Рабочая программа кружка: Спортивное ориентирование, туризм и краеведение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4
городского округа город Нововоронеж»

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
на заседании школьного МО учителей истории и географии
№ протокола «1» «27» августа 2012 г.
__________ ____Нелезина Г.И.
подпись Ф. И. О. руководителя ШМО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 от 30 августа 2012 г.
Директор МКОУ Нововоронежская СОШ №4
____________ ___Зуева Т. Д._________
подпись Ф. И. О. директора школы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
ориентирована на достижение результатов одаренных учеников
(тип программы: комплексная/тематическая)
ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Спортивное ориентирование, туризм и краеведение»
(наименование)



Количество часов: 35
Количество часов неделю: 1
Срок реализации программы: 1 год
Ступень обучения: 6-11 классы
Направленность:  туристско-краеведческая


Программу составила: учитель географии
Ковалева Г. В.


2012 – 2013 уч. год
Пояснительная записка

Нашему обществу и нашей стране нужны здоровые, увлеченные и талантливые люди. Задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Туристические походы, путешествия, экскурсии, краеведческие исследования, спортивное ориентирование имеют большое значение в жизни школьников. Все это повышает культурный уровень детей, расширяет кругозор, дает дополнительные знания родного края, знакомит их с хозяйственной деятельностью страны. Воспитывает любовь к Родине, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к самостоятельному и систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. Подготовка похода включает разработку маршрута, распределение обязанностей, подготовку снаряжения и питания. Стремление изучить родной край не просто созерцая, а активно взаимодействуя с ним - вот одна из задач кружка по спортивному ориентированию туризму и краеведения.

Общие положения.

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые программам дополнительного образования, программа туризма, краеведения, спортивного ориентирования для увлеченных, одаренных учеников.
Программа рассчитана на учащихся среднего возраста. Учебная группа состоит из 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Направленность: туристско-краеведческая.
Возраст детей – 12 - 17 лет.

Цели и задачи.
1Образовательные:
-Умение ориентироваться по компасу.
-Знакомить учащихся с ориентированием на местности .
-Оказывать первую доврачебную помощь.
-Составлять план туристического путешествия, разрабатывать маршрут.
-Изучение родного края.
2.Развивающие:
-Способствовать развитию познавательности, расширять кругозор учащихся.
-Развивать самостоятельность, инициативу и мышление.
-Физическое развитие ученика.
3.Воспитательные:
-Развитие стремления к усвоению общественных норм и морали.
-Чувство дружбы и коллективизма, дисциплинированности, настойчивости в достижении цели, мужества и воли.
-Воспитание любви к Родине, родному краю.
-Воспитание здорового образа жизни.

Формы и методы работы.
1.Практическая работа:
- Экскурсии
- Спортивные мероприятия
2. Теоретическая работа
- Изучение родного края
- Первая доврачебная помощь

Предполагаемый результат.
В конце учебного года учащийся должен знать:
- история развития пешеходного туризма
- подготовка к походу (снаряжение)
- безопасности в походе
- уметь работать с картой, компасом
- уметь ориентироваться на местности
- оказывать первую доврачебную помощь
- быть физически подготовленным
- уметь работать с веревками, наводить переправы.
-знать историю родного края.

Содержание программы

1. Основы туристической подготовки.

Распределение обязанностей в группе. Подбор литературы и карт. Ознакомление с инструкцией по организации и проведение туристских походов. Подготовка и сообщение докладов о путешествиях и первооткрывателях. Требования к туристическому снаряжению: прочность, гигиеничность, легкость, удобство, безопасность эксплуатации и др. Подготовка личного снаряжения с учетом условий похода. Установка палатки. Заготовка дров. Типы костров, уметь их разжигать. Оборудование места для приема пищи и хранения посуды. Правила работы на кухне. Составление меню, списка продуктов на день, на все путешествие.
Страховка и самостраховка. Техника движения по мокрому грунту, по камням, песку, травянистой поверхности. Преодоление естественных препятствий: лесные заросли, склоны, завалы и др.
Разбор причин возникновения экстремальных ситуаций и возможность их преодоления.

