: Антонова Т.В. «Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям», Бабынина Т.Ф. «В мире национальных культур», Бабынина Т.Ф. «Традиции национальных культур», Борханова Р.А. и Юсупов Ф.Ф. «Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду», Богомолова М.И. и Шарафутдинов З.Т. «Дошкольникам о Татарстане», Замалетдинов Л.А. «Татарские народные сказки», Набиуллина И.Ш. «Ознакомление дошкольников с историей родного края», Файзуллина Р.А. «Татарская поэзия и фольклор в детском саду», Фахрутдинов Р. «История татарского народа и Татарстана». Ознакомление с устным народным творчеством включало в себя чтение сказок «Падчерица», «Три дочери», «Шурале», «Крылатый, мохнатый да маленький», «Проказы старухи–зимы» и др. ознакомление детей с татарскими и русскими пословицами о дружбе, честности, трудолюбии, использовании потешек и поговорок в различных режимных моментах.
В группе была создана специальная среда с целью приобщения детей к национальной культуре, народному искусству: «Полочка русского народного декоративно–прикладного творчества», мини–музей татарской народной культуры, мини–музей народной старины «Русская изба» (см. Приложение 3). Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской и татарской национальных культур, картотека по народным подвижным играм. В уголках для родителей постоянно помещается материал по национальным народным календарям календарю, по русской и татаркой кухне, по народным праздникам «Сабантуй», «Курбан–байрам», «Янгыр яу», «Навруз», «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие. Мероприятия формирующего этапа осуществлялись в соответствии с календарно–тематическим планом.
В разных разделах перспективного планирования были учтены темы по национальному развитию детей: цикл мероприятий образовательно-воспитательной деятельности познавательного характера: два мероприятия образовательно-воспитательной деятельности в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря – эти два мероприятия проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом. На мероприятиях образовательно-воспитательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой проводилась специальная работа с родным словом в соответствии с текущей темой по национальной культуре; музыкальный руководитель  планировал свою работу с народными песнями и традиционной пластикой характерной для нашего региона; завершали изучение каждой темы комплексные занятия, вечера развлечений, народные гулянья, праздники. Праздник давал положительные результаты и подводил итог всей предшествующей работе для детей и взрослых, но только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами готовили праздник вместе с родителями.
Поскольку основным видом деятельности дошкольника является игра, то именно в игровой форме дети знакомились с различными бытовыми ситуациями в традиционных татарских и русских семьях. Так, вместе с ребятами были изготовлены куклы (Аленушка и Алсу) и реализованы сюжетные игры: «Дочки – матери», «Хозяюшки», «На праздник» и т.д. В играх продолжалась работа по закреплению темы месяца, именно они являлись существенным дополнением к познавательным занятиям. Дидактические игры также планировались как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависел выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры проводились в рамках занятий по физической культуре. Так, были проведены народные игры «Спутанные кони (Тышаулы атлар)», «Угадай и догони (Читанме, бузме)», «Скок–перескок (Кучтем–куч)» и «Продаём горшки (Чулмак уены)». Во время проведения игр детям давалось название на татарском и русском языках, если проведение игры предусматривало произнесение закличек на татарском языке, то с детьми проводилась предварительная работа по их заучиванию.  Особое внимание уделялось играм-драматизациям, при этом планировалось не только проведение драматизации по сказкам, но и обыгрывание потешек, небылиц, разыгрывание сценок с куклами. В режимные моменты активизировалась работа по привитию навыков традиционной культуры поведения. В ходе формирующего этапа дети знакомились с особенностями проведения игр, им рассказывали о народных праздниках и обычаях. Родители помогали шить народные костюмы, в которых дошкольники из экспериментальной группы не только участвовали в играх, но и иногда ходили в группе ДОУ. Детям очень нравились мероприятия образовательно-воспитательной деятельности, они с удовольствием играли в народные игры, просили поиграть в полюбившиеся игры. Дома дошкольники с удовольствием пели песенки, разученные во время игры, и рассказывали родителям о народных обычаях.
Таблица 2. Тематический план мероприятий нравственного воспитания старших дошкольников средствами устного народного творчества

