Реферат на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте

Муниципальное учреждение отдел образования Дюртюлинский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Дюртюли









Реферат
на тему:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте»











Выполнила:
учитель начальных классов
Гарифуллина Зоя Анатольевна
имеющаяся квалификационная категория: высшая
заявляемая квалификационная категория: высшая





Оглавление
Введение 3
1. Приоритетная цель школьного образования на современном этапе – развитие личности на основе усвоения универсальных способов деятельности 7
а) Введение Федерального государственного образовательного стандарта – требование времени 7
б) Универсальные учебные действия – основа умения учиться 9
2. Формирование личностных результатов и универсальных учебных умений в период обучения грамоте средствами учебно-методического комплекса образовательной системы «Школа 2100» 11
3. Основные образовательные технологии в системе «Школа 2100». Проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание достижений учащихся, проектная деятельность, работа в группах как средства формирования универсальных учебных действий 16
4. Важнейшие планируемые результаты освоения учебных программ первоклассниками 24
Заключение 30
Список использованных информационных источников 33
Приложение 1 34
Приложение 2 34
Приложение 3 35


Введение

Обучение грамоте – особый этап школьной учёбы ребёнка. Этот этап предназначен не только для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, но и для того, чтобы ввести его в новую сферу жизни и обеспечить полноценную школьную жизнь, заложить прочный фундамент для успешного овладения всеми учебными предметами в начальных и последующих классах. Таким образом, обучение грамоте превратилось в своего рода стартовый этап в овладении ребёнком всей школьной премудростью. «Сперва аз да буки, а там и науки» - таким запечатлен в русской пословице народный взгляд на значимость обучения грамоте. «Грамота, как знание, - писал К.Д.Ушинский, - есть необходимое начало всякого правильного образования».
Ребёнок пришёл в школу, сел за парту и начал учиться. Но давайте задумаемся: чему мы учим первоклассников? Сами собой напрашиваются ответы: на уроках обучению грамоте – чтению и письму, на уроках математики – математике и т.д. А учатся ли при этом первоклассники учиться? Возможно, но это не является для большинства учителей специальной задачей.
А ведь новая система начального образования ставит перед школой принципиально другие задачи, существенно меняя цели начального обучения и прежде всего выделяя основную задачу: научить детей учиться. Именно это должно стать главным в обучении школьников.
Но если мы хотим целенаправленно учить детей учиться, то должны точно понимать, что это значит – учить учиться. Когда мы обучаем русскому языку, математике, знакомим с окружающим миром, мы имеем программу обучения, которую и выполняем. Какую же программу мы должны реализовать, если ставим перед собой цель «учить учиться»?
Сегодня перед образовательной системой страны стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Ещё в 1970 году американский философ А.Тоффлер, рассуждая на эту тему, отмечал, что быстрое устаревание знаний и увеличение продолжительности жизни – причина того, что навыки, полученные в юности, вряд ли будут актуальны в старости, или даже в зрелые годы, поэтому школа должна создать серьёзные предпосылки для пожизненного образовательного процесса.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД): «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». («Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода под группой авторов под руководством А.Г.Асмолова» Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов)[3].
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года 2010-2011 учебный год стал заключительным этапом подготовки общеобразовательных учреждений к внедрению ФГОС НОО нового поколения на первой ступени общего образования, и 1сентября 2011 года все первоклассники сели за парты в условиях Стандартов нового поколения. Не стали исключением и первоклассники нашей школы. Как организовать процесс обучения, а именно создать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности в новых условиях – в условиях внедрения ФГОС? Эта тема в настоящее время является самой актуальной в начальном образовании.
Целью данной работы является изучение особенностей и условий формирования универсальных учебных действий в период обучения грамоте средствами учебно-методического комплекса (УМК) Образовательной системы «Школа 2100».
Задачи исследования:
Изучение и теоретический анализ средств УМК «Школа 2100», обеспечивающих личностные результаты образования в условиях внедрения ФГОС.
Обобщение опыта по использованию основных образовательных технологий, как средство формирования учебной деятельности в период обучения грамоте.
Апробация формирования системы универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте.
Объект исследования – образование на современном этапе.
Предмет исследования – процесс формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий на примере «Обучения грамоте».
Методы исследования: изучение материалов ФГОС второго поколения, эксперимент, анкетирование, изучение продуктов деятельности обучающихся, теоретический анализ.
Школьное обучение начинается со словаря, со становления у маленьких школьников умения читать и писать. В какой мере возможно формирование основ учебной деятельности уже у первоклассников в период обучения грамоте? Обеспечивается ли эта возможность арсеналом учебных средств: методов, приемов, а главное – материалов страниц учебника или его методическим аппаратом? Для ответов на эти вопросы проанализируем букварь, входящий в состав УМК образовательной системы «Школа 2100»


