МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР


МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР



























Координационные способности - это умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это относительно простые упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей относится к числу наиболее насущных проблем современности. Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Координационные способности человека проявляются в выполнении физических упражнений в соответствии с пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами двигательного действия.
Особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста
На протяжении индивидуального развития организма происходят постоянные, закономерные изменения и размеров тела, и функциональных характеристик органов и систем. Дети растут и развиваются неравномерно. За время десяти школьных лет ребенок проходит огромный путь, в течение которого он растет, созревает и достигает зрелого типа функционирования его организм, формируется интеллект. Периоды интенсивных ростовых процессов сменяются их торможением, периоды вытягивания чередуются с периодами округления.
Учет этих свойств необходим при планировании и проведении как педагогических, так и гигиенических, оздоровительных и спортивных мероприятий. В результате изменений на каждом этапе онтогенеза формируются специфичные для каждого этапа свойства отдельных систем и организма в целом.
Меняется полностью, прежде всего режим труда и отдыха. Поступление в школу, начало обучения детей в школе, знаменуют собой серьезное изменение в их жизни. Совершив первый шаг в школьный класс, попав впервые в атмосферу урока, ребенок попадает в совершенно новые для него условия.
Кроме того начало обучения в школе является одним из трех критических периодов постнатального онтогенеза. Эти условия сопровождаются необходимым длительным и устойчивым вниманием, ограничением двигательной активности, что делает начало обучения в школе одним из самых трудных этапов в жизни ребенка [2].
Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, пост и развитие всех систем и органов. Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все Физические качества [8;21].
Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются. Первый год обучения в школе приходится на очень важный возрастной период, характеризующийся ускоренными морфофункциональными преобразованиями в организме ребенка.
Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила – нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива [2;22].
Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам. Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия.
Для быстрейшего становления двигательных навыков, необходимо изучаемое упражнение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения, в одном темпе 2-3 раза в одном подходе. У детей 7 - 9 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10 - 13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков [8].
Развитию организма детей этого возраста характерна гетерохронность: длина туловища и размеры головы увеличиваются в меньшей степени, чем длина конечностей рук и ног. К моменту поступления ребенка в школу его рост достигает длины тела взрослого человека (данный период, 7-9 лет в возрастной физиологии, называется периодом вытягивания). Значительного, но не окончательного развития достигают мышцы кисти. Становится довольно тонкой их координация, что способствует овладению навыков рисования, лепки, однако, как мы уже указали, что для данного возраста характерна гетерохронность, которая приводит к более интенсивному развитию крупных мышц, что затрудняет выполнение мелких точных движений. Поэтому именно в этом возрасте детям с трудом дается правописание [2,9].
В ходе развития детей происходит процесс окостенения скелета, то есть замена хрящевой ткани на костную. Сроки формирования костной ткани тесно взаимосвязаны с определенными этапами физического и полового развития и является своеобразным его барометром.
В этом возрасте заканчивается рост и структура дифференцировка нервных клеток. Претерпевает существенное изменение структура и функциональная деятельность мозга. Однако, функциональные показатели нервной системы ещё далеки от совершенства. В корково-подкорковом взаимодействии лидирует кора. Созревание коры больших полушарий отражается в ЭКГ и свидетельствует о высокой степени сформированности покоя для приема и переработки информации, поступающей из вне. Усиление влияния коры по отношению к подкорковым структурам способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, осмысливание поведений.
Меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость. В течение младшего школьного возраста создаются предпосылки для совершенного опознания зрительных стимулов, совершенствуются выделение наиболее значимой информации по заранее заданной инструкции или по внутреннему побуждению, что в первую очередь связано с усилением вовлечения в процесс восприятия лобных отделов коры больших полушарий.
Значительным своеобразием отличается реакция организма младших школьников на физическую нагрузку, что особенно заметно по показателям функций дыхания и кровообращения. При продолжительной нагрузке у младших школьников отмечаются более низкие величины максимального потребления кислорода. Потребление кислорода при небольшой физической нагрузке у младших школьников выше, чем у подростков и даже юношей, тогда как процент использования кислорода, то есть его утилизация – ниже.
В школе предъявляются более четкие требования к результатам его учебной деятельности, которые постоянно подвергаются оценке. Ребенок становится членом многих групп. Активность ребенка направляется на внешний мир, это период интенсивного формирования умений и приобретений навыков. Особенности младшего школьного возраста заключаются в том, что ребенок входит в более широкий круг общения со сверстниками и с окружающим миром [26].
Значение координационных способностей, ее основные компоненты
Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения [21].
Поэтому в этом возрасте происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.
Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.
От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий. Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее).
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида: быстро реагировать на различные сигналы, в частности,
на движущийся объект; точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени; дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения; приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи; прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени; ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination - согласование, сочетание, приведение в порядок).
Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический) [23].
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями.
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи [20].
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
1) хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2) только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3) координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4) разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.
Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метод позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее [11,14].
