Программные танцы как элемент танцетерапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития


Программные танцы как элемент танцевально-двигательной и телесно-ориентированной техники развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития
Зырянова Л.А.,
музыкальный руководитель
МБУ детского сада №53 «Чайка»,
высшая квалификационная категория,
г. Тольятти, Самарская область
Дошкольники с задержкой психического развития особая категория детей, внешне ничем не отличающаяся от окружающих их сверстников. Однако следует отметить особенности их сенсорно-перцептивной и психомоторной сферы, развитие высших психических функций, особенности деятельности и поведения, а также физического развития.
В процессе работы с детьми это категории я ощутила, с какой силой актерской и эмоциональной отдачи необходимо работать, чтобы зажечь в глазах ребенка первые искорки интереса и участия в музыкально-двигательной деятельности. Недостаточная полнота, активность и точность восприятия, замедленность восприятия и переработки информации не позволяют в достаточной степени почувствовать радость танца, творческого ощущения музыки, придумывания собственных, не похожих на других движений и образов. Наиболее грубо нарушены у таких детей более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов, отсюда отсутствие координации речи и движения, слуха и голоса.
У большинства дошкольников, имеющих задержку психического развития присутствует плохая координация движений, неуверенность в выполнении и снижение скорости и ловкости выполнения дозированных движений, повышенная истощаемость, импульсивность, трудности в ориентации в пространстве и времени, незрелость слухового и зрительного анализаторов, недоразвитие мелкой моторики.
Необходимо отметить неустойчивость, снижение объема и концентрации, распределения и переключаемости внимания, повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение любых заданий. Снижение объема памяти и скорости запоминания, недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действий – все это требует особого музыкального репертуара для дошкольников с задержкой психического развития. Если это песня – мелодия обязательно должна быть красивой и насыщенной, вызывая с первого прослушивания эмоциональный отклик в душе ребенка, иначе она никогда не полюбится детям. Если это танец или музыкальная игра – их содержание должно быть понятно дошкольникам и перекликаться и их повседневной жизнью.
Музыка – как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека имеет глубокие корни, и уже не подвергается сомнению. Воздействие музыки с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений поведения в настоящее время сформировалось в самостоятельное психокоррекционное направление – музыкатерапия.
Восприятие ребенком музыки помогает попасть из реальной жизни, в другой, воображаемый мир, мир сказочных героев, образов, настроений. Музыкатерапия позволяет детям выразить в движении свои переживания и ощущения, что обеспечивает снятие напряжения, улучшая их психоэмоциональное состояние. Синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия определяет интеграцию искусств. Видео-зарисовки разнообразных картин природы помогают как бы «переступить грань реальности» и окунуться безмятежный, без шума и пыли, мир прохладного ручейка, мысленно поймать крошечного жучка или муравьишку, лежа в мягкой зеленой траве. Игровая творческая детская музыкатерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку. Танец с детства повышает стрессоустойчивость. Кроме того, гипоактивным и инфантильным детям полезны энергичные танцы, как встряска для всего организма.
Поэтому передо мной встал вопрос о необходимости создания танцев, с использованием метода танцевальной терапии. Решить, так сказать, малыми возможностями большие задачи.
Композиция танца не должна превышать 2-3 последовательных движений, которые повторяются неоднократно, чтобы музыка раскрепостила и эмоционально захватила каждого ребенка. В то же время, исходя их вышеописанных особенностей дошкольников с задержкой психического развития, игры и танцы можно варьировать, представляя один и тот же танец, используя разные атрибуты, как новый и не менее интересный. Чем больше автоматизма появляется в действиях ребенка, тем свободнее и раскрепощеннее его эмоциональная сфера, тем активнее он внедряется в процесс музыкального творчества.