1. Приоритетная цель школьного образования на современном этапе – развитие личности на основе усвоения универсальных способов деятельности

а) Введение Федерального государственного образовательного стандарта – требование времени.
Причины модернизации образования в России во многом связаны с переменами, происходящими во всем мире. Уровень жизни благодаря научно-техническому прогрессу растет, что порождает спрос на информацию, образование, культуру. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Все большее число людей участвуют не столько в производительном труде, сколько в сфере услуг. В их деятельности все в большей степени лежит решение информационных проблем. Необходимо грамотно провести целенаправленный поиск и отбор нужной человеку информации. Если нет готового ответа, то пользователь должен обладать навыками решения нестандартных задач. А таких в жизни современного человека становится все больше. Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому главное, чему следует учить, умению осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е. информационной культуре.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
В настоящее время выдвигаются новые требования к результатам образования. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.
Приоритетной целью школьного образования становится «развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности способности», развитие у учащихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
В стандарте общего образования отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться).
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
б). Универсальные учебные действия – основа умения учиться.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
2. Формирование личностных результатов и универсальных учебных умений в период обучения грамоте средствами УМК
образовательной системы «Школа 2100»

Учебники образовательной системы «Школа 2100» включают задания, необходимые для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий.
В таблице приведён перечень личностных и метапредметных результатов, на которые нацеливают учебники образовательной системы для 1-го класса.
Рассмотрим основные подходы учебников 1-го класса по предмету «Обучение грамоте», нацеленные на формирование личностных результатов, и разных групп универсальных учебных действий, дадим примеры заданий из учебников, разберем, как учителю научиться определять нацеленность заданий на личностные и метапредметные результаты.
Таблица 1. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса в 1-м классе
Личностные (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)
В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные (умения организовывать свою деятельность)
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать свое предположение (версию).
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать предметы и их образы.
Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми)
Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


На уроках обучения грамоте формируются личностные результаты и все виды универсальных учебных действий: коммуникативные, познавательные и регулятивные. Каждый урок обучения грамоте включает этап «Работа с текстом». Данный этап впоследствии перетекает в уроки литературного чтения.
Работа с текстом на уроках обучения грамоте предполагает осмысленную, творческую, духовную деятельность, которая обеспечивает освоение содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. В начальной школе важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является использование при чтении текстов элементарных приемов понимания текста: комментированное чтение, диалог с автором через текст.
Работа с текстом обеспечивает формирование:

· самоопределения и самопознания на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

· основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; (С этой целью в содержание Букваря включены такие тексты как: «Наше отечество» К.Ушинского С.97; «Названия русских городов» С.71; «Названия русских рек»);

· эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

· действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

· умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

· умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

· умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий
· замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В Букваре и Прописях часто используются графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных) и текста.
Для отработки действия моделирования необходима организация деятельности учащихся. С учетом возраста наиболее эффективным способом создания мотивации является использование сказок и текстов, отражающих близкие опыту ребенка реальные жизненные ситуации. Именно с этой целью характеристика звука в Букваре дается через использование схемы-человечка, что вызывает у ребенка интерес и высокую мотивацию к выполнению различных заданий, связанных со схемами-человечками, а учитель в этот момент отрабатывает знания фонетики, о сложности, но важности которой говорить не приходится. И наконец, следует предусмотреть задания с последовательным переходом от материальных (предметных) форм к схемам и далее символам и знакам.
Приведем пример урока 91 «Заглавная буква Э», нацеленный на развитие познавательных универсальных учебных действий. (Букварь, с. 146
·147.)
Работа со словами, обозначающими имена.
а) Чтение слов, обозначающих имена.
(Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.)

