Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС

Автор: Бондарева Оксана Владимировна,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №28 г. Курска

Здоровьесберегающие технологии
и практика их применения
на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества.
В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Тема сохранения здоровья детей сейчас очень актуальна. И хотя приоритет здоровья в области образования провозглашен как основополагающий принцип, реально этот принцип, может быть воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.
В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
Снижение уровня заболеваемости учащихся;
Сохранение работоспособности на уроках;
Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
Формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Принципы здоровьесбережения
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал профессор Н. К. Смирнов:
«Не навреди!»- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении поставленных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Группы здоровьесберегающих технологий:
медико-гигиенические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
экологические;
здоровьесберегающие образовательные технологии в школе
Физкультурно- оздоровительная технология подразумевает следующие компоненты:
развитие физических качеств, двигательной активности
становление физической культуры школьников,
урок физической культуры,
физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Основные мероприятия здоровьесберегающей деятельности:
организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.
К основным направлениям использования здоровьесберегающих технологий следует отнести следующие:
В направлении образовательной функции:
Образовательная направленность
Обучение по темам: лёгкая атлетика, подвижные игры, подвижные игры с элементами спортивных игр, гимнастика;
Использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
Использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
Учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств.
В направлении оздоровительной функции:
Оздоровительная направленность
Защита от влияния неблагоприятных условий внешней среды, а также ТБ, проверка инвентаря и оборудования.
Укрепление здоровья (развитие и укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной, нервной систем). Создание условий для нормальной работы всех органов и систем организма.
Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям путём закаливания.
Взаимосвязь с медицинским персоналом и использование их методических рекомендаций (распределение школьников на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная).
В направлении воспитательной функции:
Воспитательная направленность
Учет психологических особенностей учащихся согласно их возрастным особенностям;
Создание эмоционально- положительного фона в обучении и общении (спортивные, подвижные игры и игровые упражнения);
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в выполнении упражнений;
Развитие речи, психических процессов (восприятие, внимание, представление, мышление, память, воображение), а также умственных способностей (наблюдение, сравнение, обобщение);
Получение знаний в различных видах спортивной деятельности.
Организация учебного процесса должна осуществляться без ущерба здоровью учащихся и строиться на принципах валеологии.
Принципы валеологии – это
Сохранение здоровья
Укрепление здоровья
Формирование здоровья
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
Активное участие в процессе самих учащихся;
Создание здоровьесберегающей среды в школе;
Компетентность и грамотность педагогов;
Планомерная работа с родителями;
Взаимодействие с социально-культурной сферой.

Создание благоприятного психологического климата на уроке
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Чтобы ученики могли сохранить и приумножить свое здоровье, Минздрав запустил новый проект «Школьная медицина». Планируется развивать это направление в рамках уроков ОБЖ. Ведь образованный человек сегодня - не только тот, кто получил пятёрки в аттестате, но ещё и тот, кто следит за своим здоровьем и прививает культуру здорового образа жизни своим детям.








13PAGE 15


13PAGE 14115