2.Топография и ориентирование.

Виды топографических и спортивных карт и сведения о них: масштаб, условные знаки. Ориентирование карты и компаса. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий. Взятие азимута на предмет. Тренировка на прохождение азимутных отрезков. Ориентирование по топографической карте и на местности. Глазомерный способ измерения расстояний. Соревнование в эстафетном ориентирование по обозначенному маршруту. Составление маршрута.
3.Краеведение.

Настоящая история родного края. История своего населенного пункта. Экскурсии по городу.

4.Основы гигиены и первой доврачебной помощи.

Общие гигиенические требования в походе. Состав походной аптечки. Первая доврачебная помощь с помощью аптечки и подручных средств. Транспортировка пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов. Гигиена и режим питания. Самоконтроль.

5.Общая и специальная физическая подготовка.

Анатомическое строение человека и влияние физических упражнений на развитие организма.
Практические занятия для верхнее - плечевого пояса, мышц шеи, туловища, спины, мышц ног.
Специальные упражнения на развитие быстроты, прыгучести, ловкости, выносливости. Упражнения с сопротивлением, элементы скалолазания, крутых спусков, подъемов, переправление по туристическим веревкам. Упражнение для развития отдельных мышечных групп, для развития силы, гибкости. Спортивные игры: футбол, лапта, баскетбол, легкая атлетика, лыжный спорт, подвижные игры, эстафеты, гимнастические упражнения. Умение расслаблять мышцы. Умение рассчитывать индивидуальную физическую нагрузку на организм.




Тематическое планирование

№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол-во
Часов



всего
Теория
Практи-ка

1.
Основы туристической подготовки (пешеходный туризм)
11
4
7

1.1.
Вязка узлов
2

2

1.2.
История развития туризма
4

4

1.3.
Личное и групповое туристское снаряжение
1
1


1.4.
Организация туристского быта
1
1








1.5
Питание в туристском походе
1

1

1.6.
Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях
1
1


1.7.
Гигиена туриста
1
1


2.
Топография и ориентирование
8
4
4

2.1.
Топографическая и спортивная карты
1
1


2.2.
Определение масштаба. Составление схемы маршрута
1
1


2.3.
Компас. Работа с компасом
1

1

2.4.
Изменение расстояний
1

1

2.5.
Способы ориентирования
1
1


2.6.
Ориентирование по местным признакам. Действия в случае потери ориентировки
1
1


2.7.
Ориентирование по компасу
1

2







3.
Краеведение
6
6


3.1.
Изучение истории родного края
3
3


3.2.
Достопримечательности родного края
2
2


3.3.
Маршруты по родному краю
1
1


4.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь
5
4
1

4.1.
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
1
1


4.2.
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
1
1


4.3.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
1
1


4.4.
Приемы транспортировки пострадавшего
1

1

4.5.
Приемы самоконтроля
1
1


5.
Общая и специальная физическая подготовка
5
1
4

5.1.
Влияние физических упражнений на строение и функцию организма человека
1
1


5.2.
Общая физическая подготовка
2

2

5.3.
Специальная физическая подготовка
2

2

5.4.
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках










Всего

35
19
15






Литература.

1.Э.Н. Кодыш. Соревнования туристов. Москва «Физкультура и спорт»1990г.
2.А.Ильин. Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. М-Эксмо-Экспресс-2010г.
3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. «Просвещение» 2009г.
4.Программа для системы дополнительного образования детей. «ЦДЮТУР» 2009г.
5.Туристско-краеведческие кружки в школе- М. «Просвещение» 2009г.
6.Е. Плешалов. «Я+Природа»- Воронеж 2010г.
7.Общеобразовательные программы по основным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей. Воронеж 2002г.
8.Растим патриотов России- под. Редакцией Росляевой Г.Н. Кириченко Н.И.Геворкян М.М.-Воронеж .»Истоки» 2007г.





















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615