· Что общего во всех этих словах?

· А кому могут принадлежать эти имена? (Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.)
Учитель может показать портреты людей и предложить подписать их соответствующими именами.

· Отметим первый звук в этих словах. Каким цветом воспользуетесь? (Красным.) Почему?

· Назовите эти буквы. Почему именно заглавная буква потребовалась?

· В каких именах [Э] под ударением? Догадались, почему именно эти имена мы сегодня читаем?
б) Знакомство с заглавной буквой Э.

· Сравните печатную и письменную буквы.
в) Словарно-логическое упражнение.

· На какие группы можно разделить эти слова?
2 слога 3 слога
начинается с ударного начинается с безударного
имена девочек имена мальчиков
дети взрослые
с удвоенной согласной без нее

· А есть ли в нашем классе ребята, чьи имена начинаются со звука [Э]?
Таблица 2. Регулятивные универсальные учебные действия
– Мы уже знаем много букв и умеем писать некоторые слова. Посмотрите «Букварь» на с. 52–53 и спланируйте нашу сегодняшнюю деятельность на уроке.
– Что нового будет сегодня на уроке? 4, 6, 2, 1
План (примерный) 3 2
Работа с рисунками.
Выделение звуков в слове.
Знакомство с новой буквой.
Чтение слогов и слов.
Составление схем слов.
Работа с предложением.
Письмо букв, слогов и слов.
Работа с текстом.
Познавательные УУД:
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Личностные УУД:
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Все уроки знакомства с новым материалом ориентированы на целенаправленное формирование регулятивных универсальных учебных действий.
3. Основные образовательные технологии в системе «Школа 2100». Проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание достижений учащихся, проектная деятельность, работа в группах как средства формирования универсальных учебных действий

