Методичка по информатике Практические работы Эксель

Введение
Предлагаемый материал представляет лабораторные работы по теме: «Электронные таблицы Excel».
Рассматриваемая тема представляет наибольший интерес при приобретении пользовательских навыков. Главная идея, положенная в основу этой работы, состоит в том, что компьютер должен помочь студенту в изучении сопутствующих предметов, в том числе, математики, химии, физики и т.д. Целью обучения является развитие у студентов устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов, которые наиболее типичны и распространены в областях, связанных с информационными технологиями. Одним из таких подходов является объектно-ориентированный подход, который подразумевает умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит, и что можно с ним делать".
Изучение электронных таблиц планируется, после того, как изучены основы пользовательского интерфейса, текстовый и графический редакторы. Тогда учащимся уже будут знакомы основные элементы интерфейса среды, школьники не будут испытывать затруднений в освоении таких операций, как загрузка файла, копирование и перемещение данных, сохранение файла. Это позволит меньше времени затратить на освоение программной среды и уделить больше внимания ее практическому применению к решению задач.
Изучение темы преследует следующие цели:
знакомство с числовой информацией, различными способами представления чисел;
знакомство с основами машинной арифметики;
освоение табличного способа организации данных;
научиться выделять и распознавать объекты в среде электронных таблиц, изменять их характеристики, оперировать объектами;
развитие алгоритмического стиля мышления;
научиться реализовывать алгоритмы решения задач в среде электронных таблиц.
Процесс обучения ребенка тесно связан с формированием его личности, которое идет вместе с психологическим развитием. Основное условие этого развития - деятельность, то есть учебно-познавательная деятельность школьника влияет на его психическое развитие.
В частности, на уроках информатики учащиеся осваивают составление алгоритмов, учатся планировать свою деятельность с некоторыми объектами, что оказывает влияние на развитие логического мышления, умение систематизировать полученные знания, концентрацию внимания.
Умение планировать деятельность с объектами вырабатывается от урока к уроку в процессе решения задач, двигаясь «от простого к сложному». Очень важным умением является умение анализировать условие задачи, переходить от описания конкретной ситуации к объектам, описывающим эту ситуацию. Все это оказывает влияние на способность абстрагироваться от конкретных числовых значений к абстрактным объектам.
Лабораторный практикум предназначен для сопровождения уроков по теме: «Электронные таблицы Excel». Предполагается работа за компьютером, после каждой лекции. В конце каждой лабораторной работы приведены вопросы для самоконтроля по теме. Помимо этого имеются контрольные листы с заданиями для самостоятельной работы, по которым выставляются итоговые оценки по теме.
В качестве среды электронных таблиц используется Microsoft Excel. Учащимся необходимо умение работать в среде Windows, а также в текстовом редакторе.
Поэтому в начале необходимо вспомнить общие принципы работы различных программ.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Учащиеся должны знать:
Что такое ЭТ и табличный процессор;
Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
Какие типы данных заносятся в ЭТ;
Понятие активной ячейки, ее адрес, ссылка на нее;
Как табличный процессор работает с формулами;
Основные функции (используются в ЭТ);
Понятие абсолютной и относительной ссылки;
Графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
Редактировать содержимое ячеек;
Осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Связывать данные между листами;
Производить сортировку данных;
Создавать электронную таблицу для нескольких расчетов.
Содержание

Введение
Лабораторные работы:
№ 1 Тема: Оформление рабочего листа.
№ 2 Тема: Ввод и редактирование формул.
№ 3 Тема: Использование функций в табличном процессоре MS EXCEL
№ 4 Тема: Использование абсолютных и относительных ссылок. Построение диаграмм
№ 5 Тема: Использование логических функций в формулах
№ 6 Тема: Графическая обработка табличных данных.
№ 7 Тема: Построение и оформление графиков математических функций.
№ 8 Тема: Оформление расчетной таблицы.
№ 9 Тема :Простейшие вычисления в таблице, вставка рисунков в таблицу
№ 10 Тема: Сортировка данных в ЭТ.
№ 11 Тема: Составление итоговых отчётов
№ 12 Тема: Выбор данных с помощью Автофильтра
№ 13 Тема: Составление консолидированных отчётов
Контрольные листы:
№ 1 Тема: Создание расчетных таблиц
№ 2 Тема. Обработка данных
№ 3 Тема: Ввод формулы
№ 4 Тема: Абсолютные и смешанные ссылки
№5 Тема: Организация работы со списками
№ 6 Тема: Создание и редактирование диаграмм
Лабораторная работа № 1
Тема: Оформление рабочего листа.

Цель работы: получение начальных навыков в среде Microsoft Excel:
правила заполнения ЭТ данными;
редактирование данных в ячейке; работа с основным объектом таблицы – ячейкой (выделение, копирование, перемещение, удаление);
оформление ЭТ;
знакомство с форматами данных в ячейке и форматирование таблицы.

Порядок выполнения работы:
Задание 1
Заполните таблицу следующими данными:


А
В
С
D
E
F
G

1
Наименование







2
Ручки







3
Пенал







4
Ластик







5
Линейка







6








7








8








9








10








11








12








13









Выделите столбец В (чтобы выделить весь столбец, надо щелкнуть мышкой на его заголовок), и выполните заливку столбца желтым цветом.
Выделите строку 3 (чтобы выделить всю строку, надо щелкнуть мышкой на ее номер) и выполните заливку строки красным цветом.
Выделите диапазон ячеек D6:G12 (чтобы выделить диапазон ячеек надо нажать мышку в первой ячейке заданного диапазона, и не отпуская клавишу, переместить курсор на последнюю ячейку диапазона), и выполните заливку этой группы ячеек зеленым цветом.
Выделите диапазон ячеек А1:G13 и выделите внешние границы таблицы толстой линией, найдя соответствующую кнопку на панели инструментов.
Сохраните файл в папке Мои документы \ TAB.xls


Задание 2
Создайте и установите следующие форматы данных в ячейках:
№ - общий формат
Дата - формат Дата
Название – текстовый формат
Количество – числовой формат
Цена – денежный формат
Доля в % - процентный формат.


Дата
Название
Количество
Цена
Доля в %

1
25.02.02
Книги
25
2558р
35%


Заполните пять строк таблицы по образцу в соответствии с выбранным форматом (наименование товара, дату, количество, цену и долю в % придумайте сами).
После заполнения таблицы выполните команду Формат \ Автоформат. Выберите понравившийся формат для вашей таблицы.
Сохраните файл в папке Мои документы \ TAB1.xls
Убедитесь, что таблица сохранена на диске.
Покажите результаты вашей работы преподавателю для проверки.



Проверь себя:
Как определяется адрес ячейки?
Как выделить ячейку, столбец, строку?
Назовите элементы окна Excel, неизвестные вам ранее?
Какие форматы ячеек вы знаете?







Лабораторная работа № 2
Тема: Ввод и редактирование формул.