Для воспитания способности к реагированию следует применять: а) свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов); б) бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное); в) интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная – бег быстрый, бег медленный – бег ускоренный; г) упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).
Различают статическое и динамическое равновесие. Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразных движений и поз. Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.
Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Она может быть статической и динамической. В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.
Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся: положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и другие.
Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы: удлинение времени сохранения позы, временное исключение зрительного самоконтроля,
уменьшение площади опоры, включение предварительных и сопутствующих движений, введение противодействий.
К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения. Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям [21].
Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта.
Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек, ритмическая способность при броске.
При воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания.
При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно [15].
Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение.
При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации.
Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе.
Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.
Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях: танцы, танцевальные шаги.
Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.
Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).
Физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны являются основным средством для воспитания координационных способностей.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем, они теряют свою ценность, так как любое, основанное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательного действия, но стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей [15].
Особенности воспитания координационных способностей
В школьном возрасте, особенно с семи до десяти лет в наибольшей мере раскрывается и в основном завершается биологически обусловленное естественное развитие нервных сенсомоторных механизмов координационных способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Их планомерному развитию должно уделяться пристальное внимание на протяжении всего школьного периода. Это обусловлено, прежде всего, тем, что специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект. Кроме того, именно в школьном возрасте центральное место занимают образовательные задачи, практическое решение которых связано с развитием координационных способностей [12].
При этом обязательно соблюдение трех главных требований: 1) Процесс формирования двигательных умений и развития координационных способностей должен сопровождаться активизацией сознательности школьников. В каждом осваиваемом двигательном действии должна быть достигнута точность движений; 2) Добиваясь точности движений, не следует, однако, превращать каждое умение в навык. В упражнениях, специально направленных на совершенствование координационных способностей, важен сам процесс обучения новым или преобразования усвоенных двигательных действий. Как только он завершен, дальнейшее повторение упражнения становится лишним, поскольку перестает служить решению этой задачи.
3) Накопление запаса двигательных умений и развитие координационных способностей должно быть планомерным и системным. Систематизирующим началом этой работы является своевременное, обязательное в младшем возрасте обучение основным слагаемым механизма координации движений: управлению пространственными, временными и силовыми характеристиками движений частей тела (во всех суставах, по всем осям), управлению типичными взаимосочетаниями движений – последовательностью и одновременностью.
Опираясь на умение точно управлять элементарными движениями и их сочетаниями, необходимо параллельно обучать более сложным целостным движениям в беге, прыжках, метаниях, плавании; передвижении на лыжах, коньках и т.д. По мере овладения основами техники этих движений переходят к их сочетанию в виде учебных комбинаций гимнастических, спортивно-игровых и других упражнений, эстафет и полос препятствий [11].
При реализации этих действий обеспечивается самостоятельное использование возросших координационных возможностей в варьировании и перестройке техники применяемых движений. С этой целью должны широко использоваться подвижные и спортивные игры, кроссы, туристские экскурсии и др. [23].
Без отчетливого восприятия пространственных, временных и силовых показателей собственных движений, а также внешних объектов и явлений, в частности действующих лиц (партнеров, противоборствующих), невозможно достаточно эффективное использование и развитие координационных способностей. Важным условием эффективности развития координационных способностей является развитие «чувств» пространства, времени, а также характера и степени мышечных усилий.
Поскольку к началу школьного периода двигательный анализатор развит относительно слабо, но началось энергичное, естественное его развитие, особенно важно включение в орбиту сознания детей и развитие «темного» пока еще для них мышечного и суставно-связочного чувства. Оно, как существенный элемент комплексного анализатора, играет незаменимую роль в координационном упорядочении и совершенствовании движений, в формировании осанки, в изменении и стабилизации поз, обеспечении равновесия тела, снятии лишнего тонуса мышц.
Совершенствование способности снимать излишние мышечные напряжения осуществляется в процессе формирования любых двигательных умений и обучения применению их в конкретных условиях двигательной деятельности.
Внимание занимающихся концентрируется на необходимости проявлять адекватный условиям оптимум мышечных усилий и связанную с этим легкость, непринужденность, экономность движений. Кроме того, должны использоваться и специальные упражнения в расслаблении мышц для снятия избыточного напряжения перед работой, требующей тонкой координации, а также после усилий [24].
Методика воспитания координационных способностей
Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания координационных способностей.
1. Основным методом являются упражнения (многократное повторение), а средством - физические упражнения.
Тренировочные средства бывают общие, то есть совершенствовать общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные – это совершенствование определенных координационных способностей и выполняемые с высокой точностью.
2. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем
сознания это: наблюдение тренера или спортсмена; объективно дополнительная информация (приемы самоконтроля); использование зеркала или запись на видеопленку.
3. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).
4. Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна-спринтера – реагирующая способность.
5. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств [11,12].
Существуют методические примеры для воспитания конкретных способностей:
Варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя).
Изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее).
Комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий).
Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).
Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка, хлопок по плечу, выстрел.
Выполнение упражнения после предварительной подготовки – для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий [30].
Основным средством развития и совершенствования координационных
способностей являются координационные упражнения. Их множество, и разделяются они на две группы:
а) упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);
б) упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции, спортивные игры и так далее) [12].
Методические приемы для совершенствования координационных способностей, которые делятся на две группы:
1. Изменение способа выполнения движения: направление движения - ведение с изменением направления; силовые движения; темп движения; объем движения; ритм движения; исходное и конечное положение; зеркальное выполнение движения.
2. Изменение условия выполнения при сохранении способа: постоянно меняющееся условие; постоянные силовые упражнения; предварительная нагрузка; предварительные
· раздражители вестибулярного аппарата; дополнительное задание во время применения; комбинирование с другими упражнениями.
Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей [11].
Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи, с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.
Таким образом, координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил [11,12].
Влияние подвижных игр на воспитание координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно – сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки [29].
Подвижные игры повышают функциональную, двигательную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и средние мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, т.к. при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме [29].
Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируется все стороны обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.
Такое благотворно влияние гигиеническое и оздоровительное могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности детей [29].
Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, т.к. нет возможности заранее предусмотреть действия каждого участника. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно применять интенсивные нагрузки с тем, чтобы организм детей постепенно к ним приспосабливался [14].
Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а также такой организации игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.
Правила в играх способствуют упорядочению взаимодействия участников, устраняют возбуждение. Четкое объективное судейство, но согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции.
Подвижные игры при регулярном их применении помогают выработке динамических стереотипов нервных процессов, что облегчает выполнение движений, делает их более экономными [29].
Игры на открытом воздухе в летнее и зимнее время (с учетом погоды) способствуют закаливанию детей.
В связи с усиливающимися в наше время потоком информации, увеличиванием времени на занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия. Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, т.к. компенсирует дефицит двигательной активности [29].
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. При чем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы). Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстроты перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу. Игры с частыми повторениями напряженных действий, с непрерывной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергией, развивают выносливость. Игры, связанные с частым изменением направления движений, способствуют воспитанию гибкости [29].
Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Ученые находят, что игры развивают так называемую внутреннюю речь и логику. Все это очень важно для развития личности. Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперников и партнеров, искать все новые и новые пути решения возникающих задач.
Таким образом, игра – одна из типичных форм сознательной деятельности человека и переоценить роль и место игры в жизни детей невозможно [29].
Методика проведения подвижных игр
Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры во многом зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года и сезон, метеоролого-климатические условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность.
Места для игр подготавливают учащиеся совместно с руководителем. Площадки для игр очищаются (зимой от снега, летом от посторонних предметов), производится разметка (если этого требуют правила). Если игра проводится в помещении, то его надо проветрить и протереть пол влажной тряпкой.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать хорошую
атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Значит, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов.
Педагогу необходимо следить за движениями младших школьников: поощрять исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но наибольшее количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем более, исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. А в доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети.
Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес у детей у игре, но и для того, чтобы решить педагогические задачи – совершенствование движений, воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, при изменении игровой ситуации, условий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей, и вместе с тем повышающих интерес к игре.
Очень важно своевременно заканчивать игру. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же как и затягивание ее. Руководитель должен определить момент окончания игры, когда дети еще не переутомились, проявляют интерес, когда их действия полноценны, эмоциональны. Определение результатов игры имеет воспитательное значение. По окончании игры руководитель должен объявить ее результаты. Решение судьи обязательно для всех, ни в коем случае нельзя допускать пререканий игроков с судьей.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе. Ни одна подвижная игра не может служить средством развития какого-то одного качества [29].
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы). Это качество особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются
такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве.
Большинство подвижных игр связано с проявлением ловкости. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. В играх совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени». В процессе игр совершенствуются функции различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное (а следовательно, и ловкое) выполнение движений.
Игры, направленные на воспитание ловкости, т.е. связанные с выполнением упражнений, требующих тонких и четких мышечных усилий, недостаточно эффективны при наступающем утомлении, поэтому при играх надо делать перерывы для отдыха.
В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость [29].
Таким образом, в развитии творческой активности детей важную роль играет эмоционально – образная методика руководства учителя. Расширяя двигательный опыт младших школьников, воздействуя образным словом на воображение, учитель стимулирует и направляет творческую исполнительную игровую деятельность каждого школьника.




