Современный образовательный процесс предполагает учебное сотрудничество. Ученик на уроке работает в своем темпе, учится ставить перед собой цель, самостоятельно осваивать знания, отрабатывать умение слушать, принимать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, проводить оценку своей деятельности.
Программа «Школа 2100» предполагает проведение интегрированных уроков обучения грамоте (чтению и письму). Такие уроки способствуют повышению мотивации учения. Нами для проведения этих уроков были выбраны коллективная и групповая форма работы, которые повышают познавательный интерес учеников к изучаемому предмету. После урока они делились впечатлениями: «Мне нравится советоваться друг с другом Я люблю быть ответственным в группе Мне понравились задания в конвертах, ведь не знаешь, что там лежит». Группы формировались таким образом, чтобы в каждой были учащиеся разного уровня развития. Такая работа позволяет школьникам, обладающим организаторскими способностями помогать тем, кто их не имеет. У остальных учеников, в свою очередь есть возможность дотянуться до более высокого уровня.
Групповой работе предшествовало постепенное овладение умением работать в паре. Затем пары превратились в четверки. В этих группах уже выбирался ответственный, который отвечал за распределение заданий, проверку, назначал отвечающего.
Большую ценность формирования УУД на уроках обучения грамоте представляют дидактические игры. Помня слова А.С.Макаренко, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю следует научиться умело использовать игру на уроке. При подборе игр необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми тем самым формировать универсальные учебные действия.
Приведем пример описания некоторых дидактических игр, которые проводятся на уроке обучения грамоте.
«Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч. Миска, матрешка, мышка.
- Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинаются со звука [к], со звука [м].
«От бочки до почки»
- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово еще получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]. На звуки [к], [н], [м], [т].
На уроках обучения грамоте особое место уделяем методу проектов. Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Нами был апробирован метод проектов в период обучения грамоте.
Так, при изучении темы «Работа с текстом» (Букварь, стр. 33) после творческой работы в классе было предложено детям сочинить сказку для малыша и оформить собственную книжку малышку. В работу были включены и родители. Данные проектные работы продолжились на занятиях во внеурочное время. На кружке были определены этапы проектирования (приложение 4). Стала оформляться выставка «Моя первая книга», которая завершится к празднику «Прощание с букварем».
Решение задач новых стандартов: обеспечить овладение учащимися такими видами универсальных учебных действий как личностные регулятивные познавательные и коммуникативные невозможно без широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и последних достижений в области компьютерной техники. Это требует обеспечения каждого учителя необходимыми техническими средствами: компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, подключение к локальной школьной сети и сети Интернет.
Практика показывает, что при соблюдении этих условий действительно удается заметным образом повысить эффективность проводимых занятий, уровень познавательной активности школьников, их интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ позволяет вывести на доску отсканированные фрагменты учебника или рабочей тетради и работать с ними. В букварный период, когда наглядность особенно важна, очень полезно дополнять материал учебника красочными слайдами, расширить возможности восприятия информации учениками, показать репродукцию картины любого художника, портреты авторов произведений, композиторов, художников, провести экскурсию по любому музею мира, работать со словарями и энциклопедиями. При этом нужно помнить, что урок не должен ни при каких обстоятельствах превращаться в красочное шоу, он должен быть подчинен одной цели – обучать и воспитывать учащихся. Задача учителя – правильно подобрать сочетание современных информационно-коммуникационных и классических технологий. Найти такой их баланс, который позволил бы сделать работу максимально эффективной.
Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Вот почему Образовательная система «Школа 2100» придает работе с информацией ведущее значение. Однако главной задачей 1-го класса, без сомнения, является формирование навыка чтения, поэтому предмет «Обучение грамоте» играет в 1-м классе ведущую роль.
Поскольку дети в 1-м классе еще не владеют навыком чтения, то на первых порах важнейшую роль в восприятии информации играют чтение и анализ иллюстрации.
Для работы с любой иллюстрацией важно научить первоклассников рассматривать каждый элемент одного предмета, если это предметная картинка, и каждый предмет, если это сюжетная картинка. Для этого необходимо обращать внимание ребенка на все детали по частям и задавать соответствующие вопросы в определенном порядке, начиная с общих, постепенно привлекая внимание ребенка к мелким, малозаметным деталям. В то же время существует необходимость целостного восприятии иллюстрации, с этой целью учитель обращает внимание на общий замысел сюжета и задает соответствующие вопросы. Важно обратить внимание на цветовое решение данной картинки и на пространственное расположение предметов, что развивает умение ориентироваться на страницах учебника, а главное – в Прописях.
Пример из урока № 2. «Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. Правила письма». Тетрадь №1.
– Мы будем дальше учиться работать с учебной книгой, с учебником «Букварь» (с. 6).
– Озвучьте каждую маленькую картинку.
Учитель на доске прикрепляет схему слов, которые называют дети.
– Как можно назвать все названные предметы? (Представители животного мира.)
(Есть картинки, которые состоят из нескольких названий, например, гусеница на листке. (_________ _ _____________)
– На какие две большие группы можно разделить эти рисунки?
– Представители животного мира – это
На доске схемы слов раздвигаются:
НАСЕКОМЫЕ ПТИЦЫ ЗВЕРИ ЦВЕТЫ
________________ __________ ___________ __________
– Прочитаем каждую группу слов.
– Назовите ягоды.
– Если мне захочется рассказать сказку «Колобок», какие картинки я могу подобрать? -- «Волк и семеро козлят»;
– Какое слово наряжают в новогоднюю ночь?
– Какое животное может свернуться и превратиться в колючий комочек?
– Каждое из этих слов представлено рисунком.
– Каждое слово мы можем заменить схемой. Кто уже догадался, как выглядит схема? (Прямая горизонтальная линия.)
1. Работа с предметными картинками.
- Откройте учебники на с.6. Назовите предметы на картинке. 1 1
Учитель на доске прикрепляет схемы слов, которые называют дети.
- Как можно назвать все эти предметы? 2
Есть картинки, которые состоят из нескольких названий, например, гусеница на листке.


