Творческий проект и исследовательская работа Красная книга растений и насекомых Южного Урала


"Красная книга растений и насекомых Южного Урала"
Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши,
 Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
Говорят, когда приходит весна природа оживает! Но почему-то, когда снег сходит, появляются проталины, и мы видим нежную, зеленую травку, стремительно пробивающуюся сквозь груды мусора. Становится грустно. Люди, проживающие в больших городах, редко общаются с природой. Многие просто не обращают внимания на растения и животных, которые обитают рядом с нами, и не видят связи между своим поведением и состоянием окружающей среды. Скорее хочется убрать весь мусор и старые листья в нашем детском саду! Так мы и сделали!
Однажды, играя на участке, мы встретились со Светлячком. Нам захотелось больше узнать о его мире. Так, Светлячок нас познакомил с миром природы. И мы обнаружили, что некоторые растения исчезают! Теперь вопрос: а как создать естественную благоприятную среду обитания для насекомых и растений.
Цель: Создание полной картины исчезающих видов насекомых и растений, занесенных в Красную книгу Южного Урала, формирование чувства сопричастности ко всему живому, бережное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы в родном крае.
Гипотеза:
1. Знание о причинах  исчезающих видов насекомых и растений, занесенных  в  Красную  книгу  Южного Урала, позволяет сформировать навыки культуры поведения человека в природе.
2. Высадка, размножение и бережное отношение к исчезающим растениям приведет к их сохранению.
Чтобы подтвердить гипотезу мы пользовались следующими методами в своей работе:
наблюдения,
исследовательский,
рисуночный,
творческий,
дидактический,
игровой,
разыгрывание ситуаций,
художественное слово.
Задачи:
Изучить исчезающие виды растений и насекомых, занесенных в Красную книгу Южного Урала.
Овладеть исследовательскими методами познания природы.
Организовать практическую природоохранную деятельность.
Создать экологически благоприятную среду на территории детского сада для реализации данного проекта.
Сформировать навыки культуры поведения в природе.
Воспитывать внимательное, разумное, заботливое и бережное отношение к окружающей природе родного края.
Реализация  проекта:
1 этап – аналитико-организационный.  Задачей этого этапа является изучить  исчезающие виды растений и насекомых, занесенных в Красную книгу Южного Урала.
Мероприятия
Наша первая ступень в исследовании прошла под лозунгом «Дорога к знаниям?». Мы стали изучать подписку "Растения леса и насекомые", "Уроки божьей коровки", слушали рассказы о природе Константина Паустовского, Михаила Михайловича Пришвина, Юрия Коваль, Виталия Бианки, Николая Ивановича Сладкова, которые нам читала воспитатель Юлия Юрьевна. Дальше мы стали собирать копилки насекомых и растений, занесенных в Красную книгу Южного Урала. Этим занятием мы очень прониклись и, поэтому без труда создали картотеку изученных насекомых и растений. Свое творчество и фантазию мы воплощали, рисуя насекомых и фауну, в которой они обитают; составляя альбомы с исчезающими видами насекомых. Наши творческие способности проявились при составлении рассказов, метафор, придумывании загадок о насекомых и растениях.
Самым важным и ответственным заданием для нас оказалось создание совместно с воспитателем Красной книги, исчезающих насекомых и растений. А когда мы изготавливали дидактическую игру о растениях, почувствовали себя работниками издательства.
С Юлией Юрьевной мы оформили географическую карту Челябинской области с территориальным обозначением исчезающих видов насекомых и растений. С помощью этой карты мы ознакомили ребят группы, где обитают исчезающие виды насекомых и растений.
2 этап – практический.
На этом этапе мы решали следующие задачи:
Овладеть исследовательскими методами познания природы.
Организовать практическую природоохранную деятельность.
Создать экологически благоприятную среду на территории детского сада для реализации данного проекта.
Мероприятия
Вторая ступень в исследовании «Сотвори добро - сохрани природу в собственном доме?», целью которой было улучшить качество среды обитания на участке, так как охранять природу можно даже, не выходя из собственного дома.
Для привлечения к совместной деятельности родителей была организована акция «Дизайн нашего участка». В рамках конкурса мы с родителями придумывали  детали будущего интерьера участка. Весной мы организовали посев семян цветов. Проведены трудовые десанты: «Посадка саженцев деревьев на участке детского сада», «Посадка лекарственных растений» на экологической тропе, «Посадка овощных культур на огороде». Начали создавать на участке свою Красную Книгу растений.
Вторая акция «Земля, вода, тепло и воздух - друзья ФЛОРЫ И ФАУНЫ». Целью, данной акции являлось бережное отношению к природе и забота о ней. Самым запоминающимся мероприятием стало создание Лесной поляны, которую мы обогатили пнями, корнями, муравейником, посадили исчезающие растения на участке для естественного пребывания насекомых. Изготовили и разместили на поляне модели "Не навреди" по правилам поведения в природе. Альпийская горка стала украшением нашего участка.
Но самое захватывающее действие - это обустройство нашего пруда водными растениями и размещением, пускай искусственных, водоплавающих насекомых.
Вот теперь самое время брать в руки дневник наблюдений за ростом и развитием растений! Что мы и делали на каждой прогулке.
Самые запоминающиеся мероприятия: фотоконкурс «Прекрасное рядом», исследовательская работа «Жизнь насекомых», мультимидийная  презентация «Красная книга Южного Урала», игра-путешествие «По заповедным уголкам Челябинской области».
4 этап – итоговый.
Задачей данного этапа было обобщение опыта, определение результатов практической деятельности.
Итоговым мероприятием стал праздник друзей природы. На празднике мы читали стихи, загадки о природе, представили свои экологические сказки, рисунки на тему «Как я помог природе». В завершение нам вручили медали «Юный защитник природы».
Результат данного проекта:
Повышен уровень знаний об  исчезающих видах насекомых и растений,  занесенных  в  Красную  книгу  Южного Урала;
На территории детского сада создана экологически благоприятная среда;
Пополнена предметно-развивающая среда на территории участка и в группе.
Высаженные исчезающие виды растений на участке растут и приумножились.
Появилось желание расширять знания о растениях и насекомых; появился познавательный интерес к изучению птиц и животных Южного Урала
Появилось развитое чувство причастности к проблеме экологии нашего края.
Мы убедились на собственном опыте, что высаженные нами исчезающие виды растений на участке растут и приумножаются. Гипотезы подтвердились.
Перспективы проекта
Людей необходимо приучать смотреть на окружающий мир добрыми глазами видеть красоту природы, слушать пение птиц, шелест русской березки, скрип снега, звон ручейка, привить любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один участник нашего проекта никогда не разрушит муравейник, не обидит живое существо.
Полученные знания сохранятся на всю жизнь. И теперь у нас появилось желание расширять знания не только о растениях и насекомых, а так же появился познавательный интерес к изучению птиц и животных Южного Урала.


580390-529590
32321525355556565905745480
151765-443865
-2428875360045-6553200283845
-40284403246755-65430401446530-622935676402027393905103495666752374265-143510-358140
2466975248285
-513080166370
-29070302223770
633095661606523723602925445633095-422910-11487152905760
-52705028924254044955947410337248526981152856865-382905-425450-382905