Цель работы: Приобретение навыков работы с основным инструментом таблицы - формулами:
правила ввода формул;
понятия функций в ЭТ;
ввод формул с помощью мастера;
работа с формулами как с объектом ЭТ и основные действия над ними: выделение, копирование, вставка.

Порядок выполнения работы:
Задание
Создайте таблицу по следующему образцу:

Радиус, см
Площадь окружности
S, см2
Длина окружности,
см

1
 
 

3
 
 

5
 
 


Вставьте в соответствующие ячейки таблицы необходимые формулы по следующим правилам:
начиная со знака равенства =;
Например: ¶R2 R*R или функция степень;
таблицу для нахождения площади круга и длины окружности заданного радиуса.
таблицу для нахождения площади треугольника по заданным основанию и высоте.
таблицу для нахождения площади трапеции по заданным основаниям и высоте.
таблицу для вычисления массы тела по заданным объему и плотности.
Площадь круга: S=( * R2
Длина окружности: L=2* ( *R
Площадь треугольника S=0.5 * a * h
Площадь трапеции S= 0.5 * (a + b) * h
Масса тела m=( * V
Проверь себя:
Как ввести формулу?
Как отредактировать формулу?
Как распространить формулу?
Как вставить формулу с помощью Мастера функций?

Лабораторная работа № 6
Тема: Графическая обработка табличных данных.
Цель работы: Освоение графического представления данных рабочего листа:
получить представление и научиться строить диаграммы различных типов для готовой ЭТ;
освоить правила оформления диаграмм (использование легенды, меток и заголовки осей).

Порядок выполнения работы:
Задание 1
Откройте файл poezd.xls
Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:
Выделите диапазон ячеек А3:В11;
Выполните команду Вставка / Диаграмма;
В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите обычную гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>>;
Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>>;
Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»;
В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»;
Нажмите кнопку Готово.



Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
Измените шрифт заголовка. Для этого:
Выберите мышью заголовок;
Вызовите контекстное меню;
Выполните в нем команду Шрифт;
В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:
Шрифт Courier New Cyr;
Размер 14;
Цвет Синий;
Начертание: Полужирный
Подтвердите исполнение, нажав ОК.
Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув, по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.
Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.
Ваш лист должен приобрести следующий вид:











































Задание 2
Откройте файл pereezd.xls
Создайте круглую объемную диаграмму распределения времени в пути. Для этого:
Выделите диапазон ячеек А2:В9;
Выполните команду Вставка / Диаграмма;
В появившемся окне выберите тип диаграммы Круговая. Выберите Объемный вариант круговой диаграммы и нажмите кнопку Далее>>;
Установите переключатель Ряды / в столбцах. Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Нажмите кнопку Далее>>;
Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени в пути»;
Выберите вкладку Подписи данных и установите переключатель подписи значений в положение Значения. Убедитесь, что вы видите время, затраченное на переезд. Переставьте переключатель в положение Доля. Теперь вы видите долю в процентах от общего времени, затраченную на переезд по данному участку;
Нажмите кнопку Готово.
Отредактируйте область диаграммы таким образом, чтобы легенда была видна полностью, но не закрывала при этом область заголовка диаграммы. Для этого
Расположите диаграмму под таблицей;
Уменьшите шрифт легенды (щелкнув по легенде правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню);
Переместите легенду так, чтобы она не закрывала заголовок.
Выделите заголовок диаграммы красным цветом.
Ваш лист должен приобрести следующий вид:
























Проверь себя:
Как создать диаграмму на рабочем листе с таблицей?
По какому принципу выбрать тип диаграмм?
Как войти в режим редактирования диаграмм и какие изменения можно внести?

Лабораторная работа №3
Тема: Использование функций в табличном процессоре
MS EXCEL
Цель работы: Дать понятие функции и ознакомление с некоторыми из них:
дать понятие виды функций, привести примеры по каждому из них;
научиться применять функции при решении различных задач.

Порядок выполнения работы:
Задание 1
Заполнить таблицу по образцу (см. рис 1)., используя маркер заполнения.

















Рис. 1
В ячейку В3 ввести формулу, используя математическую
функцию степень (см. рисунок).
Скопировать формулу при помощи маркера заполнения на все ячейки.
Построить график функции, используя точечную диаграмму, добавив заголовок, легенду, подписи.
Сохранить файл под именем GRAF.

Задание 2

Заполните таблицу по предлагаемому образцу (см. рис2).
Установите денежный формат данных
в диапазоне ячеек В3:В8 и введите цену на каждый предмет из набора первогруппаника.
Дополните предлагаемый список наименованием предметов своими данными.
Рассчитайте стоимость каждого наименования товара по соответствующей формуле.
Просчитайте итоговую сумму всего набора для первогруппаника.
Отформатируйте таблицу по образцу (см. рис2).
Сохранить файл под именем NABOR.




















Рис.2








Задание 3

Введите фамилии и рост учеников группаа.















Используя статистические функции нахождения максимального и минимального значений, найдите рост самого высокого и самого низкого ученика в группае.
Отформатируйте таблицу.
Постройте гистограмму и по ее данным определите рост самого высокого и самого низкого ученика в группае.
Сравните полученные результаты.





















Задание 4
В таблицу занесены адреса учащихся таким образом, что фамилия, город, улица, номер дома и номер квартиры находятся в отдельных столбцах. Необходимо разослать всем учащимся письма. Чтобы распечатать адреса на конвертах на принтере, необходимо получить полный адрес в одной ячейке. Для этого:
Заполните таблицу по образцу, кроме столбца «Наклейка на конверт».









Используя текстовую функцию СЦЕПИТЬ получите наклейку на конверте. Чтобы слова были разделены пробелами и запятыми, пробелы и запятые вносят в функцию в кавычках (например вот так “, “).

Лабораторная работа №4
Тема: Использование абсолютных и относительных ссылок. Построение диаграмм
Цель работы: Приобретение навыков работы с формулами в Excel;
Использование знака ссылки;
Правила составления формул;
Понятие ссылки, различные виды;
различные способы построения диаграмм.

Порядок выполнения работы:
Задание:
Создать таблицу (рис. 1).



Рис. 1

2. Вычислить итоговое значение в B13 (применить автосуммирование).
3. Ввести в D8 формулу для вычисления доли подоходного налога в общей
сумме налогов: B8*100/$B$13

4. Скопировать формулу в D8 на ячейки D9–D12.
5. Построить круговую диаграмму и гистограмму используя столбцы А и С (рис. 2).



Рис. 2
Покажите результаты вашей работы преподавателю для проверки.



Лабораторная работа № 9
Тема :Простейшие вычисления в таблице, вставка рисунков в таблицу
Цель работы: отработка основных действий в среде Microsoft Excel:
правила ввода формул;
выполнение основных операций с формулами: копирование, вставка;
вставка рисунков в таблицу.
Порядок выполнения работы:
Задание:
Создать таблицу расчёта строительных материалов для ремонта квартиры, подобную той, какая изображена на рис. 1.




