3
- Назовите ещё картинки, которые состоят их нескольких названий. 3
2. Анализ сюжетной картинки. 1 1
- Посмотрите на большую картинку. Какие слова подбирал художник, рисуя картинку? (Город, деревья, здания, птицы, машины, дорога и т.д.) 1
- А где происходит действие, изображённое на картине? (За городом)
- Как догадались? 1
- Что вы видите в центре картины?
Освоение понимания и преобразования информации начинается на страницах Букваря с перевода слова в схему. Уже в добуквенный период развивается умение переводить схему в словесное высказывание, устный текст, т.е. заменять знаки соответствующими словами.
Работа с картинкой важна не только на страницах Букваря, но и на страницах Прописей, так как для правильного графического исполнения элементов букв необходимо увидеть направление движения руки, начало движения. Поскольку письмо является самым трудным видом деятельности и необходима частая смена действий первоклассника, картинка в Прописях дает возможность развития различных универсальных учебных действий – например, возможность задавать вопросы, строить речевое высказывание, составлять диалог, – т.е. коммуникативных умений, это отвлекает ребенка и переключает, дает возможность передохнуть.
Традиционные для Образовательной системы «Школа 2100» продуктивные задания позволяют научить детей понимать и преобразовывать информацию. Продуктивные задания – главное средство достижения нового результата в образовании. Они осваиваются впервые на уроках обучения грамоте.
Примером продуктивного задания может быть упражнение на развитие умения выделять звук из звучащего слова и обозначать его определенным знаком: например, кружком белого цвета.
Пример из урока № 6 «Звуки речи и неречевые звуки».
Составление текста с опорой на рисунки. Обведение по контуру, штриховка.
Букварь, с. 14–15, тетрадь № 1, с. 8–9.
Определение звуков.
– Поиграем в игру: если вы услышите речевые звуки, вы показываете белый кружок, а вот если неречевые звуки услышите, то хлопните в ладоши.
Начинает учитель, имитирует хруст, стук, произносит [р], [а] [б] [ны] [кр, ик]. Дети подхватывают и продолжают.
Все ребята по очереди произносят разные речевые звуки.
Пример из урока № 3 «Природа вокруг нас. Знакомство с вертикальными линиями». Букварь с. 8–9.
Умение оценивать достоверность получаемой информации осваивается на уроках обучения грамоте.
Уже в Прописях появляются задания, которые развивают умение соотносить, сопоставлять текст иллюстрации. Учитель задаёт вопросы: «Внимательно ли художник прочитал текст?» Есть тексты, которые предполагают ребенка оценить взгляд художника и дополнить картинку самостоятельно.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» нацелены на развитие исследовательской деятельности учащихся.
Начинается формирование азов исследовательского поведения с первых уроков. Так, например, на уроках «Обучение грамоте» для выбора точного направления движения руки при письме элементов необходимо проанализировать и осмыслить движение руки. С этой целью учитель каждый раз ориентирует детей рассмотреть и выделить части, из которых состоит рисунок, для обведения и штриховки, а впоследствии буквы и соединения букв.
Пример из урока № 3 «Природа вокруг нас. Знакомство вертикальными линиями». Букварь, с. 8–9, тетрадь № 1, с. 2–3.
Работа в Прописях на с. 2.
– Рассмотрите карандаши, надо их разукрасить разными цветами, чтобы можно было нарисовать красивые яркие цветы.
– Найдите рубашку карандаша. (Та часть, которая обозначена цветом.)
– Пусть карандаши будут разноцветными: красным, зеленым и синим. (Дальше цвета на строчке повторяются.)
– Проведем первую линию сверху вниз красным карандашом, у 2-го карандаша – зелёным, у 3-го – синим и снова красным, зелёным и синим.
– Найдите то место, где точили карандаш: «клювик» карандаша соответствует цвету рубашки, значит, у красного «клювик» будет красным, у зелёного – зелёным и т.д.
– Выполним штриховку каждого карандаша, штриховать будем только рубашку в горизонтальном направлении.
– Какие цветы можно нарисовать этими карандашами? Назовите.
– В каком порядке нужно разукрасить карандаши, чтобы можно было нарисовать апельсин, помидор, огурец, сливы?
– Какого цвета карандаши получатся на страничке? Равное ли количество новых и нарисованных карандашей?
4. Важнейшие планируемые результаты
освоения учебных программ первоклассниками

