Доклад на МО Мониторинг уровня воспитанности выпускников школы

Мониторинг уровня воспитанности выпускников школы

Интегральным показателем воспитанности является общественная направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношения к окружающему миру. Главные виды направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.
Кроме того, показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.
Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.
Установление эффективности воспитательной работы в школе предполагает сравнение показателей, характеризующих выпускников в течение нескольких лет. С этой целью можно оформить таблицу, в которой проанализировать за 2-3 года динамику изменения процента учащихся выпускных (9 и 11) классов, проявивших себя при проведении методик.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:
1.      Определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
2.      Найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции учащихся в ОУ.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в учебной деятельности и поведении, активной общественной и гражданской позиции. Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями.
Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.
Наряду с теми методиками по изучению уровня воспитанности, которые применяют психологи наших школ, направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный тезис». Детям предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений. Времени для завершения фразы дается, как правило, не более 15-20 секунд, затем идет начало следующего предложения. Например:

· Человек счастлив, когда

· В хорошей школе всегда

· Если бы я нашел клад, то

· Если бы я все мог, то я

· Самое главное в жизни

· Нельзя прожить без
При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:
а)                      индивидуалистических или общественных;
б)                     вещно-предметных или духовных;
в)                     содержащих зло или добро для окружающих;
г)                      направленных на созидание или разрушение.
Направленность личности школьника, характер его ценностей можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается дать ответ на следующие вопросы и задания:
1.      Почему нельзя опаздывать на урок?
2.      Напиши 10 слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты большего всего ненавидишь?
3.      Что ты собираешься делать в свободное время?
4.      Напиши три желания в порядке их значимости для тебя.
Определение ведущих мотивов в школе возможно с помощью ранжирования. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности?
1.                      Интересное дело.
2.                      Возможность общения с разными людьми.
3.                      Возможность помочь товарищам.
4.                      Возможность передать свои знания.
5.                      Возможность творчества.
6.                      Возможность приобрести новые знания, умения.
7.                      Возможность руководить другими.
8.                      Возможность участвовать в делах своего коллектива.
9.                      Возможность заслужить уважение товарищей.
10.                  Возможность сделать доброе дело для других.
11.                  Возможность выделиться среди других.
12.                  Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а)                      общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
б)                     личностные мотивы (1, 2, 5, 6, 12);
в)                     престижные мотивы (7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия в деятельности.
Предлагаемую процедуру мониторинга рекомендуется проводить трижды с интервалом в 6-7 месяцев (в течение полутора-двух учебных лет). После второго этапа целесообразно провести «Коррекционно-развивающую программу» в виде 5-ти занятий-тренингов. И тогда третий, заключительный этап мониторинга, принесет серьезные позитивные изменения в результаты.

15