Тема занятия
Содержание


Ежедневно
Игры народов Поволжья на развитие выносливости, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, опорно–двигательного аппарата, быстроты реакции, внимательности (см. Приложение 5)

Октябрь
«Гуляй, да присматривайся»
Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки – попевки «Восенушка – осень»


Праздник осени на татарском языке
Рассказ об осени и осенних приметах. Разучивание и декламирование стихов на татарском языке, ознакомление с татарской народной музыкой (см. Приложение 4) –праздник проводится совместно с родителями


«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.


«Вершки да корешки»
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Игра «Гуси–лебеди» (см. Приложение 6). Загадывание детьми загадок.


«Хлеб всему голова»
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Ноябрь
«Осень пахнет капустой»

Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка – осень» Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц (см. Приложение 6) – мероприятие проводится совместно с родителями


«Зайчишка–трусишка»
Знакомство со сказкой «Заяц – хваста» (см. Приложение 6). Разучивание потешки «Зайчишка–трусишка». Игра «Обыкновенные жмурки» (см. Приложение 6)


«У страха глаза велики»
Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» (см. Приложение 5)


Занятие «Осенние богатства»
Развитие и расширение словарного запаса ребенка; зрительной памяти и слухового внимания; мелкой моторики рук; развитие умения слушать и понимать татарскую речь, воспитание желания совместно выполнять задания и играть; чувства вежливости и культуру общения (см. Приложение 5)


«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»
Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. (см. Приложение 5)


«Шуралё»
Рассказывание детям сказки «Шуралё» (см. Приложение 6)

Декабрь
«Здравствуй, зимушка–зима!»
Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Игра «Коршун» (см. Приложение 6)


«Соловей»
Рассказывание детям татарской народной сказки «Соловей» (см. Приложение 6)


«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»


«Зимние святки»
Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Игра «Палочка–выручалочка» (см. Приложение 6)


«С новым годом со всем родом»
Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок, мероприятие проводится совместно с родителями (Приложение 8)

Январь
«Пришла коляда – отворяй ворота»
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.


«Гуляй, да присматривай»
Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко». Игра «Филин и пташки» (см. Приложение 6)


«Три дочери»
Рассказывание детям татарской народной сказки «Три дочери» (см. Приложение 6)


«Сказка для Кузи»
Самостоятельное рассказывание детьми сказок


«Башмаки»
Рассказывание детям татарской народной сказки «Башмаки» (см. Приложение 6)

Февраль
«Нет милее дружка, чем родимая матушка»
Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.


«Ой ты, Масленица!»
Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» «Гори, гори ясно»


«Что нужно кукле?»
Проведение игры на развитие звуковой культуры речи на татарском языке (см. Приложение 6)


«Гуляй, да присматривайся»
Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетели». Игра «Фанты» (см. Приложение 6)


«Русская тряпичная кукла»
Познавательная и трудовая деятельность по изготовлению народной куклы (см. Приложение 10)


«Мудреному и счастье к лицу»
Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.


Итоговое занятие «Дружба народов»
Праздник дружбы на русском и татарском языке – проводится совместно с родителями

Таким образом, есть основание полагать, что организация воспитательного процесса в ДОУ, основанного на принципах народной педагогики и устного народного творчества , закладывает у детей старшего дошкольного возраста основы нравственных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, идеалами культуры своего народа.

Определение эффективности созданных педагогических условий для нравственного воспитания старших дошкольников (контрольный эксперимент)

По завершении реализации мероприятий формирующего этапа проекта была проведена заключительная диагностика по тем же методикам, что и при проведении входного обследования. Данные сведены в диагностическую таблицу и представлены в Приложении 2. Данные были подвергнуты математическому анализу и представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты математического анализа данных заключительной диагностики
Показатель
Сформированность гуманных норм
Отношение к гуманным нормам
Уровень развития гуманного отношения к окружающим
Уровень развития умения понимать эмоциональное состояние
Уровень развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению
Умение детей получать необходимую информацию в общении
Уровень развития умения с уважением относиться к интересам других людей
Умение детей принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь
Умение спокойно реагировать в конфликтных ситуациях
Уровень включенности родителей в процесс этнокультурного воспитания детей