Первый класс занимает уникальное положение в общем образовании, так как именно в этот период происходит формирование умений, которые обеспечивают нормальный дальнейший процесс образования. Проиллюстрируем эту идею на примере Букваря.
Обучение работы с текстом становится важнейшим умением первоклассника, на фундаменте которого строится весь дальнейший процесс образования в школе. За период обучения грамоте дети проходят весь курс русского языка. Букварь и Прописи – это фактически мини-учебник русского языка. За это время дети наблюдают за явлениями, особенностями русского языка, но не используют при этом никакой терминологии, лишь учатся замечать. Уже в Букваре начинается работа с текстом в рамках технологии продуктивного чтения. Это даёт возможность подготовить первоклассников к работе с текстами на разных предметах. Начинается эта работа именно на уроках обучения грамоте.
Приведём описание формирования читательских умений в соответствии с технологией продуктивного чтения на примере урока в Букваре (текст «Лесная хатка» Н. Сладкова, с. 45).
Работа над текстом.
1. До чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию. Смотрите, какой у зверька мощный хвост, мощные лапы.
– Где живет этот зверек? (В воде.) Как он передвигается? (Плавает.)
– Прочитаем заглавие. Что такое хатка? (Изба, дом.) А где так называют дом? (Чаще на Украине.)
– Странно, почему же тогда «Лесная хатка»?
– Кто рассказал нам об этом зверьке? Прочитайте фамилию автора.
2. Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение учителем с комментированием.
– Я прочитаю, а вы послушайте, все в тексте так, как нарисовал наш художник.
Кто-то построил из бревен хатку на берегу. (Догадались, почему «Лесная хатка»?) Щели, как и положено, мхом заткнул, глиной замазал. (А зачем в доме щели затыкать?) Хороша получилась хатка, только без окон и без дверей. (Как же в нее войти?) Любопытно, кто в такой странной хате живет? (Правда, а кто?)
Строили лесную хатку дровосеки-бобры. (Догадались, почему нет окон и дверей? Посмотрите на рисунок, это один из строителей.) «Рубили» деревья зубами, зубами же и «распиливали» на бревнышки. Сучья и бревна в кучу складывали, щели конопатили (т.е. закрывали щели) и замазывали, чтобы не поддувало зимой, не морозило. (Вот, оказывается, зачем конопатили мхом, замазывали глиной.) А что в хате ни окон ни дверей, так они и не нужны бобрам. Была бы дыра в полу: бултых в подполье-подводье – и на дне. А там с осени припасены сочные сучки и ветки – грызи на выбор.
б) Проверка первичного восприятия.
– Внимательно ли прочитал текст наш художник? (Есть несоответствие, на картинке бобр в воде.)
– Правда ли, что бобрам не нужны окна и двери?
– Почему слова «рубили», «распиливали» в кавычках? (Потому что пользовались не топором и пилой, а зубами.)
– Где находят бобры корм зимой?
в) Повторное чтение. Выборочное чтение.
– Из чего же бобры строят хатку? Зачитайте.
– Как выглядит хатка бобра?
– Как автор называет героя текста?
– Как строили бобры свой дом? Покажите, какие движения они делали.
– Как попадает в свой домик бобр? Какими словами называет автор вход в домик?
– Как бобр готовится к зиме?
– Какой хитрец бобр, вот как построил хатку. Это и защита от врагов.
Так просто ничего не бывает, если нет окон и дверей, значит, в этом необходимость. Бобр не может бороться с врагами на суше. Хорошо ему только в воде.
Очень интересный зверёк.
3. После чтения.
– Какие новые для себя слова вы встретили в тексте? Что они означают?
– Что вы узнали о жизни бобра?
Бобры – очень интересные животные. Их мех очень ценный, поэтому 30 лет назад численность бобров сократилась. Были созданы заповедники, где ученые-специалисты наблюдали за жизнью зверьков, делали все, чтобы увеличить их численность, даже строили сами эти домики-хатки, а бобры их с удовольствием занимали.
Одна из основных идей, которую разделяют все авторы Образовательной системы «Школа 2100» состоит в том, что цели и задачи обучения должны знать не только взрослые (и прежде всего учителя), но и сами дети. Вот почему мы включаем таблицу требований (табл. 3) с основными умениями в портфолио и предлагаем самих школьников учиться себя оценивать.
Эту таблицу предметных и общеучебных умений предлагается заполнять так. Сначала родители или учитель читают ученику умение и предлагают подумать – согласен ли он, что это умеет. Если ученик согласен, он ставит напротив знак «+», если не согласен – не ставит ничего. Учитель потом на основании своих наблюдений за учеником может выразить свое мнение – заметил он, как ученик проявляет данное умение, или нет: обвести знак «+» в кружок или не обводить.