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в ФВ. – Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физкультуры. – М.: ФиС, 1978. – 232 с. ил.
Бернштейн Н.А. Физиология человека. – М.: ФиС, 1991. - 364 с.
Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. –193с.
Васина Г. З., Берц Л. Ф. Особенности психологии развития детей 7-9 летнего возраста. - М.: Педагогика, 1998. - 250 с.
Высочин Ю.В., Шапошникова В.И. Физическое развитие и здоровье детей. //ФК в школе. №1, 1996. – С.69-72.
Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: ФиС, 1996. – 254с.
Гужаловский А,А. Физическая подготовленность школьника. – Челябинск. Юж.Урал: кн. изд-во. – 1980. – 151с.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа. – 1985. – 384с.
Зимкин И.В. Физиология человека. – М., 1975. – 234с.
Зотова Ф.Р., Кириллова Т.Г. Современные методы исследования школьников к учебной и физической нагрузкам. – Набережные Челны: КамГИФК. – 2002. – 115 с.
Имашев А.М., Ионов А.А. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы. – Наб. Челны. - 2003. 76 с.
Лях В.И. Координационные способности школьников. //ФК в школе. – М.: Просвещение, 1997. - №1. – С.6-13.
Лях В.И. Координационные способности школьников. //ФК в школе. – М.: Просвещение, 1997. - №3. – С.2-8.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М.: ДОО АСТ; 1998. – 272с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – 573с.
Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб.пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.
Самигуллина М.С., Самигуллин Г.Х. Здоровье школьника и методы его определения: Методическое руководство по организации и проведению психофизиологических обследований учащихся. – Набережные Челны: КАМАЗ. – 1997. – 100 с.
Ситдиков Ф.Г. Избранные главы по возрастной физиологии. - Казань, 1992. - 135 с.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
Спортивная метрология / Под ред. В.М.Зациорского. – М.: ФиС, 1982. – 256
Сухарев А.П. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 272с.
Травин Ю.Г., Дьяконов В.В. Возрастные особенности развития двигательных качеств школьников и юных спортсменов: Метод, разработки. – М.: ГЦОЛИФК, 1983. – 54с.
Фарбер Д.А. Физиология подростка. – М.: Педагогика, 1988.
Физическое развитие современных школьников. /Под ред. Г.П. Сальниковой. – М.: Педагогика, 1997. – 120с.
Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: ФиС, 1972. – 232с.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1972. – 175с.
Фомин И.А. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1982. – 320с.
28. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. – М.: Медицина, 1980. – 224с.
29. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. – М.: Просвещение, 1977. – 120 с.
30. Яруллин Р.Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры. – 1999.- №8.- С. 20-21.




