Так польку «До свидания» можно осенью исполнить с муляжами овощей и фруктов, зимой со снежками, превратив с помощью фольги в них мячики. Даже ватные снежки, используемые в играх зимой, могут послужить атрибутами танца. На выпускном вечере, в зависимости от содержания праздника мячики превращаются в конфеты. Можно варьировать и построение детей на танцы: парами по кругу, в шахматном порядке, в хороводе и даже в зависимости от сюжетной линии танца. Так полька «Покажись» осенью танцуется из-за зонтиков, зимой из-за сугробов, весной – из-за портфелей или букетов цветов.
Предлагаемые вашему вниманию авторские танцевальные композиции созданы специально для дошкольников с проблемами интеллектуального, психоэмоционального и речевого развития, но могут использоваться с любыми категориями дошкольников.
РАЗВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД
«Блины» русская народная мелодия (фонограмма №1)
Танец имеет форму «рондо», вариативная часть построена по типу «зеркало». Дети встают по кругу, лицом по линии танца, взявшись за руки.
1-4 тт. – Вступление.
5-7 тт. – Дети делают 6 шагов в хороводе вправо по кругу.
8 т. – На тройном притопе поворачиваются налево.
9-11 тт. – Дети делают 6 шагов влево по кругу.
12 т. – На тройном притопе поворачиваются в круг лицом.
13-15 тт. – Дети идут дробным шагом вперед, сужая круг.
16 т. – Делают 3 хлопка в ладоши (в соответствии с тройным притопом), в кругу остается один ребенок (назначенный
взрослым или по желанию).
17-19 тт. – Дети дробным шагом отходят назад, расширяя круг.
20 т. – Делают 3 хлопка в ладоши (в соответствии с тройным притопом).
21-24 тт. – Ребенок, оставшийся в кругу, выполняет одно из предложенных
ниже танцевальных движений русских народных плясок.
25-28 тт. – Дети повторяют за ведущим движение все вместе.
Танец начинается сначала, повторяется 4 раза (в соответствии с фонограммой).
Движения для пляски:
«Сапожок» – Исходное положение: стоя, ноги вместе (VI позиция ног), руки на поясе. Одна нога выставляется на пятку, носком вверх. Руки разводятся в стороны-вниз, показывая на носок, как бы говоря «Вот какой у меня сапожок», вернуться в исходное положение.
«Ковырялочка» – Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Правую ногу отставить в сторону, на носок, пятка вверх, колени соединить, поднять ногу вверх, повернуть носком вверх, поставить на пятку в ту же самую точку, тройной притоп начинать тоже с правой ноги. Те же движения повторять и левой ногой.
«Полочка» – Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки сложены на уровне груди друг на друга, пальцы к локтю. Выполняется пружинка, на каждое сгибание ног, руки опускаются то правым локтем, то левым локтем вниз.
«Трепак» (выбрасывание ног вперед в прыжке) – Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки сложены на уровне груди друг на друга, пальцы к локтю. В прыжке подбрасывать то правую, то левую ногу вперед, слегка вверх. Прыжки на месте.
«Присядка» – Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Делается глубокое приседание, руки упираются в колени, локти в стороны. Далее выполняется движение «Сапожок» без возвращения в исходное положение. Снова глубокое приседание и «Сапожок» с другой ноги.
ПОЛЬКА «ДО СВИДАНИЯ»
«Берлинская полька» (фонограмма №2)
Основное движение построено на игровом упражнении с мячом.
Упражнение с мячом.
Дети стоят парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вверх, в левой руке лечит мячик или шарик d=8см. Все движения выполняются синхронно.
«РАЗ» – ребенок поднимает левую руку с мячиком вверх на уровень лица,
поворачивает ладонью вниз и кладет мяч в правую руку, левую
руку возвращает в исходное положение (рука согнута в локте, ладонью вверх).
«ДВА» – ребенок поднимает правую руку с мячиком вверх на уровень лица,
поворачивает ладонью вниз и кладет мяч в левую руку своей пары,
правая рука возвращается в исходное положение.