Данные частотного анализа

Высокий уровень, %
70
55
50
55
50
55
85
70
80
60

Средний уровень, %
30
45
50
45
50
45
15
30
20
40

Низкий уровень, %
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

Данные анализа средних значений и сравнительного анализа данных

Констат.
1,9
1,45
1,92
1,75
1,45
1,5
1,9
1,6
1,75
1,75

Контрольн.
2,7
2,55
2,48
2,55
2,5
2,55
2,85
2,7
2,8
2,6

Измен, %
42,1
75,9
29,2
45,7
72,4
70
50
68,8
60
48,6

Исследование уровня развития гуманного отношения к окружающим по методике О.С. Коваленко «Если бы я был на этой картинке» показало, что у 80% детей исследуемой группы выявлен высокий уровень развития исследуемого показателя – при оценке ситуаций почти во всех случаях дети показывали активно–действенную позицию, высказывали желание помочь, сразу давали несколько вариантов выхода из сложной ситуации («Помогла бы встать, может он сильно ударился», «Надо еще разобраться – может он не виноват, или научить как правильно извиниться», «Придумал бы игру, где ходить не надо», «Надо объяснить, что так делать нельзя – птиц беречь надо», «Надо поговорить со взрослыми – пусть он девочек не обижает», «С инвалидами можно играть в компьютерные игры, я бы поиграла, может он даже выиграет», «Мальчику я бы объяснила, что малышей обижать нельзя» и др.).

Рисунок 4. Результат сформированности нравственных норм и отношения к нравственным нормам
У 20% детей исследуемой группы выявлен средний уровень развития гуманного отношения к окружающим – дети в равной степени готовы помочь другим людям, попавшим в сложную ситуацию и просто пожалеть их («Мне его жаль», «Плохо, когда мальчишки девочек обижают»); иногда проявляют сочувственную позицию («Как же так?», «Бедный мальчик»), иногда предлагают помощь («Надо руку дать – пусть встает»); иногда проявляют эмпатическую реакцию – жалеют других людей, либо высказывают оценку ситуации, чем стремятся каким–либо образом помочь им («Жалко собаку, скучно ей», «Пожалеть надо, чтобы не плакала»). Ни один ребенок из исследуемой группы на этапе заключительной диагностики не показал низкого уровня развития гуманного отношения к окружающим.
Проведение диагностики уровня развития умения понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых, рассказывать о них по предложенным вариантам проявления осуществлялось при помощи методики «Отражение чувств» и показало, что в исследуемой группе преобладают дети с высоким уровнем развития исследуемого показателя (55% испытуемых) - дети самостоятельно правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину и делают прогнозы дальнейшего развития ситуации. Средний уровень развития умения понимать эмоциональное состояние собеседника показали 45% испытуемых, для данных дошкольников характерно правильное определение эмоционального состояния сверстников и взрослых, объяснение их причин и прогнозирование дальнейшего развития ситуации только при помощи взрослого.
Проведение повторной диагностики уровня развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению по методике «Зеркало настроений» показало, что в исследуемой группе 50% испытуемых показали высокий уровень развития данного показателя. Дети, показавшие данный результат самостоятельно правильно определяют эмоциональные состояния, способны с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния. 50% испытуемых показали средний уровень развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению - определяют эмоциональные состояния с помощью взрослого, стараются передавать эмоции, но выражение чувств при этом не всегда понятно.
Проведение повторной диагностики уровня развития умения детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками по методике «Интервью» показало, что в исследуемой группе примерно равное количество испытуемых показало высокий и средний уровни развития (55% и 45% соответственно). Проведение повторной диагностики уровня развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение по методике «Необитаемый остров» показало, что в исследуемой группе преобладают дети с высоким уровнем развития исследуемого показателя (85 % испытуемых), данные дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умение убедить собеседника; согласовывают с ним свои предложения. 15% испытуемых показали средний уровень развития умения выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение - дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении, принимают предложение инициатора, могут выступить со встречным предложением, спокойно высказав свое мнение; могут возразить, учитывая свои интересы.