Рис. 1
Ввести в соответствующие ячейки рисунки (отсканированные или стандартные из коллекции).
Сохраните данный файл под именем MALYAR.
Покажите результаты вашей работы преподавателю для проверки.


Проверь себя:
Как ввести формулу?
Как распространить формулу на необходимое количество ячеек?
Как вставить графический объект таблицу?

Лабораторная работа №7
Тема: Построение и оформление графиков математических функций.
Цель работы: отработка основных навыков в среде MS Excel:
Понятие табуляции функции в табличном процессоре на заданном интервале;
Правила ввода формул;
построение графика для заданной функции.
Порядок выполнения работы:
Задание:
Создайте таблицу по предлагаемому образцу (см. рис. 1)




















Рис. 1

В ячейку D6 введите формулу для соответствующих значений функции.
Скопировать при помощи маркера автозаполнения эту формулу.
Выделив в таблице нужный для построения диапазон ячеек, построить с помощью Мастера диаграмм график функции (см. рис. 1).
Отформатировать область графика по собственному усмотрению, используя различные цвета заливки, границ, размеры шрифта.
Повторить данные действия для следующих функций:
Y=x2, Y=x4 , Y=x2+2x+5
Сохраните все файлы под своим именем в папке сш.78.
Покажите результаты вашей работы преподавателю для проверки.

Проверь себя:
Как ввести формулу?
Как распространить формулу?
Что такое маркер автозаполнения?

Лабораторная работа №8
Тема: Оформление расчетной таблицы.

Цель работы: научить вводить необходимые данные ячейку;
применять различные форматы ячеек;
дать понятие автосуммирования.

Порядок выполнения работы:
Задание:
1. Составить и заполнить таблицу «Расходы» по предлагаемому образцу см.
рис. 1. (Формат необходимых ячеек установить как денежный).













Рис. 1

2. Примените автосуммирование значений по каждой статье расходов и по каждому дню недели.
3. Оформите таблицу по собственному усмотрению, используя различные
цвета заливки, границ, шрифта.
4. Сохраните таблицу в файле с именем RACHOD.
5. Убедитесь, что таблица сохранена на диске.
6. Покажите результаты вашей работы преподавателю для проверки.


Проверь себя:
Какие приемы вы применили для оформления таблицы?
Как установить конкретный формат ячейки таблицы, какой вы применили и почему?
Чем прием автосуммирования отличается от ручного ввода формулы?

Лабораторная работа № 5
Тема: Использование логических функций в формулах
Цель работы: Знакомство и освоение логических функций в MS Excel:
Применение логических функции в ЭТ..

Порядок выполнение работы:
Задание:
1. На рисунке изображен пример тестирующей программы. Составить собственный тест, состоящий из 5 вопросов и внесите его в таблицу.


















Рис. 1

2. В ячейку, в которой должен будет выводиться результат, ввести формулу его вычисления с использованием логических функций.
3. Протестировать одногруппников и при необходимости отладить тест.

Проверь себя:
Какие логические функции существуют?
Где можно использовать логические функции?














Лабораторный практикум
Табличный процессор
Microsoft Exсel























Учащиеся должны знать:
Что такое ЭТ и табличный процессор;
Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
Какие типы данных заносятся в ЭТ;
Как табличный процессор работает с формулами;
Основные функции (используются в ЭТ);
Графические возможности табличного процессора.


Учащиеся должны уметь:
Открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
Редактировать содержимое ячеек;
Осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Создавать электронную таблицу для нескольких расчетов.
Лабораторная работа № 11
Тема: Составление итоговых отчётов

Цель работы: выработать навыки составления итоговых отчетов в среде MS Excel.
Порядок выполнения работы:

Задание:
Некая организация закупила для своих подразделений принтеры и сканеры. Общие результаты закупки отражены в следующей таблице. (Рис. 1)

Товар
Тип
Наименование
Цена
Кол-во
Сумма

Принтер
Матричный
Epson LX-1050+
263
2
526

Принтер
Матричный
Epson LQ-100
127
5
635

Принтер
Матричный
Epson LQ-2170
639
3
1917

Принтер
Струйный
Epson Stylus-1520
884
5
4420

Принтер
Струйный
Epson Stylus-3000
1572
8
12576

Принтер
Струйный
Epson Stylus-1500
467
3
1401

Принтер
Струйный
Epson Stylus-Photo 700
304
1
304

Принтер
Лазерный
HP Laserjet 4000
1275
1
1275

Принтер
Лазерный
HP Laserjet 5000
1688
2
3376

Принтер
Лазерный
HP Laserjet Color 8500
7358
1
7358

Сканер
Листовой
Paragon Page 630
43
2
85

Сканер
Листовой
Paragon Page Easy
52
1
52

Сканер
Планшетный
Paragon 800II EP
211
2
422

Сканер
Планшетный
Scan Express 6000 SP
85
3
255

Сканер
Планшетный
Paragon 1200 SP
201
1
201

Сканер
Планшетный
Scan Express A3 P
203
1
203

Рис. 1
Создайте таблицу по приведённому выше образцу.
Для вычисления сумм вставьте необходимые формулы.
Сохраните файл под именем «Perif».
Microsoft Excel позволяет автоматически вычислять промежуточные итоги. Например, можно найти суммы, затраченные на покупку всех принтеров и всех сканеров. Предварительно убедитесь, что данные таблицы отсортированы по типу товаров.
Выделите таблицу (достаточно выделить хотя бы одну ячейку таблицы).
В меню Данные выберите команду Итоги. В случае необходимости согласитесь с предложением считать первую строку выделения названием. Откроется диалоговое окно Промежуточные итоги.
Для этого чтобы подвести итоги по каждому типу товара ( отдельно принтеры и отдельно сканеры), в раскрывающемся списке При каждом изменении в выберите «Товар».
Убедитесь, что в поле Операция выбрана Сумма.
Для того чтобы просуммировать показатели количества товара и сумм, затраченных на покупку, в поле Добавить итоги по установите флажки напротив строк «Кол-во» и «Сумма».
Проверьте, что напротив строк Заменить текущие итоги и Итоги под данными установлены флажки, и нажмите ОК.
Таким образом, вы получите итоговые значения количества и суммы для каждого типа товара. Сверьте свои результаты с приведёнными на рисунке. (Рис. 2)

Рис. 2
Удалите введенные промежуточные итоги. Для этого выберите команду [Данные-Итоги] и щёлкните кнопку Убрать все. Таблица должна вернуться в исходное состояние.
Лабораторная работа № 12
Тема: Выбор данных с помощью Автофильтра

Цель работы: ввести понятие Автофильтра.
Редактирование данных в таблице:
Сортировка данных в ЭТ.