Тем самым мяч переместился от одного ребенка к другому. Далее движение повторяется сначала. В танце можно использовать муляжи овощей и фруктов (для осенних развлечений), снежки (для новогодних утренников), сделанные из тех же мячиков «конфеты» (для выпускного или другого праздника).
КОМПОЗИЦИЯ ДВИЖЕНИЙ:
Дети стоят парами лицом друг к другу, один ребенок спиной в круг, другой – лицом.
1-8 тт. – упражнение с мячом.
9-12 тт. – ребенок, стоящий лицом в круг поскоками убегает от своей пары к следующей, махая на прощание свободной правой
рукой, ребенок, стоящий спиной в круг, машет 4 раза
убегающей паре («До сви-да-нья»), поворачивает взгляд в другую сторону, приглашая танцевать следующего,
подбегающего к нему ребенка.
13-16 тт. – дети кружатся с новой парой, взяв правой рукой запястье левой
руки партнера, так как в левой руке у каждого ребенка мяч.
Танец повторяется сначала.
«ЛЕТКА-ЕНКА»
«Летка-Енка» Рауно Вяйнямо Лехтинен (фонограмма №3)
Вступление. Дети выстраиваются лицом к зрителям в шахматном порядке, в ряды по 3-4 ребенка. Исходное положение танца: ноги вместе, руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, большие пальцы обеих рук оттопырены вверх. В танце 2 основных движения (фигуры), они чередуются в соответствии с музыкальными фрагментами.
1 фигура.
1 т. – ребенок выставляет правую ногу на пятку вперед - в сторону, одновременно обе руки поднимает и забрасывает за правое ухо, возвращается в исходное положение.
2 т. – движение повторяется с левой ноги.
3-4 тт. – повторяются движения 1-2 тт.
5 т. – ребенок делает приставной шаг вправо, с приставление левой
ноги хлопает в ладоши 1 раз.
6 т. – ребенок делает приставной шаг влево, с приставление правой
ноги хлопает в ладоши 1 раз.
7-8 тт. – ребенок делает 3 прыжка и одновременно 3 хлопка в ладоши.
Фигура повторяется 2 раза.
2 фигура.
1-2 тт. – на каждую четверть музыки ребенок выполняет пружинку,
одновременно поднимая руки 2 раза (каждая четверть) к правому уху, к левому уху.
Движение повторяется до конца музыкального фрагмента.
На проигрыш дети разбегаются в ритма музыки, руки остаются в положении согнутых в локте, сжатых в кулаки и с оттопыренным большим пальцем вверх.
ПОЛЬКА «ПОКАЖИСЬ!»
Финская полька (фонограмма №4)
Танец можно использовать с различными атрибутами: зонтиками, портфелями, стульчиками, сугробами. Потребуется до 4-х атрибутов.
Четыре стула стоят у центральной стены, за ними на корточках сидят 4 ребенка, остальные дети равномерно выстраиваются шеренгами лицом друг к другу в боковых стен.
Вступление 4 такта.
1-2 тт. – дети из-за стульев встают, слегка наклоняясь вперед, разведя
руки вперед - стороны, как бы говоря: «А вот и я!».
3-4 тт. – дети у боковых стен пожимают плечами, как бы говоря:
«Ну и что?».
5-16 тт. – движение повторяется еще 3 раза.
Движение повторяется всего 4 раза. Дети у боковых стен все время пружинят ногами в такт музыке.
17-28 тт. – дети выбегают из-за стульчиков, приглашают покружиться
детей у боковых стен №1,2 – детей левого ряда, №3,4 – детей
правого ряда, оставшиеся дети хлопают в ладоши.
29 – 32 тт. – дети в парах меняются местами, сидевшие за стульями встают у
боковых стен, а их партнеры занимают их места за стульчиками.
Танец повторяется уже с другими парами. Необходимо проследить, чтобы не танцевали одни и те же дети. Дети еще не танцевавшие, могут протягивать руки, чтобы их пригласили на танец.
