«Медиакомпетентность воспитателя ДОУ как средство повышения качества образовательного процесса»


«Медиакомпетентность воспитателя ДОУ как средство повышения качества образовательного процесса»
 
Все компьютеры в мире не смогут
заменить любознательных детей,
компетентных педагогов,
неравнодушных партнеров и общество,
осознающее ценность Образования
на протяжении жизни.
Билл Гейтс.
 
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология» – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
«Коммуникационные технологии» определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).
В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.
Учитывая это, первостепенной задачей сегодня становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.
Медиакометентность педагога
Медиакомпетентность педагога ДОУ подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, умение работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интерактивной доской, поисковыми системами Интернета, осуществлять сетевое взаимодействие (сетевое партнёрство педагогических работников ДОУ), создавать собственные web-портфолио, работать с электронными журналами, но и умение рационально организовать работу по использованию этих технологий в образовательном процессе.Сообразно с этим, информатизация дошкольного учреждения понимается не как простая презентация учебной и воспитательной информации с помощью ЭОР, а как создание педагогически спроектированной медиаобразовательной среды ДОУ, подключенной к мировому медиаобразовательному пространству и удовлетворяющей культурно-образовательные потребности современного дошкольника.
Что же представляет собой медиаобразовательная среда современного ДОУ?
В настоящее время каждое дошкольное учреждение имеет хотя бы один персональный компьютер, как правило, подключенный к глобальной сети Интернет. Однако его использование ограничивается «печатающей машинкой с памятью».
В некоторых ДОУ имеются переносные экраны, медиапроекторы, интерактивные доски.
И совсем нет оснащения рабочих мест администрации и кабинетов персональными компьютерами, мультимедийным, интерактивным, цифровым оборудование и других медиатехнологий.
Медиаинформационный процесс дошкольного образования
(Освоение нового технического оборудования, изучение программного обеспечения и современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), а также внедрение медиаинформационных методов и приемов в процесс обучения и воспитания детей.)
Для педагогических работников: одним – открыл новые возможности, вторым дал стимул к освоению новой профессиональной области, а третьих, которых сейчас большинство, смутил и напугал, вовлек в стадию оцепенения...
Ступени преодоления педагогическими работниками дошкольного образования конфликта между собственной личностью и медиаинформационными технологиями
Стадия оцепенения педагога ДОУ охватывает, когда на него оказывается административное давление в плане обязательного освоения медиатехнологий, или же это предусмотрено законодательством в сфере образования. На стадии оцепенения педагог ещё не осознал силу медиатехнологий, он боится их. Это вполне объяснимо, так как любое незнание порождает страх. Эта боязнь и непонимание не способствуют формированию у педагога дошкольного учреждения медиаинформационного мировоззрения. Тем не менее, стадия оцепенения необходима каждому человеку, так как она является стадией накопления моральных и физических сил при освоении нового вида деятельности.
Следующая стадия - стадия осознания педагогом своих новых возможностей и ответственности за их гуманное использование служит началом формирования нового мировоззрения – медиаинформационного. На этой стадии происходит расширение не только физических, но и интеллектуальных возможностей.
Стадия баланса между педагогом и его «внешними расширителями» является стадией активного применения медиаинформационных технологий. Успешное проживание этой стадии зависит от уровня медиакультуры педагога, на базе которой он осуществляет учебно-воспитательный процесс, а также действует как личность, обладающая стойким медийным менталитетом.
Уровень усвоения и применения ИКТ в обучении и воспитании детей являетсяодним из показателей образовательной состоятельности ДОУ и фактически элементом его современного имиджа.
Современные медиаинформационные технологии при грамотном использовании выводят образовательный процесс дошкольного образования на принципиально новый уровень развития,прежде всего в вопросах наглядности, интерактивности иобъективности.
Умение использовать ИКТ технологии в образовательном процессе ДОУ, умение создавать собственные ЭОР, а главное применять их в своей профессиональной деятельности являются основополагающими приоритетами нового медиакомпетентного стиля педагогической деятельности.
Формирование медиаинформационного мировоззрения педагогов ДОУ
Технический этап, или этап овладения компьютерной грамотностью. На этом этапе педагог ДОУ осваивает базовые пользовательские навыки работы на компьютере, учится работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интерактивной доской, поисковыми системами Интернета, осуществлять сетевое взаимодействие (сетевое партнёрство педагогических работников ДОУ), создавать web-портфолио, работать с электронными журналами и т.п.
