ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРО-ФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ФРЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЙ


Капралова М. А., преподаватель
СП СПО Омский техникум железнодорожного транспорта
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ФРЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЙ
При написании учебных пособий и разработки лекционного материала (конспектов лекций и презентаций), возникает проблема изложения большого объема материла в сжатые сроки, а так же автором обращено внимание на результативность профессионального обучения, и что оно зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает обучающийся, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных задач. Овладение компетенциями, умениями и навыками требует организации деятельностной формы обучения. Применение фрейм технологий, позволяет решить эту проблему.
Под фреймовой педагогической технологией  понимается изучение учебного материала (концепт) структурированного определенным образом в специально организованной периодической временной последовательности (сценарий). Основным признаком технологии является увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени. Особенно это актуально при изучении МДК 01.03. РЗ и АСУУЭ, где очень большой объем информации фактически по трем дисциплинам необходимо изучить в жатые сроки.
Фреймовая технология является противоположностью традиционной (классической) формы обучения, причем нельзя сказать, что эта противоположность выражена несовместимостью. Можно предположить, что разумное чередование фреймовой технологии и традиционной формы обучения (разные методы решают разные задачи) даст положительные результаты. Автором в изложении материала в учебных пособиях совмещена как традиционная форма изложения материала, так слот фреймы.
Педагогическая фреймовая технология, на наш взгляд позволяет решать ряд взаимосвязанных проблем:
проблему интенсификации образовательного процесса;
проблему активизации познавательных процессов учащихся.
Р. В. Гурина и Е. Е. Соколова формируя концепцию фрейма в обучении, совершенно справедливо определяют, что «фрейм – в контексте теории поэтапного формирования умственных способностей, есть инструкция в формировании ориентировочной основы действий» [1]. В тоже время авторы выделяют такие признаки фрейма, как:
стереотипность;
повторяемость;
наличие рамки;
визуализация;
ключевые слова;
универсальность;
скелетная форма (каркас с пустыми окнами);
ассоциативные связи;
фиксация аналогий, обобщений, правил, принципов.
 Существуют критерии, отличающие фреймовую схему от других видов опор:
1.Наличие постоянного каркаса.
2.Система слот и система ключевых словосочетаний (предложений, слов). При этом количество слот и их расположение также постоянно (изменяется лишь наполнение слотов).
3. Схема-фрейм содержит сценарий (обобщённый план) ответа.
4. Многоразовое использование фреймовых схем-опор.
5.Возможность  самостоятельного применения фреймовых схем-опор для изучения новых стереотипных ситуаций
За основу применения фреймовой технологии взята структура учебных пособий МДК 01.04 и МДК 01.03. Рассмотрим более подробно применение фреймовой технологии при формировании учебного процесса и написания учебного пособия МДК 01.03.
На первом этапе (введение) объясняется суть методики, ее преимущества и способ применения. Составляется система слотов (табл. 1) и общая фрейм – схема по изучению определенной темы раздела (см. рис. 1).
Таблица 1 – Условные обозначения, применяемые в УМК (учебно-методический комплекс)
Входные данные Наименование фрейма
Теоретический материал
Контрольные вопросы (фрейм проблема)
ФОС (фонд оценочных средств)
Самостоятельная работа студента
Нормативная документация
Образовательные ресурсы
Фрейм описание (алгоритм)
Обратить внимание, логико-смысловая схема
Фрейм-рамка, использование рабочей тетради
Достоинства объекта
Недостатки объекта

Рисунок 1 – Общая фрейм – схема для изучения определенной темы
Возможно использование и только отдельных элементов технологии (слотов). Фрейм рамка представляет собой «окно», загружаемое определенной учебной информацией, структурированной определенным образом [2]. Фрейм - описания применяется для установления закономерностей событий или процессов. Характерными чертами их являются высокая свернутость текста и последовательность фиксации изменения ситуации (или причинно-следственной связи установленных существенных элементов текста). Фреймы-описания (алгоритмы) могут быть представлены в знаково-символическом или графическом виде.
При составлении учебного пособия приводится сначала теоретический материал, по которому затем составляется фрейм - рамка (рис. 2), которая может быть как самостоятельным слотом (рис. 3), так и включать в себя дополнительные слоты (рис. 4)

Рис. 2 – Каркас фрейм - рамки

Рис. 3 – Фрейм – рамки по изучению конструкции реле

Рис. 4 – Фрейм – рамка, совмещенная со слотом «алгоритм»
Далее идут ответы на контрольные вопросы, за тем идут задания для самостоятельной работы, решение фрейм проблем (рис. 5 и 6) [3]. Сами задания и пояснения к их выполнению находятся в отдельном файле (Методические указания по самостоятельной работе студентов). При выполнение заданий по СРС обучающийся может обратиться к интернет ресурсам или нормативной документации, данные ресурсы описаны (представлены) в учебном пособии и СРС.