Танец по фонограмме повторяется 4 раза.
МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА
«Маленькая страна» И. Николаев (фонограмма №5)
Вступление. Дети распределяются в колонны друг за другом в 4 ряда. Воздушный шар на уровне груди. На последний аккорд вступления, дети поднимают шары над головой.
Есть за горами, за лесами Дети качают 4 раза шаром над головой вправо – влево – вправо – влево.
Маленькая странаДети из первого ряда убегают в конец колонны, остальные дети продвигаются на 1 ряд вперед.
Там звери с добрыми глазами Дети второго ряда качают 4 раза шаром над головой вправо – влево – вправо – влево.
Там жизнь любви полна. Дети из второго ряда убегают в конец колонны, остальные дети продвигаются на 1 ряд вперед.
Движения повторяются еще 2 раза, все дети качают шарами, убегают дети третьего и четвертого ряда.
ПРИПЕВ:
1 половина припева:
Дети бегут легким танцевальным бегом друг за другом, образуя круг.
На слова «Где она? Где она?» - останавливаются, поворачиваются лицом в круг.
2 половина припева:
Дети подбрасывают шар вверх каждый раз на слова «Маленькая страна», всего 4 раза и ловят, стараясь не сходить с места.
На слова «Там, где всегда весна» – выстраиваются в исходное положение в колонны друг за другом в 4 ряда.
«ДВАЖДЫ ДВА – ЧЕТЫРЕ»
«Дважды два – четыре» В. Шаинский, М. Пляцковкий (фонограмма №6)
Исходное положение парами по кругу, дети стоят лицом друг к другу, один – спиной в круг, второй – лицом в круг, руки на поясе.
Вступление. Дети в мест бегут поскоками и встречаются со своей парой на заранее обговоренном месте.В танце 3 движения.1 движение. ПРИПЕВ:
Дважды два - четыреРебенок, который стоит спиной в круг подает партнеру правую, затем левую руку.
Дважды два - четыреРебенок, который стоит лицом в круг берет руки своей пары сначала правой, затем левой рукой
Это всем известно
В целом мире. Пары кружатся 1 круг поскоками и убирают руки обратно на пояс.
Это движение повторяется еще 3 раза, пока звучит припев песни.
2 движение. ЗАПЕВ:
1-4 тт. – Дети, стоящие лицом в круг, собираются в центре круга, «шушукаются», обговаривая секрет (слегка наклонившись вперед, отведя руки назад, дети легко покачиваются из стороны в сторону, проговаривая «шу-шу-шу»). Дети, стоящие спиной в круг, поворачиваются то в одну сторону, то в другую, встречаясь глазами с товарищами, пожимают плечами в такт музыки, как бы говоря: «Куда это они?».
5-6 тт. – Дети возвращаются из центра круга, поднимают правую руку с указательным пальцев вверх, уперевшись локтем на пальцы левой руки. Дети, оставшиеся в кругу, делают тоже самое.
7-8 т. – Дети грозят своему партнеру 3 раза правой рукой.
9-10 т. – Дети грозят своему партнеру 3 раза левой рукой.
11 т. – Дети делают 3 хлопка у правого уха.
12 т. – Дети делают 3 хлопка у левого уха.
На слова «Совершенно верно» - кладут руки на пояс.
Снова звучит припев, дети выполняют движения припева.
Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны «запоминающие» начатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела – самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов, образовавшихся в результате переживаний и эмоциональных проблем.
Тревожный, робкий, скромный ребенок выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы, переломы.
Чем меньше мышечных зажимов, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них мышечное чувство – умение различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения.
Музыкальное движение – всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа.
Путь ребенка лежит в тревожный и счастливый мир за порогом нашего дома, детского сада и школы. Постарайтесь сделать эмоциональный мир ребенка ярким и насыщенным, чтобы он гордо мог сказать: «Пусть всегда буду Я!»