Порядок выполнения работы:
Задание:

Откройте таблицу «Avia»
Предположим, нас интересуют только рейсы на Владивосток. Excel позволяет производить выбор нужных данных, отбрасывая всё остальное, то есть фильтровать список.
В меню Данные выберите команду Фильтр и в дополнительном меню – Автофильтр.
В каждой ячейке первой строки таблицы появится стрелка, обозначающая раскрывающийся список.

Рейс

Порт назначения
Время вылета
Время посадки
Дни вылета
Тип самолёта

3890
Ю. Сахалинск
9:55
12:50
1.3.567
АН-24

3890
Ю. Сахалинск
10:45
13:05
.2.4
Б-737

3892
Ю. Сахалинск
22:25
1:20
1.3.567
АН-24

71
Ю. Сахалинск
16:05
19:00
1234567
АН-24


Щёлкните по стрелке ячейки «Порт назначения» и в раскрывающемся списке выберите «Владивосток».









В таблице останутся только данные, отвечающие заданным условиям, а все остальные будут спрятаны.
Отсортируйте отобранные строки по времени вылета. Выпишите полученную последовательность номеров рейсов.
Чтобы вернуть таблицу в полном состоянии, вновь щёлкните по стрелке ячейки «Порт назначения» и в раскрывающемся списке выберите Все. Появятся все записи списка.
Отбор может производиться по данным любого столбца.
Выберите все рейсы, осуществляемые на самолётах ЯК-40. Для этого щёлкните по стрелке ячейки «Тип самолёта» и в раскрывающемся списке выберите «ЯК-40».
Вновь отобразите весь список. В какой ячейке нужно щёлкнуть кнопку и в раскрывающемся списке выбрать команду Все?
Для завершения работы Автофильтра вновь выберите в меню Данные команду Фильтр и в дополнительном меню – Автофильтр.



Проверь себя:
1. Для чего нужен автофильтр?
2. Как сортировать данные в ЭТ?
3. Как пользоваться Автофильтром для отбора записей В ЭТ?

Лабораторная работа № 13
Тема: Составление консолидированных отчётов

Цель работы: Ознакомить учащихся с консолидацией данных в ЭТ.
Выработка навыков в составлении консолидированных отчетов

Краткая теория
Данные одной или нескольких исходных областей можно обработать и отобразить в общей итоговой таблице. Такая операция называется консолидацией данных. Источники данных могут находиться на том же листе, что и итоговая таблица, на других листах той же книги в других книгах. Составим консолидированный отчёт по закупкам принтеров и сканеров (данным, размещённым на разных листах рабочей книги).

Порядок выполнения работы:
Задание:
Откройте файл «Perif». Проверьте, что на рабочем листе удалены все промежуточные итоги.
Переименуйте «Лист 1» рабочей книги в «Принтеры».
Выделите строки, содержащие данные о покупке сканеров, поместите в буфер обмена [Правка-Вырезать], перейдите на «Лист 2» и разместите на нём информацию о сканерах [Правка-Вставить].
Скопируйте и перенесите на «Лист 2» заголовок таблицы с листа «Принтеры». В случае необходимости произведите форматирование таблицы.
Переименуйте «Лист 2» в «Сканеры». Таким образом, на одном листе рабочей книги у вас собрана вся информация о закупке принтеров, а на другой, в такой же таблице, - о закупке сканеров. книги).

Выберите место для размещения итогового отчёта и функцию консолидации.
Выберите «Лист 3» и присвойте ему новое имя «Отчёт».
Создайте «шапку» новой таблицы, как показано на рисунке.












Выделите ячейку В7 («Товар») и в меню Данные выберите команду Консолидация. Откроется диалоговое окно Консолидация.
Убедитесь, что в поле Функция находится функция Сумма.

Выделите данные, подлежащие консолидации. Для этого:
Щёлкните в поле Ссылка а, затем на ярлычке листа «Принтеры».
Выделите блок ячеек, содержащих информацию о приобретении принтеров (с заголовком). В случае необходимости переместите диалоговое окно Консолидация в сторону. Название листа «Принтеры» и адрес блока ячеек автоматически заносятся в поле Ссылка.
Щёлкните по кнопке Добавить. Содержимое поля Ссылка перенесётся в окно Список диапазонов.
Щёлкните на ярлычке листа «Сканеры».
Выделите блок ячеек, содержащих информацию о приобретении сканеров (с заголовком). В случае необходимости переместите диалоговое окно Консолидация в сторону. Название листа «Сканеры» и адрес блока ячеек автоматически заносятся в поле Ссылка.
Щелкните по кнопке Добавить. Обе таблицы консолидации занесены в Список диапазонов.
В группе Использовать метки активизируйте опции В верхней строке и В левом столбце.
Сверьте вид своего диалогового окна Консолидация с приведённым на рисунке 2 и щёлкните по кнопке ОК.

















Рис. 2

Теперь итоговые данные с двух рабочих листов сведены в единую таблицу, и лист «Отчёт» должен выглядеть следующим образом (см. рис.3):













Рис. 3

Выполнение обрамление таблицы.
Пустые столбцы (С и D) можно скрыть. Для этого:
Выделите столбцы С и D.
В меню Формат выберите команду Столбец и затем Скрыть.
Окончательный вариант отчета должен иметь вид (см. рис. 4):















Рис. 4

Для возврата скрытых столбцов нужно выделить те столбцы электронной таблицы, между которыми находятся скрытые (или всю таблицу целиком), и в меню Формат выбрать Столбец и затем Показать.
Используя функцию Автосуммирования, вычислите на листе «Отчет» общую сумму закупок.
Сохраните изменения.
Проверь себя:
Как провести консолидацию данных нескольких рабочих листов?
Как скрыть ненужные столбцы?
Лабораторная работа № 10
Тема: Сортировка данных в ЭТ.

Цель работы: Выработать навыки сортировки данных в электронных таблицах:
Сортировка по одному ключу;
Сортировка по нескольким ключам;
Оформление ЭТ.

Порядок выполнения работы:
Задание:
1. Создать таблицу по образцу:
Европейские Страны
с населением свыше 1 млн. жителей

Страна
Площадь, тыс. км2
Население, млн. чел
Столица

Германия
356
80
Берлин

Франция
552
56,5
Париж

Великобритания
244
57
Лондон

Ирландия
70
3,5
Дублин

Нидерланды
41
15
Амстердам

Бельгия
31
10
Брюссель

Швейцария
41
6,7
Берн

Австрия
84
7,6
Вена

Дания
43
5,1
Копенгаген

Норвегия
387
4,2
Осло

Швеция
450
8,5
Стокгольм

Финляндия
338
5
Хельсинки

Эстония
45
1,6
Таллин

Латвия
65
2,7
Рига

Литва
65
3,7
Вильнюс

Польша
313
38
Варшава

Чехия
128
15,6
Прага

Венгрия
93
10,6
Будапешт

Румыния
238
23,2
Бухарест

Болгария
111
9
София

Югославия
102
10,5
Белград

Хорватия
57
4,7
Загреб

Словения
20
2
Любляна

Босния Герцеговина
51
4,5
Сараево

Македония
26
2,1
Скопье

Албания
29
3,3
Тирана

Греция
132
10
Афины

Италия
301
57,5
Рим

Испания
508
40
Мадрид

Португалия
92
10
Лиссабон


Сохраните таблицу под именем Europe.
Отсортируйте данные таблицы по площади (по возрастанию). Выпишите пять самых крупных стран к себе в тетрадь.
Отсортируйте данные таблицы по численности населения (по убыванию). Выпишите пять наименее населенных стран к себе в тетрадь.
Добавьте к этой таблице новый столбец «Плотность населения, млн/тыс. км2»и вычислите плотность населения для каждой из стран по формуле:
"Численность населения" / "Площадь".
Для ячеек, содержащих данные о плотности населения, примите денежный формат числа с тремя десятичными знаками.