ПРИЛОЖЕНИЕ
приложение 1
План-график проведения подвижных игр на учебный год


месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V


название игры










1.
«Найди и промолчи»
+
+


+

+



2.
«Игра с мячом»

+
+


+


+

3.
«Жмурки в кругу»

+

+


+



4.
«Кто как передвигается»
+



+



+

5.
«Зоопарк»
+






+
+

6.
«Кто летает»

+

+


+



7.
«Угадай, кто я»
+

+




+


8.
«Из класса в класс»




+
+




9.
«Передал - садись»

+

+


+



10.
«Съедобное - не съедобное»
+






+
+


месяцы
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V


название игры










11.
«Метание мяча»

+

+


+



12.
«Догони мячи - большой и маленький»
+
+





+
+

13.
«Мяч по кругу»

+

+

+




14.
«Рыбаки и рыбки»



+
+
+




15.
«Карусели»
+
+




+



16.
«Карусель с обручами»
+






+
+

17.
«Бегом вокруг колонны»


+

+





18.
«Бег за флажками»



+


+



19.
«Бегущая скакалка»
+


+



+


20.
«Волк»
+
+





+
+

21.
«Скульптор»


+


+




22.
«Резвый мешочек»


+

+

+



23.
«Свободное место»
+


+




+

24.
«Хитрая лиса»
+



+

+




приложение 2
Подвижные игры для детей младшего школьного возраста 7-9 лет
1. «Найди и промолчи». Дети сидят на одной стороне площадки, отвернувшись и закрыв глаза. Водящий кладет предмет, не закрывая его, на заметное место. По команде дети открывают глаза и ходят по площадке, разыскивая предмет. Первый увидевший его, должен молча отойти и сесть на место. Также поступают и другие. Кто последним вернулся на место, тот проиграл и становится водящим.
2.«Игра с мячом». Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу, рядом стоящему. По сигналу инструктора, тот, у кого в это время оказался мяч, прекращает передачу его по кругу и бросает через круг любому из играющих. Тогда двое детей, стоящих справа и слева от того, кому брошен мяч, встают и быстро обмениваются местами и игра продолжается. Замешкавшийся ребенок из игры выбывает.
3. «Жмурки в кругу». Все дети, кроме двух, стоят в кругу, держась за руки. Двое внутри круга. У одного из них завязаны глаза, у другого в руках палка, которой он время от времени стучит в пол. (Палку можно заменить бубном, колокольчиком и т.п.). «Жмурка», услышав удар палки, идет по направлению стука, чтобы поймать товарища, который всячески увертывается, но не должен выходить из круга. Когда игрок пойман, игру продолжает новая пара.
4. «Кто как передвигается». Дети находятся на одной стороне площадки. Инструктор называет животных, птиц, насекомых или показывает их изображения, спрашивая: «Как они передвигаются?». Дети должны показать как передвигаются животные, перемещаясь с одной стороны площадки на другую. Поощряется игрок, правильнее показавший передвижение животных.
5. «Зоопарк». Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч, на стул, в круг, нарисованный на полу. В «клетке» может быть несколько животных. Не занятые в ролях дети, встают за инструктором и идут на прогулку в зоопарк. Подходя к клетке, они спрашивают: «Какой зверь проживает в этой клетке?». Сидящие там «звери», должны показать движениями, жестами, мимикой, кого они изображают. Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.
6. «Кто летает». Дети становятся в круг лицом у стоящему в кругу водящему. Водящий называет предмет, животное, птицу и одновременно поднимает руку вверх. Дети должны поднимать руку лишь тогда, когда ведущий называет то, что летает. Выигрывают наиболее внимательные дети.
7. «Угадай, кто я». Дети становятся в круг. Один (водящий) в середине круга с завязанными глазами. Инструктор молча указывает на того, кто скажет: «Угадай, кто я!». Дети идут по кругу и один из них, на кого указал инструктор, говорит: «Угадай, кто я!». Все останавливаются. Водящий открывает глаза и должен угадать, кто это сказал. Если он угадал, то узнанный «водит».
8. «Из класса в класс». Все играющие располагаются на одной линии, ведущий («учитель») стоит лицом к шеренге. Он бросает мяч каждому и получает его обратно. Если дети перебросили мяч, не уронив его, то все переходят в следующий класс - делая шаг назад. Если кто-то уронил мяч, то он остается на «второй год», т.е. не делает шаг назад, а остается на месте. Если ученик ошибся (неправильно сделал бросок) - назначается экзамен - ребенок делает дополнительный бросок. Передача мяча может делаться любыми способами. В «школе» может быть 8-10 классов. Лучший ученик, прошедший школу, назначается учителем при повторении игры.
9. «Передал - садись». Играющие делятся на две равные группы и выстраиваются в две параллельно стоящие шеренги, которые стоят перед скамейками. Каждая команда выбирает капитана, который становится против своих команд на расстоянии 5-6 шагов от них. У капитанов в руках по мячу. По сигналу капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Получивший мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан бросает также мяч и остальным игрокам. Игра заканчивается тогда, когда все игроки команды будут сидеть и последний игрок поднимает руку с мячом вверх. Команда, раньше закончившая переброску мяча, считается победительницей.