Рисунок 5. Данные частотного анализа результатов заключительной диагностики
Проведение диагностики уровня развития умения детей взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь по методике «Помощник» в рамках заключительной диагностики показало, что 70 % испытуемых показали высокий уровень развития исследуемого показателя. Данные дошкольники берут на себя функцию организатора взаимодействия, распределяют обязанности, с учетом возможностей и интересов сверстников, понимают необходимость усилия и старания каждого для получения общего результата; прислушиваются к мнению сверстников, согласовывают свои предложения с ними, учитывают их интересы; они внимательны к сверстникам, замечают ситуации затруднения, способны оказать взаимопомощь, а также обратиться за помощью взрослого или сверстника в ситуации собственных затруднений. 30 % испытуемых показали средний уровень развития исследуемого показателя. Данные дошкольники не достаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника; в коллективной деятельности старательны, понимают необходимость усилия каждого для получения общего результата; принимают позицию партнера по взаимодействию, подчиняются его требованиям, при этом могут высказать свое мнение, выразить свои желания; замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.
Проведение повторной диагностики уровня развития умения спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим по методике «Не поделили игрушку» показало, что 80 % детей показали высокий уровень развития - не провоцируют конфликты, в сложившейся ситуации стараются найти справедливое решение либо обращаются к взрослому; умеют выслушать другого, прийти к общему решению, с уважением относятся к ценностям других людей. 20 % детей показали средний уровень развития умения спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, с уважением относиться к окружающим. Данные дошкольники не провоцируют конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения. Свои устремления подчиняют интересам других детей; дети уважительно относится к сверстникам (взрослым), в сложившейся конфликтной ситуации стараются найти справедливое решение, либо обращаются к взрослому.
Проведенный анализ средних значений показателей уровня сформированности гуманных ценностных ориентаций на этапе заключительной диагностики показал, что показатели развития умений с уважением относиться к интересам других людей, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь являются самыми высокими и составляют 2,85, 2,80 и 2,70 балла соответственно.

Рисунок 6. Данные анализа средних значений результатов исследования
В целом выявлено, что в исследуемой группе все исследуемые показатели претерпели значительное улучшение. Наибольшие изменения в исследуемой группе наблюдаются по показателям «Уровень развития понимания детьми настроения собеседника по вербальному и невербальному поведению» и «Умение детей получать необходимую информацию в общении» (средние значения выраженности данных показателей на заключительном этапе исследования превышают аналогичные показатели на этапе входной диагностики на 72,41% и 70,0% соответственно). Также значительно вырос показатель «Уровень включенности родителей в процесс национального воспитания детей» в экспериментальной группе (среднее значение выраженности данного показателя на этапе заключительной диагностики превышает аналогичный показатель на этапе входной диагностики на 48,57%) (см. Рисунок 7).


Рисунок 7. Данные сравнительного анализа результатов исследования
Проведение входной и заключительной диагностики, математическая обработка полученных результатов позволяют утверждать, что существует положительное влияние мероприятий комплексной программы народной педагогики и приобщения к национальной культуре на формирование гуманных ценностных ориентаций старших дошкольников.

Выводы
Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих.
Исследование, направленное на исследование устного народного творчества как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволило сделать следующие выводы: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- педагоги и родители воспитанников станут заинтересованными участниками процесса нравственного воспитания старших дошкольников;
- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности;
- разработка логической последовательности мероприятий педагогической деятельности, подбор соответствующего возрасту и развитию детей материала.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с фольклором, дети приобщаются к художественному наследию народной культуры. Произведения народного творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка дошкольного возраста, в том числе и на его нравственное воспитание.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115



Диаграмма 1Диаграмма 2Диаграмма 3–ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ыђ Заголовок 3ыђ Заголовок 415