Сортировать данные в электронной таблице можно не только по одному ключу, но и по нескольким ключам.










Задание2:
Одна из московских фирм предлагает компьютерную литературу по вопросам организации делопроизводства.
1. Создайте таблицу (прайс-лист) по образцу:
Автор
Наименование издания
Издательство
Год
издания
Стр.
Экз. в пачке
Рознцена
Опт. цена

Д.В. Васильев
Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации
Приор
1996
224
20
17,00
14,00

М.В. Стенюков
Документы. Делопроизводство. (На основе нового ГОСТа.) Практическое пособие
Приор
1998
144
30
17,00
14,00

Д.А . Аглицкий, С .А. Любченко
Компьютер в офисе и дома
Инфра-М
1997
320
16
12,00
9,90

С.Т. Вовк, А.А. Попов
Компьютер для секретарей
Приор
1997
200
20
15,50
13,00

В. И. Андреева
Образцы документов по делопроизводству
Бизнес-икола "Интел-Синтез"
1998
144
30
18,00
15,00

М.В. Стенюков
Образцы документов по делопроизводству. (На основе нового ГОСТа)
Приор
19Р°
ПО
Г Гл
13,00
11,00

В. А. Кудрявцев и др.
Организация работы с документами. Учебник
Инфра-М
1998
575
10
36,00
30,00

М.В. Стенюков
Секретарское дело
Приор
1996
192
24
19,00
16,00

М.В. Стенюков, О.А. Кузнецова
Составление документов на компьютере. (Практическое пособие)
Приор
1996
144
28
13,50
11,00

М.В. Стенюков
Справочник по делопроизводству. Изд. 2-е, перераб. и доп.
Приор
1998
192
30
21,50
18,00

М.В. Стенюков
Справочник секретаря
Приор
1998
192
30
21,5
18,00

Оформите таблицу по своему усмотрению и сохраните ее под именем «Books».
Предположим, вы хотите иметь перечень предлагаемой литературы по издательствам в порядке выпуска изданий. Для этого должны отсортировать данные по названию издательства и затем для одинаковых издательств по годам. В таком случае используют два ключа сортировки.

Выделите данную таблицу;
Выполните команду Данные – Сортировка;
В окне диалога Сортировка выберите первый ключ сортировки «Издательство» (Сортировать по), а второй ключ – «Год издания» (Затем по);











В этом случае данные будут отсортированы по издательствам и для одинаковых издательств по году выпуска издания. Сравните свой результат (см. таб.2):
Автор
Наименование издания
Издательство
Год
издания
Стр.
Экз. в пачке
Рознцена
Опт. цена

В. И. Андреева
Образцы документов по делопроизводству
Бизнес-икола "Интел-Синтез"
1998
144
30
18,00
15,00

Д.А . Аглицкий, С .А. Любченко
Компьютер в офисе и дома
Инфра-М
1997
320
16
12,00
9,90

В. А. Кудрявцев и др.
Организация работы с документами. Учебник
Инфра-М
1998
575
10
36,00
30,00

Д.В. Васильев
Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации
Приор
1996
224
20
17,00
14,00

М.В. Стенюков
Секретарское дело
Приор
1996
192
24
19,00
16,00

М.В. Стенюков, О.А. Кузнецова
Составление документов на компьютере. (Практическое пособие)
Приор
1996
144
28
13,50
11,00

С.Т. Вовк, А.А. Попов
Компьютер для секретарей
Приор
1997
200
20
15,50
13,00

М.В. Стенюков
Документы. Делопроизводство. (На основе нового ГОСТа.) Практическое пособие
Приор
1998
144
30
17,00
14,00

М.В. Стенюков
Справочник по делопроизводству. Изд. 2-е, перераб. и доп.
Приор
1998
192
30
21,50
18,00

М.В. Стенюков
Справочник секретаря
Приор
1998
192
30
21,5
18,00

М.В. Стенюков
Образцы документов по делопроизводству. (На основе нового ГОСТа)
Приор
19Р°
ПО
Г Гл
13,00
11,00


Таб. 2
Сохраните изменения в таблице.

Проверь себя:
Как сортировать данные по одному ключу?
Как сортировать данные по нескольким ключам?
Контрольный лист №
Тема: Создание расчетных таблиц
Вариант №1
Создайте новую таблицу:
Командировочные затраты отдела №1

Место назначения
Стоимость проезда
Расходы на 1 ч/д
Количество человек
Количество дней
Сумма, руб.

Смоленск
100
200
2
7


Варшава
150
310
3
4


Оренбург
90
120
5
3


Рим
300
560
7
8


Лондон
290
470
4
6


Тверь
95
109
11
9



Заполните новую таблицу с указанными данными.
Сохраните таблицу в файле с именем KOMRAS.XLS.
Заполните столбец «Сумма» по формуле:
Сумма = Стоимость проезда*Количество человек +Расходы на 1 ч/д*Количество человек*Количество дней.
Проверьте правильность введенных данных и формул, а также орфографию.
Изменить стоимость проезда до Лондона с 290 на 319, до Варшавы – с 150 на 179.
Измените расходы на 1 ч/д в Смоленске с 200 на 129, в Оренбурге – с 120 на 198.
Проконтролируйте перерасчет по формулам при изменении исходных данных.
Добавьте в название таблицы пропущенные слова «за май».
Добавьте перед строкой, содержащей слово «Смоленска» пустую строку. Заполните ее следующими данными:
Кордоба
388
409
5
8


Заполните с помощью соответствующей формулы столбец «Сумма, руб.».
Вставьте перед первым столбцом столбец «Номер». Проставьте в нем номера строк.


Место назначения
Стоимость проезда
Расходы на 1 ч/д
Количество человек
Количество дней
Сумма, руб.

