Статья «Воспитание нравственной культуры школьников средствами устного народного творчества»

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Стремление к истине, правде, добру, развитию умственных, интеллектуальных задатков ребёнка, трудовой энтузиазм, толерантность – всегда являлись главной целью образования. Во все времена у представителей любого народа всегда почитались за добродетель милосердие, порядочность, образованность, любовь к Родине. Практика современного воспитания показывает, что сегодняшние школьники отличаются интеллектуальностью, предприимчивостью, а чувства сострадания, сопереживания, уважения они всё более утрачивают, чувства угасают, остаются невостребованными. Школа является одним из таких мест, где дети получают нравственный потенциал, необходимый в дальнейшей их жизни.
Использование идей народной педагогики в практике обучения и воспитания связано с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа. Утрата исторических и культурных корней своего народа может привести к бездуховности личности. Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Художественная система русского фольклора весьма разнообразна.
Сказки – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр этический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, таинственные события; действия же имеют приключенческий характер. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Великий педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. «В народной сказке, – писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грёзы, и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грёзы». По мнению К.Д. Ушинского, природные русские педагоги – бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга, поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Народная сказка способствует формированию определённых нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, любящий Родину). Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.
Приведём фрагмент занятия по формированию нравственных понятий «правда» и «ложь» с учащимися младших классов. Учитель просит ребят послушать сказку.
За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут, как тут: «Что вам трудиться, да спины гнуть, бросьте зёрна, ветер их сам разнесёт». Честный человек её не слушает, знай себе трудиться, а лживому такой совет по нраву: ляжет под куст и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда её корила и стыдила, а ей – хоть бы что, знай, себе врёт, да обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои чёрные дела. До сих пор живёт она с нами, и никто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё тогда избавиться.
После знакомства со сказкой педагог задаёт вопросы о том, как уберечь себя от Лжи? Предлагает нарисовать словесные портреты Правды и Лжи.

Пословица - самый малый жанр народного устного творчества. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, она отличается большой содержательностью, обобщением жизненных наблюдений, опыта народа: «Мир да лад – большой клад», «Что посеешь, то и пожнёшь».
Познавательная ценность пословиц определяется многообразием сведений, которые в них сообщаются. Они дают представление о взглядах народа, о его понимании явлений действительности. Богаты и верны наблюдения над природой: «Земля – мать – подаёт клад», «Где цветок, там и медок». Нравственная роль пословиц определяется тем, что они имеют совершенно ясную целенаправленность и служат выражением определенных суждений о реальной действительности, в которых что- либо утверждается или отрицается, раскрываются свойства предметов и явлений. Пословицы не бесстрастно говорят о жизни труде, поведении человека. А дают им положительные или отрицательные характеристики, утверждая или критикуя, восхваляя или осмеивая. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов смелости, честности, дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперируют понятиями добра и зла, чести и бесчестия. Пословиц с ярко выраженной моралью весьма много: «Труд человека кормит, а лень портит», «Берись дружно, не будет грузно», «Посеешь ложь, не вырастет рожь».
Многие русские писатели-классики, в совершенстве владевшие искусством слова, высоко ценили пословицы, восхищались умением кратко и в яркой форме передавать мысль. Пословица служила для них образцом воплощения самых ценных принципов словесного творчества. О пословице хорошо сказал Я. А. Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете. А намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». Пословица – «цвет народного ума» (В.И. Даль), но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность.
Проведение внеклассных мероприятий по пословицам и поговоркам имеет большое значение в нравственном и эстетическом воспитании школьников, способствуют обогащению речи учеников, делают её яркой и образной. Постичь пословицы – это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа.
Предлагаем задания, игры, конкурсы с использованием пословиц и поговорок. Например: игра «Закончи пословицу или поговорку». Учитель называет начало пословицы, поговорки, а ребята её заканчивают.
Труд человека кормит, а лень портит.
Не спеши языком, торопись делом.
Задание «Замени пословицами предложения». Педагог показывает детям предложение, написанное на доске, а учащиеся заменяют пословицами данное предложение.
Береги время. Делу – время, потехе – час.
Разумно жить – минутой дорожить.
Игра «Назови пословицу или поговорку». Учитель показывает таблички с написанными словами, дети отгадывают пословицу, восстанавливают её.
Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.
Свет – тьма. Ученье – свет, а неученье – тьма.
Возможно проведение конкурсов «Назови пословицы и поговорки на определённую тему» («Труд», «Ученье», «Дружба», «Родина» и т. д.),
«Магические числа» (кто больше назовёт пословиц и поговорок с числительными).
Учитель, зная возможности учащихся, может использовать разные формы работы, которые вызывают интерес ребят к пословицам и поговоркам, обращают их к истокам устного народного творчества, обогащают их речь.
У загадок много общего с пословицами и в содержании, и в художественной форме. Термин «загадка» древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Чаще всего загадки имеют иносказательный характер.
Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигается, благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном) и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.д.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное, как средство. Именно благодаря прекрасному, в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде. Народ был всегда высокого мнения о загадках: «Загадка – разгадка, да семь вёрст правды». Упражнения в отгадывании и придумывание загадок считается чрезвычайно полезными занятиями. Этнопедагогические миниатюры – пословицы и загадки играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано ещё и до настоящего времени.
Многовековой опыт человечества и специальные исследования в разных науках показали, что устное народное творчество, являясь составной частью фольклора в целом, влияет на мировоззрение человека. И педагогика массового воспитания должна его использовать как средство нравственного воспитания школьников. Обращение к традициям устного народного творчества способствует становлению личности, осознанности поступков и помыслов человека.

Литература:
Аникин В.П. К мудрости ступенька. М. 1998
Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. Учебник. М. 2003.
Коваленко Ж. В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь». Начальная школа 2000, №8
4. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество.
М. 1983.
5. Ушинский К.Д. Полное собрание сочинений, том 2. М. 1994