конспект урока по русскому языку Тема: Простые и сложные предложения. Запятая перед союзами а,и.


Тема: Простые и сложные предложения. Запятая перед союзами а,и.
Цель: дать понятие о сложном предложении; учить распознавать сложные и простые предложения в устной и письменной речи: развивать речь, внимательность, наблюдательность, орфографическую зоркость; воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1 Беседа
Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение».
Какие бывают предложения по цели высказывания?
(Повествовательные, вопросительные, побудительные.)
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные.)
2 Задание учащимся
Оля
Миша
Составьте и запишите несколько предложений с обращение.
поставь борщ
дайстакан
кушайпожалуйстафиалку
подайчашку
полейкашу
IV СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня на уроке мы понаблюдаем над образованием сложных предложений, будем учиться составлять такие предложения.
V ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1 Работа с учебником (с. 102-103).
Выполнение упражнения 21.
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Пушкина.
Каких слов не хватает в отрывке?
Спишите текст, вставляя слова из справки.
Проверка выполненной работы.
Рассмотрите рисунок. Что еще есть в сказочной стране?
(В сказочной стране леший бродит. Русалка на ветвях сидит. Избушка на курьих ножках стоит без окон, без дверей.)
Запишите два-три предложения.
Ознакомление с правилом на с. 103 учебника.
Какой знак препинания мы ставим, когда два простых предложения объединяем в одно сложное? (Запятую.) Объедините два простых предложения, которые вы записали в тетради, в сложное.
Прочитайте, что у вас получилось.
(В сказочной стране леший бродит, русалка на ветвях сидит.)
Выполнение упражнения 22.
-Прочитайте стихотворение Ю. Полякова.
-Как отделены простые предложения в сложном?
-Спишите текст и объясните написание выделенных буквосочетаний.
2. Физкультминутка.
VI ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1 Выборочное списывание.
Выполнение упражнения 23 (с. 103 учебника).
Выпишите из текста сложные предложения.
Устно разделите их на два простых предложения.
Объясните правописание выделенных слов.
2 Творческая работа.
Прочитайте предложения.
Теплое весеннее солнышко пригрело.
Теплое весеннее солнышко растопило лед.
Объедините эти два простых предложения в одно сложное.
(Теплое весеннее солнышко пригрело, теплое весеннее солныш ко растопило лед.)
Какие слова повторяются в этом предложении? (Теплое в сеннее солнышко.)
Вместо этих слов мы можем употребить слово и.
Прочитайте, что у нас получилось.
(Теплое весеннее солнышко пригрело и растопило лед).
Обратите внимание, дети, это простое предложение. Чтоб составить сложное, нужно добавить слово оно: Теплое весе/ нее солнышко пригрело, и оно растопило лед.
3 Работа с учебником (с. 103-104).Ознакомление с правилом.
Выполнение упражнения 24.
-Прочитайте сложные предложения, в которых стоит только запятая.
4 Самостоятельная работа.
-Спишите предложения, в которых есть запятая и соединительное слово и.
VII ИТОГ УРОКА
Заключительная беседа.
Чему вы учились на уроке?
Какие бывают предложения? (Простые и сложные).
С помощью чего простые предложения соединяются в одно сложное? (С помощью запятой и соединительного слова и.)
VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