1
Кордоба
388
409
5
8
16365

2
Смоленск
100
200
2
7
3266

3
Варшава
150
310
3
4
4157

4
Оренбург
90
120
5
3
3420

5
Рим
300
560
7
8
33460

6
Лондон
290
470
4
6
12556

7
Тверь
95
109
11
9
11836









Вставьте в конце таблицы пустую строку. Отформатируйте ее следующим образом.
Данные в столбцах «Стоимость проезда» и «Сумма» представьте в денежном формате с единицами измерения.
С помощью соответствующей функции Excel подсчитайте стоимость проезда по маршруту Кордоба-Смоленск-Варшава-Оренбург-Рим-Лондон-Тверь для одного человека. Результат запишите в свободную ячейку столбца «Стоимость проезда».
С помощью соответствующей функции Excel подсчитайте, командировка в какой город потребует максимальной суммы выплат. Результат запишите в свободную ячейку столбца «Сумма, руб.».
Покажите результаты вашей работы преподавателю.

Контрольный лист №1
Тема: Создание расчетных таблиц
Вариант №2
Создайте новый файл.
Пропустите две пустые строки.
Введите следующую таблицу:
Вычисление чистого дохода предприятия
Название
Доход
НДС
Зар.плата
Соц. страх
Чистый доход

Банк
1000000





Фабрика
990000





Кооператив
5900





Завод
7000000





Здесь: НДС – налог на добавленную стоимость, равный 21% от дохода предприятия; заработная плата составляет 39% от дохода предприятия; страховой взнос составляет 37% от заработной платы.
Произвести все необходимые расчеты. Результаты поместить в соответствующие столбцы таблицы.
Подсчитайте чистый доход каждого предприятия по формуле: Чистый доход = Доход – НДС - Зар.плата – Соц. Страх.
Вставьте, пустую строку после строки с названием столбцов.
Введите в нее проценты на отчисление.
Представьте процентные ставки в процентном формате.
Измените доход кооператива с 5900 на 11900. Проверьте пересчет формул.
С помощью функций электронной таблицы определите максимальную сумму чистого дохода среди предприятий. Запишите ее в пустую ячейку под столбцом «Чистый доход».
С помощью функций электронной таблицы определите общую сумму налога на добавленную стоимость (НДС) со всех предприятий. Результат запишите в пустую ячейку под столбцом «НДС».
Наберите под таблицей строку из символов «*».
Сохраните таблицу в файле с именем DOHOD.
Контрольный лист 2
Тема. Обработка данных

Ф.И.О._____________________________________группа___________________

Вариант 1
Создайте таблицу по приведенному образцу. Присвойте рабочему листу имя “15 и 17”.

Товар
Наименование
Размер экрана
Цена

Монитор
Bridge BM15V
15”
146

Монитор
Bridge BM17C TCO-95 OSD
17”
240

Монитор
Bridge M1554
15”
142

Монитор
Funai TCO-95, digital
15”
144

Монитор
Funai TCO-95, digital
17”
240

Монитор
LG Studioworks 77i 0.26 GoldStar
17”
179

Монитор
Mitac digital
15”
133

Монитор
Targa TM3854 0.28 DIGITAL
15”
146


Определите, каким образом отсортированы данные таблицы_______________________________________________________
Отсортируйте список мониторов по размеру экрана. Выпишите цену первого____________ и последнего _____________________ элементов нового списка.
Создайте итоговый отчет, отражающий средние цены на 15” и 17” мониторы.
Выпишите параметры, которые вы установили в диалоговом окне Промежуточные итоги.
При каждом изменении в ________________ Операция _______________ Добавить итоги по _________________
Выпишите полученные результаты.
15” Cреднее ______17” Среднее ___________ Общее среднее____________
Сколько уровней имеет структура ? _________Удалите промежуточные итоги.
На листе 2 создайте таблицу по приведенному образцу. Присвойте рабочему листу имя “21”.

Товар
Наименование
Размер экрана
Цена

Монитор
ViewSonic V115 0.26 OSD TCO-92
21”
620

Монитор
LG Studioworks 28i
21”
870

Монитор
Compaq V1000 TCO
21”
927

Монитор
Sony Multiscan 520GST 0.25
21”
980



Переименуйте “Лист 3” рабочей книги в “Отчет” и создайте на нем консолидированный отчет о минимальной стоимости мониторов различного размера. Используйте функцию Минимум и данные листов “15 и 17” и “21”.
Cкройте лишние столбцы
Выполните оформление таблицы и выпишите полученные результаты.
15”______________________17”________________________21”______________
Рассмотрите представленный на рисунке вариант построения свободной таблицы на основании данных листа “15 и 17”. Определите заданные параметры.


A
B
C
D

1
Сумма по полю Цена
Размер экрана




Наименование
15”
17”
Общий итог

3
Bridge BM15V
146
0
146

2
Bridge BM17C TCO-95 OSD
0
240
240

5
Bridge M1554
142
0
142

6
Funai TCO-95, digital
144
240
384

7
LG Studioworks 77i 0.26 GoldStar
0
179
179

8
Mitac digital
133
0
133

9
Targa TM3854 0.28 DIGITAL
146
0
146

10
Общий итог
711
659
1370


Контрольный лист 2
Тема. Обработка данных

Ф.И.О.___________________________________________________группа______

Вариант 2

Создайте таблицу расписания авиарейсов на маршруте Борисполь – Шереметьево по приведенному образцу.

Аэропорт прибытия
Время отправления
Время прибытия
Тип самолета
Базовый тариф $

Шереметьево
6:25
9:05
Ту-154
100

Шереметьево
7:10
9:45
Ту-154
100

Шереметьево
8:05
10:50
Боинг-731
99

Шереметьево
10:30
12:50
Боинг-737
110

Шереметьево
10:55
13:30
Ту-134
100

Шереметьево
13:45
16:10
Боинг-737
110

Шереметьево
17:30
20:05
Ту-134
100

Шереметьево
18:10
20:55
Боинг-731
99

Шереметьево
20:30
22:55
Боинг-737
110


Присвойте рабочему листу имя “Шереметьево”.
Определите, каким образом отсортированы данные таблицы.___________
Отсортируйте список по типу самолета и времени прибытия. Выпишите время отправления первого рейса в списке _____________ и последнего ____________.
Создайте итоговый отчет, отражающий минимальные цены на различные типы самолетов.
Выпишите параметры, которые вы установили в диалоговом окне Промежуточные итоги.
При каждом изменении в ________________ Операция _______________ Добавить итоги по _________________
Выпишите полученные результаты. Боинг-731 Среднее ______Боинг-737 Среднее __________ТУ-134 __________ ТУ-154 Среднее _____________ Среднее Общее среднее __________
Сколько групп выделил Microsoft Excel на втором уровне структуры ? _____ Удалите промежуточные итоги.

На листе по 2 создайте таблицу рейсов Борисполь – Внуково приведенному образцу. Присвойте рабочему листу имя “Внуково”.