Рис. 5 – Структура фрейм – проблемы

Рис. 6 – Фрейм проблема по теме «
После проработки заданного материала, обучающийся переходит к текущему контролю своих знаний и обращается ФОС.
Для определения структуры учебной информации, установления иерархии и связей ее элементов содержание обучения можно представить в виде блок-схемы (рис. 7). Применение логико-смысловой схемы фрейма использовалась на учебных элементах резюме, когда необходимо подвести итоги и обобщить материал. Фрейм логико-смысловая схема выполняет функции скелета, каркаса, устанавливающая наиболее типичные, системообразующие связи между смысловыми ячейками (рис. 8).

Рис. 7 – Структурная схема УМК МДК01.03 и ОП06.

Рис. 8 – Логико-смысловая схема
Приведем пример использования фрейма в виде блок-схемы для формирования обобщенного представления о новых когнитивных элементах (рис. 3 и 4).
Чтобы помочь обучающимся сконцентрировать новую информацию и создать в сознании ее структуру, можно использовать фрейм в виде логико-смысловой схемы, помещенной в рамку. Такие схемы-обобщения, очень важны, поскольку становление понятия, связывание смысла со знаком происходит тогда, когда обучающийся имеет возможность охватить структуру со всеми элементами, с которыми она связана, поскольку процесс понимания заключается в установлении отношений, выделении главного, в переходе от отдельных элементов к смыслу целого (Л. С. Выготский и др.)
Обобщая сказанное, заметим, что, в зависимости от места и назначения фрейма в процессе формирования понятия (изучении теории, явления), к выбору определенной модели фрейма и наглядному отображению содержания обучения должны быть предъявлены различные психолого-педагогические требования. При конструировании и использовании фреймов следует учитывать, что наглядные образы сокращают цепи словесных рассуждений и могут синтезировать схематичный образ большей «емкости», уплотняя тем самым информацию.
В процессе разработки учебно-методических материалов с помощью фреймов необходимо контролировать степень обобщения содержания обучения, дублировать вербальную информацию образной и наоборот, чтобы при необходимости звенья логической цепи были полностью восстановлены обучающимися.
Другим важным аспектом использования фреймов для представления содержания обучения является определение оптимального соотношения наглядных образов и словесной, символьной информации. Можно говорить о единстве, взаимообусловленности чувственных и рациональных компонентов мыслительной деятельности: наглядные образы, как утверждает в своих научных трудах Т. Н. Шамало, «позволяют более оперативно мыслить и фиксировать результаты мыслительной деятельности в сжатой, экономной форме. В свою очередь, понятийное мышление направляет чувственное познание, делает его избирательным и созидательным» [4].
Построение системы моделей фреймов, которые целесообразно использовать при модульном обучении, выступает как самостоятельная и очень сложная задача теоретического исследования. Вместе с тем трудности построения фреймов и последующей работы с ними повышают интерес к системному исследованию этих проблем.
Итак, использование фрейм технологий обеспечивает:
Систематизацию знаний путем определения связей (“горизонтальных и вертикальных”)
Усвоение большого объема информации, оставляя ее при этом максимально удобной для восприятия.
Эффективность использования рабочего времени.
Библиографический список
Лозинская, А. М. Фреймовое структурирование содержания обучения физике в рамках модульной технологии /А. М. Лозинская// Педагогическое образование в России. – 2014. - №1 – С 80-89.Медведенко, Н. В. Фрейм как базовое понятие педагогических технологий [Текст] /Н. В. Медведенко//Сибирский педагогический журнал – 2011. - №1. – С. 102 – 107.
Технология визуализации учебной информации //Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А.// Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов Режим доступа: http://www.shkolageo.ru (Дата обращения 27.01.2017)
Медведенко, Н. В. Фрейм как базовое понятие педагогических технологий [Текст] /Н. В. Медведенко//Сибирский педагогический журнал – 2011. - №1. – С. 102 – 107.