Таблица 3. Главное, чему я научился в 1-м классе
Умения
I
(в октябре)
II
(в декабре)
III
(в марте)
IV
(в мае)

1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.





2. Я могу сказать, что нового я узнал на уроке.





3. Я умею наблюдать и делать выводы.





4. Я могу запомнить важные сведения.





5. Я с уважением отношусь к другим людям.





6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе.





7. Я умею объяснять, что я чувствую.





8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я не могу жить без них.





9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл и рассказать о нем.





10. Я помню наизусть и могу выразительно прочесть ___ стихотворения(й).





11. Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст.





12. Я могу сам составить и записать текст из нескольких предложений.





13. Я умею слушать и слышать учителя и одноклассников.





14. Я могу устно дать полный ответ на вопрос.





15. Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20.





16. Я умею решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.





17. Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние.






Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, сформулированных А.А. Леонтьевым (1996).
а) Принцип обучения деятельности.
б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
И основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объеме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:

· проблемно-диалогическая технология;

· технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

· технология оценивания учебных успехов;

· проектная технология.
Не надо учить в учебниках всё от корки до корки. Мы вместе с учениками определяем в начале каждой недели тот метапредметный результат, который хотим получить, работая на уроках и во внеурочное время. Задачу эту определяем, исходя из возможностей, потребностей, актуальности этого результата на данный период для класса на уроках (минимум). Индивидуально для отдельных учеников ставим дополнительные цели и задачи, в зависимости от их потребностей (максимум), для внеурочной деятельности. Так, используя предметное содержание учебников, разработанные авторами технологии, вовлекая детей в проектную деятельность, в работу научных секций, мы формируем познавательные УУД.
Мы пользуемся общим для учебников «Школы 2100» дидактическим принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.
Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то мы обеспечиваем с помощью этого принципа индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.
Академик А.А. Леонтьев отмечал – «главное не знания, а умение ими пользоваться». Для этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа. Это не легко, но сам этот процесс необыкновенно увлекателен и позволяет каждому педагогу открыть в себе новые возможности и таланты.
Заключение