Аэропорт прибытия
Время отправления
Время прибытия
Тип самолета
Базовый тариф $

Внуково
8:40
11:10
Ту-134
80

Внуково
16:15
18:45
Як-42
80


Переименуйте “Лист 3” рабочей книги в “Отчет” и создайте на этом листе консолидированный отчет о средней стоимости рейсов, совершаемых в различные аэропорты. Используйте функцию Среднее и данные листов “Шереметьево” и “Внуково”.
Скройте лишние столбцы, выполните обрамление таблицы и выпишите полученные результаты.
Внуково _____________________________ Шереметьево ___________________

Рассмотрите представленный на рисунке вариант построения сводной таблицы на основании данных листа “Шереметьево”. Определите заданные параметры.


A
B
C
D
E

1
Кол-во значений по полю Время отправления
Базовый тариф $




2
Тип самолета
99
100
110
Общий итог

3
Боинг-731
2
0
0
2

4
Боинг-737
0
0
3
3

5
Ту-134
0
2
0
2

6
Ту-154
0
2
0
2

7
Общий итог
2
4
3
9


Контрольный лист 3
Тема: Ввод формулы

Ф.И.О.______________________________________________группа____________

Вариант 1
Стоимость проживания в одноместном номере одной из гостиниц г. Сочи 198 000 р в сутки. Создайте заготовку таким образом, чтобы можно было ввести данные, на сколько дней поселился гость города, и получить общую сумму.

Стоимость проживания за сутки



Число дней проживания



Стоимость



Для оформления текста вы воспользовались следующими элементами форматирования_________________________________________________
Денежный формат числа вы применили к ячейкам ____________________
Стоимость проживания за одни сутки вы разместили в ячейке _________
Число дней проживания вы разместили в ячейке ___________________
Вы ввели формулу ______________________________________________
Введите число дней проживания 7 и выпишите полученную сумму ________

Составьте таблицу значений функции y = |x| для целых x от –4 до 4.
Для составления формулы воспользуйтесь Мастером функций. В категории Математические выберите функцию ABS (модуль).
Выпишите значение функции для аргумента -2 ________________
Постройте график функции с помощью Мастера Диаграмм. Тип диаграммы Точечная или Гладкая.
Подготовьте таблицу по предлагаемому образцу с учетом всех элементов форматирования. Сохраните ее под именем ОКРУГ.
Для того чтобы не вводить заново, перечень округов г. Москвы, откройте файл ECOLOG, выделите нужный блок ячеек, скопируйте ([Правка - Копировать]), закройте файл ECOLOG, выделите ячейку, в которой нужно разместить первого округа, и вставьте ([Правка - Вставить])

Административный округ
Территория (кв. км.)
Численность населения (тыс. чел.)

Центральный
64,1
698,3

Северный
87,3
925,8

Северо - Западный
106,9
601,3

Северо - Восточный
102,3
1127,3

Южный
130,6
1314,1

Юго - Западный
106,5
967,8

Юго - Восточный
112,5
831,7

Западный
132,8
993,4

Восточный
151
1150,7

Г. Зеленоград
37
182,5


Введите формулу для вычисления плотности населения
(Численность населения /Территория). Выпишите формулу и вычисленный показатель по своему округу ______________________________________
Воспользуйтесь Мастером функций для того, чтобы определить самую большую территорию среди округов.
Какую функцию вы вставили? _________________________________________






Контрольный лист 3
Тема: Ввод формулы

Ф.И.О.___________________________________________группа______________


Вариант 2

Для детей до 10 лет на авиационные билеты существует скидка 50%.Создайте заготовку таким образом, чтобы по цене взрослого билета можно было определить стоимость детского.

Полная стоимость билета



Стоимость детского билета



Для оформления текста вы воспользовались следующими элементами форматирования _________________________________________________
Денежный формат числа вы применили к ячейкам ______________________
Стоимость взрослого билета вы разместили в ячейке ____________________
Вы ввели формулу _________________________________________________
Введите стоимость взрослого билета 565 000 р и выпишите полученную стоимость детского билета __________________________________________

Составьте таблицу значений функции y =
· x для целых x от 0 до 10.
Для составления формулы воспользуйтесь Мастером функций. В категории Математические выберите функцию корень. Выпишите значение функции для значения аргумента 7 _____________
Постройте график функции с помощью Мастера Диаграмм. Тип диаграммы Точечная или Гладкая.

Подготовьте таблицу по предлагаемому образцу с учетом всех элементов форматирования. Сохраните ее под именем ОКРУГ.
Для того чтобы не вводить заново, перечень округов г. Москвы, откройте файл ECOLOG, выделите нужный блок ячеек, скопируйте ([Правка - Копировать]), закройте файл ECOLOG, выделите ячейку, в которой нужно разместить первого округа, и вставьте ([Правка - Вставить]).

Административный округ
Территория (кв. км.)
Численность населения (тыс. чел.)

Центральный
64,1
698,3

Северный
87,3
925,8

Северо - Западный
106,9
601,3

Северо - Восточный
102,3
1127,3

Южный
130,6
1314,1

Юго - Западный
106,5
967,8

Юго - Восточный
112,5
831,7

Западный
132,8
993,4

Восточный
151
1150,7

Г. Зеленоград
37
182,5



Приблизительно определите (по собственному опыту и опыту знакомых), сколько хлеба (в батонах) в среднем съедает человек в день. Введите формулу для того, чтобы можно было определить, сколько батонов хлеба в день необходимо продавать в каждом округе.
Выпишите формулу и вычисленный показатель по своему округу _________
С помощью Мастера функций определите самый малонаселенный среди округов.
Какую функцию вы вставили? __________________________________






Контрольный лист 4
Тема: Абсолютные и смешанные ссылки

Ф. И. О. ____________________________________________ группа ________

Вариант 1

В чем заключается отличие абсолютной ссылки от относительной?____________________________________________________
В ячейку С9 ввели формулу = С8 /$ А $ 8. Затем эту формулу распространили вправо. Какая формула содержится в ячейке С11?______________________________________________________________
Преобразуйте ссылку F11 таким образом, чтобы она из относительной стала абсолютной _____________________, смешанной _________________________.
В первую ячейку ряда ввели некоторую формулу, которую затем распространили вниз. В одной из ячеек оказалась следующая формула:


=Е5/F$3













Самостоятельно впишите формулы во все остальные ячейки ряда.
5. В соответствии с правилами налогообложения транспортных средств, подпадающих под налог на имущество физических лиц, в таблице приведены ставки налога в процентах от минимального размера оплаты труда, действующего на дату начисления налога.