10. «Съедобное - не съедобное». Дети в шеренге. Ведущий с мячом перед ними бросает мяч первому, называя какую-либо съедобную вещь или не съедобную. Играющие ловят мяч только при названии съедобной вещи. Неправильно выполнивший задание, становится ведущим.
11. «Метание мяча». На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится корзина или подвешивается обруч. Ребенок несколько раз пытается попасть в цель. Выигрывает тот, у кого больше попаданий. Можно бросать мяч на дальность, из различных положений, через ветку, натянутую веревку.
12. «Догони мячи - большой и маленький». Дети образуют круг. У них два мяча - большой и маленький. По сигналу мячи передаются по кругу. По сигналу «Большой, вперед!» передается большой мяч, а за ним, пропустив 2 человека, по сигналу «Маленький, вперед!» передается маленький мяч. Игра продолжается, пока один мяч не догонит другой. Тогда передача мячей осуществляется иначе: например, ударами об пол. Кто ошибается, выходит из игры. У кого мячи встретятся, может стать ведущим в следующей игре.
13. «Мяч по кругу». Играющие стоят по кругу. По команде инструктора передают мяч по кругу в одну сторону, по хлопку меняют направление мяча. Передавать мяч можно только рядом стоящему.Сделавший ошибку или уронивший мяч, выбывает из игры.
14. «Рыбаки и рыбки». Очерчивается «круг» - площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: «рыбки плавают». Выбираются двое «рыбаков», которые растягивают скакалку - «сети» и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка выходят из игры.
15. «Карусели». Дети берутся за руки и образуют круг, опускают руки и в кругу становятся друг другу в затылок. Идя медленно друг за другом, приговаривают: «Карусели, карусели, мы с тобой в машину сели и поехали. Дети сгибают руки перед собой (руль в руках) и со звуком «р-р-р» бегут по кругу, поворачивая «руль» (руки вправо, влево).
16. «Карусель с обручами». Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и обруч товарища. По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигнал «Бегом!» - бегом, по сигналу «Прыжки!» - прыжками. На слова «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на ходьбу и останавливаются. По команде «Отдохни!» дети кладут обручи и расходятся по залу. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все бегут к обручам и игра повторяется. Отмечаются дети, внимательно выполнившие все команды.
17. «Бегом вокруг колонны». Все идут по дороге (залу), построившись в колонну по одному. Ведущий подходит к кому-нибудь из детей и дотрагивается до него. После этого обегает идущую колонну. Осаленный бежит в противоположную сторону и тоже обегает колонну. Тот, кто первый добежит и встанет на свободное место, остается в строю. Опоздавший становится водящим.
18. «Бег за флажками». Играют две равные команды и выстраиваются друг против друга на противоположных концах зала. Посередине площадки чертится полоса шириной 1,5-2 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу, первые игроки бегут, до поперечной полосы, берут флажки и возвращаются к команде. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее соберут все флажки.
19. «Бегущая скакалка». Двое игроков берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадке, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший, сменяет держащего.
20. «Волк». Выбирается «волк» - водящий. Очерченное линей место считается лесом, где находится «логово волка». Дети отправляются в «лес» за грибами. Внезапно «волк» бросается на ребят, они обращаются в бегство. Пойманный, делается «волком». Если «волк» никого не поймал, то он идет в свое логово и игра повторяется.
21. «Скульптор». Играющие образуют круг. Внутри круга водящий -«скульптор». Дети идут по кругу, подражая движениям скульптора. Как только скульптор остановится и хлопнет в ладоши, все тоже останавливаются и принимают какую-нибудь позу, изображая статую. Изобразивший лучшую статую становится «скульптором» и игра продолжается.
22. «Резвый мешочек». Играющие становятся в круг. Ведущий посередине с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек с песком. Начинает вращать веревку по кругу, старясь не задевать землю. Дети при приближении мешочка стараются подскочить вверх, чтобы он их не задел - перепрыгнуть веревочку с мешочком. Отмечаются дети, кого ни разу не задели мешочком. Задевший мешочек, становится ведущим.
23. «Свободное место». Играющие стоят по кругу. Ведущий называет двух рядом стоящих детей. Они становятся за кругом спинами друг к другу. По сигналу «Раз, два, три - беги» бегут в разные стороны, кто раньше добежал до своего места и встал в круг - выиграл. Ведущий вызывает других детей, и игра продолжается.
24. «Хитрая лиса». Дети становятся в круг плечом к плечу, руки за спиной. Один ребенок выходит из круга, ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладет кому-нибудь в руки лисичку и становится в центр круга, говоря вместе с играющими: «Хитрая лис, где ты?». «Лиса» прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!». Дети разбегаются и влезают на скамейки, лесенки, гимнастические стенки. Кто не успел влезть и кого «лиса» осалила, становится «лисой».









13PAGE 15


13PAGE 143115






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915