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходит федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть научить учиться. Это станет залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Переход от исполнительного поведения школьника к деятельности человека, умеющего учиться, начинается со способности устанавливать границы собственных знаний и умений (Г.А.Цукерман) – это первая характеристика уровня сформированности у младшего школьника универсальных учебных действий. Поэтому появление у учащихся мотивации приобретения новых знаний или умений становится вторым и очень важным элементом формирования УУД, а его становление (пытливость ума – «пока не знаю, но хочу узнать!») невозможно переоценить.
Третий признак сложившейся УУД – умение ученика работать вместе с соседом по парте, с участниками учебной группы, с учителем обусловлен социальной сущностью человека. Умение взаимодействовать во многом может определить успешность сначала ребёнка, а позже и взрослого. Образовательные стандарты второго поколения выдвигают необходимость развития навыков учебного сотрудничества в ряду основных задач.
Учебная деятельность невозможна без навыков самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная учебная работа, прежде всего, должна быть связана с готовностью и умением школьников получать необходимую информацию из различных источников: учебников, справочников, энциклопедий. Кроме того, самостоятельное выполнение детьми учебных действий может обеспечить инструкции или памятки, а значит, необходимо научить ими пользоваться осознанно.
Целью нашего исследования было изучение особенностей и условий формирования УУД в период обучения грамоте. Нами были изучены, проанализированы и апробированы средства ОС «Школа 2100», обобщён опыт по использованию основных образовательных технологий в период обучения грамоте в условиях внедрения ФГОС. Было доказано, что средства ОС «Школа 2100» содержат систему продуктивных заданий по развитию познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий и личностных качеств, а основные образовательные технологии: продуктивное чтение, оценивание достижений учащихся, проектная работа, групповая работа, моделирование и использование ИКТ служат средством формирования универсальных учебных действий.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Рекомендации:
Итак, для организации учебной деятельности, а значит, для постепенного формирования у младших школьников умению учиться учителю необходимо:
- перед введением новой учебной информации обеспечить положительное принятие её учениками, связанное с пониманием ими необходимости новых знаний;
- новое понятие вводить его через сопоставление его с уже имеющимися в учебном арсенале школьников; для этого тщательно работать над установлением важных отличительных признаков каждого понятия;
- организовывать на уроке учебное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- научить школьников «технологии» работать самостоятельно и использовать эту форму работы на уроке для совершенствования всех ее проявлений.

Список использованных информационных источников

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М- во образования и науки Рос Федерации. – М. : Просвещение,2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Часть 1 – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г.Асмолова. – 3-е изд. - М.: Просвещение. 2011. -. 152 стр.
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. - (Стандарты второго поколения).
Егорычева В.С. Особенности и условия формирования познавательной компетенции у детей первого года обучения. //Начальная школа № 9 2011, стр 7.
Ковалева Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 2010, 215 стр.
Курлыгина О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте. //Начальная школа № 8 2010, стр 50.
Пичугин С.С. К вопросу о формировании и развитии универсальных учебных действий. //Учитель Башкортостана №12 2010, стр. 3 № 1 2011, стр. 37.
Тиринова О.И. Формирование общих учебных умений и навыков. //Начальная школа № 12 2002, стр 100.
Web-сайт «Школьная планета знаний». – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1

Этапы проблемно-диалогического урока:
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2) Выдвижение версий.
3) Актуализация имеющихся знаний.
4) Составление плана решения проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6)Выражение решения проблемы.
7) Применение нового знания на практике.

Приложение 2

Алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока:
1. Определить место урока в системе (программа) и тип урока.
2. Чтение материала в учебнике (содержательный план).
3. Определение целей по линиям развития.
4. Определение уровней минимума (стандарт) и максимума (предложение «Школа 2100»).
5. Разработка проблемной ситуации.
6. Выбор вопросов для актуализации знаний.
7. Составление предполагаемого диалога (побуждающего, подводящего).
8. Выбор формы работы (индивидуальная, в паре, в группе).
9. Подбор заданий для этапа применения знаний (система упражнений по уровням).
10. Обсуждение вопросов для рефлексии.
11. Подготовка домашнего задания (возможна дифференциация по уровням).
Приложение 3

Технология продуктивного чтения
Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Средства – приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.
1. Работа с текстом до чтения. Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации. Возникает мотивация к чтению.
2. Работа с текстом во время чтения. Использование приемов понимания текста. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.
3. Работа с текстом после чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.
Творческое задание.
Обобщающая беседа.

Приложение 4

Этапы проектной работы
Определение потребности и краткая формулировка задачи. На этом этапе определяется цель.
Набор первоначальных идей и предварительное обсуждение путей реализации поставленной цели.
Проработка одной или нескольких идей. На этом этапе дети должны окончательно решить, как будет реализовываться проект, что конкретно они будут выполнять.
Изготовление изделий.
Обсуждение результатов и оценка проделанной работы. Подведение итогов. Выставка.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 143515









15