Минимальный размер оплаты труда

п/п

Наименование транспортных средств, облагаемых налогом на имущество физ. лиц

Налоговая ставка(в % от минимального размера оплаты труда)
Размер налоговой ставки

1
Вертолеты, самолеты, теплоходы: с каждой лошадиной силы или с каждого киловатта мощности

10
13,6


2
Яхты, катера: с каждой лошадиной силы или с каждого киловатта мощности

5
6,8


3
Мотосани, моторные лодки
и другие маломерные транспортные средства:
с каждой лошадиной силы или с каждого киловатта мощности


3
4,1


4
Транспортные средства, не имеющие двигателей

5



Создайте таблицу по образцу. Обратите внимание на то, что наименование транспортных средств и фразы «с каждой лошадиной силы», «или с каждого киловатта мощности» введены в разных ячейках.
Введите формулу для вычисления размера налоговой ставки и выпишите ее_______________
Введите значение минимальной заработной платы на текущий момент и заполните в тетради все пустые ячейки таблицы в соответствии с данными вашей электронной таблицы.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ 5
Тема: Организация работы со списками

Ф.И.О.______________________________________________группа___________

1. Как должны быть размещены следующие данные после сортировки по возрастанию? 0,-154, $78, 78$, Якорь, Море
Выпишите результат сортировки. _______________________________________
2. Создайте таблицу по образцу.
Музей
Ближайшая станция метро
Начало работы
Окончание работы
Выходные дни
Стоимость входного билета
Стоимость билета для учащихся

Архитектурный им. А.В. Щусева
Арбатская
11:00
18:00
Понедельник
5р.
1р.

Коломенское
Коломенская
10:00
17:00




Музей Востока
Арбатская
11:00
20:00
Понедельник
10р.
2р.

Народной графики
Сухаревская
10:00
18:00
Понедельник и воскресенье
5р.
3р.

Государственная Третьяковская галерея (на Крымском валу)
Октябрьская
10:00
20:00
Понедельник
9р.
3р.

Истории г. Москвы
Китай-город
10:00
18:00
Понедельник
6р.
2р.

Истории отечественного предпринимательства
Серпуховская
12:00
18:00
Суббота и воскресенье



Отсортируйте данные по ближайшим станциям метро (в алфавитном порядке). Выпишите новую последовательность времени окончания работы. _______________________________
Отсортируйте данные по двум ключам – времени начала работы и стоимости входного билета. Выпишите последний элемент списка. _______________________________________
3. Откройте таблицу “Theater”.
Выберите все спектакли, по произведениям Бомарше.
Сколько записей удовлетворяют выбранному критерию?_________
В какой ячейке нужно щелкнуть кнопку и какой критерий отбора нужно задать в раскрывающемся списке? ____________________________________
4. Откройте таблицу “Rasp” (задание 9.1).
Выберите все поезда, которые пребывают в Санкт- Петербург позднее 8:00.
В какой ячейке вы раскрывали список и задавали условия отбора?________________
На рисунке заполнить окно диалога в соответствии с выбранным критерием.





Выпишите номера поездов, удовлетворяющих заданному критерию. _____________

Контрольный лист 6
Тема: Создание и редактирование диаграмм

Ф. И. О. __________________________________________группа _________


Вариант 1

Вам нужно построить диаграмму уровня заработной платы по отраслям экономики России (топливная, банки, электроэнергетика и т. д.). Какой тип диаграммы вы выберете и почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вам нужно построить диаграмму соотношения динамики величин прожиточного минимума, минимальной и средней заработной платы в России за последние десять лет. На диаграмме должны быть отражены три показателя за каждый год: минимальная заработная плата, прожиточный минимум и средняя заработная плата в промышленности. Какой тип диаграммы вы выберете и почему? Какой тип диаграммы нельзя выбрать для выполнения задания?



3.Используя данные таблицы, постройте две отдельные диаграммы:
Круговую диаграмму, отображающую примерное меню на обед для ребенка от 1,5 до 3 лет. Для выделения несмежных элементов таблицы используйте клавишу Ctrl. Отобразите долю каждого блюда (в %);
Гистограмму, отражающую сравнительное меню для детей разного возраста (используйте все данные таблицы). Расположите гистограмму на новом листе рабочей книги.
Примерное меню на обед (в год)

От 1 до 1,5 года
От 1,5 до 3 лет

Салат
25
35

Суп
100
100

Мясное суфле
55
65

Гарнир
100
120

Компот или напиток
100
150


По данным круговых диаграмм выпишите значения доли каждого блюда от общего количества продуктов на обед.

От 1 до 1,5 года
От 1,5 до 3 лет

Салат



Суп



Мясное суфле



Гарнир



Компот или напиток




На гистограмме для каждого из рядов данных установите метки значений. Выпишите максимальное значение метки на вертикальной оси ____________________________________________________________________




Контрольный лист 6
Тема: Создание и редактирование диаграмм

Ф. И. О. __________________________________________группа _________

Вариант 2
1. Вам нужно построить диаграмму уровня безработицы в отдельных странах (в % от численности рабочей силы) за последние несколько лет. На диаграмме должны быть отражены показатели по всем выбранным странам за каждый год. Какой тип диаграммы вы выберете и почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вам нужно построить диаграмму доли различных типов фирм в общем числе коммерческих организаций США (в %). У вас есть показатели по следующим категориям: индивидуальные фирмы, товарищества, акционерные фирмы. Какой тип диаграммы вы выберете и почему? Какой тип диаграммы нельзя выбрать для выполнения задания?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Используя данные таблицы, постройте две отдельные диаграммы:
Круговую диаграмму, отражающую декларирование совокупного годового дохода в целом по России. Отобразите долю каждого показателя (в %) от общего числа полученных деклараций;
Гистограмму, отражающую декларирование совокупного годового дохода по городу Москве. Расположите ее на новом листе рабочей книги. Для выделения несмежных элементов таблицы используйте клавишу Ctrl.
Декларирование совокупного годового дохода за 1996 год физическими лицами
Получено деклараций (тыс.)
В целом по России
По городу Москве

От предпринимателей
2319,4
42,43

От лиц, имеющих доходы от нескольких источников
837,5
69,03

От нотариусов
4,9
0,4

От иностранных физических лиц
53,9
5,3

От прочих физических лиц
85,1
4,1


Воспользовавшись круговой диаграммой, выпишите полученные значения доли каждого показателя (в %) от общего числа Полученных деклараций по России.
От предпринимателей __________________________________________
От лиц, имеющих доходы от нескольких источников_______________
От нотариусов__________________________________________________
От иностранных физических лиц________________________________
Литература
А. Колесников. Excel 97 - К.: Издательская группа ВHV, 1997 г.
И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. Преподавание базового курса в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002 г.
Самостоятельные работы, тесты и диктанты по информатике. Серия «Информатика в школе» - М.: Информатика и образование, 2000 г.
Б. П. Сайков. Excel для любознательных. Газета «Информатика» №9 , 2001 г.
О. В. Ефимова. Excel рабочая тетрадь. Газета «Информатика» №32, 1999 г., № 7, 1998 г.
Л. Ф. Соловьева. Учебник информатики для учителя и ученика.
Ю. А. Шафрин. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998 г.
Ефимова О.Е., М.В. Моисеева, Ю.А. Шафрин. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. Изд.2, дополнен. и переработан. М.:АБФ,1997.











13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED MSPhotoEd.3 1415

13 EMBED MSPhotoEd.3 1415

13 EMBED MSPhotoEd.3 1415

13 EMBED MSPhotoEd.3 1415



Рисунок 16Рисунок 15Рисунок 1