Методический этап связан с конкретным видом деятельности, которую осуществляет педагог дошкольного образования: музыкальные занятия, ФЭМП, ИЗО и др. Сообразно с тем, что методическое содержание учебно-воспитательного материала диктует способы его электронного представления, методический этап связан с изучением дидактических свойств ЭОР и мультимедийных систем, направлен на обучение целесообразному применению новых технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ в конкретной деятельности, с учётом эргономики и здоровьесбережения. Сюда включается подбор учебно-воспитательного материала, разработка занятий и мероприятий, упражнений и заданий, направленных на формирование медиаграмотности дошкольников, анализ и оценка качества усвоения знаний (мониторинг качества образования), представленного в электронной форме.
Следует отметить, что дошкольное образование сегодня движется по пути интерактивности и разнообразия ресурсов.
Интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие электронные образовательные ресурсы естественно вписываются в жизнь детского сада и являются самым эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания дошкольников.
Обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, интерактивное и мультимедийное оборудование оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, оно не самоценно, и только в грамотно построенном взаимодействии педагога, ребенка и медиатехнологий можно достичь положительного результата.
И то, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет воздействие, которое окажет на ребенка медиаобразовательный процесс.
В программу повышения квалификации педагогов дошкольного образования в качестве обязательного компонента, наравне с техническим и методическим (предметным), входит и психолого-педагогический блок.
Как правило, в содержании этого блока включаются проблемные области, связанные с освоением и последующим применением новых образовательных технологий: страх, неуверенность, профессиональное выгорание, негативное отношение.
Однако, преодоление психологического барьера невозможно только за счёт освоения технической и методической составляющей, равно как и за счёт простого осознания воспитателем своих психологических проблем, которое наступает в ходе освоения психолого-педагогического блока.
Компьютер в детском саду: зло или благо?
Аргументы «против»:
1. Компьютеры отрицательно влияют на здоровье детей.
2. Компьютерные образовательные игры являются калькой с рабочих тетрадей, уже давно используемых в детских садах, и ничего нового в процесс обучения не вносят. Так полезен ли компьютер для образования?3. Подростки настолько увлечены компьютерными играми, что часто теряют связь с настоящим миром. Зачем же приучать их к играм с малолетства.
Аргументы «за»:
1. Для физического здоровья компьютер не полезен.Точно также, как и телевизор. Точно также, как и книги. Да чтение книг тоже вредит здоровью (зрение, осанка еще в докомпьютерной эре).
Однако, если вы хотите дать детям образование, без книг не обойтись. А теперь и без компьютера тоже.
2. Для образования компьютер очень полезен, если использовать хорошие обучающие программы. Все дело не в компьютере, а в программах, которые предлагают детям взрослые. К их выбору следует отнестись со всей серьезностью, поскольку дело это не простое.
3. Если в детстве ребенок поймет, сколько всего интересного и полезного можно узнать, используя компьютер – это убережет его от бездумного время препровождения подростком.
Какие же программы есть для дошкольного образования?
Полезные – те, которые мотивируют малыша к обучению, особенно если задания нельзя реализовать некомпьютерными средствами
Бесполезные – те, которые просто повторяют в электронном виде упражнения с карточками или являются кальками игр из рабочих тетрадей.
Вредные – те, которые не только предлагают жестокие игры или тупые «стрелялки», но и, например, графический редактор – рисование мышкой.
Как можно использовать компьютер в детском саду?
Компьютер – тренажер
Компьютер – интерактивное наглядное пособие
Компьютер – экскурсовод
Компьютер – массовик-затейник
6. Вопросы здоровьесбережения детей в процессе компьютерно-игровой деятельности
Дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение.
Вред компьютер приносит в том случае, когда дети не соблюдают простые правила, которые предназначены для того, чтобы свести к минимуму опасные факторы, влияющие на здоровье.
Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:
Нагрузка на зрение.
Нагрузка на психику.
Излучение.
Профилактика общего утомления
Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части тела, так называемые физкультминутки (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т.д.).
Профилактика зрительного утомления
Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика.При регулярном выполнении она достаточно эффективна.
Объясняется это тем, что при выполнении специальных упражнений, обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза. Таким образом, нормализуется функция зрения.
Специалисты рекомендуют проводить зрительную гимнастику два раза в течение занятия: в середине работы на компьютере и в конце всего занятия. Длительность – 1 минута. Через 2-4 занятия упражнения рекомендуется менять.
Для диагностики состояния детей на занятии следует ориентироваться на 4 группы утомления:
1 группа: Потеря контроля над собой: ребенок трогает лицо, сосет палец, гримасничает, трясет ногами, начинает кричать и т.д.;
2 группа: Потеря интереса к работе на компьютере: частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы;
3 группа: Полное утомление: склонение туловища набок, откидывание на спинку стула, задирание ног с упором коленей в край стола и т.д.;
4 группа: Нервно-эмоциональные реакции: крик, подпрыгивания на стуле, пританцовывание ногами, истерический смех и т.д.
Сроки наступления утомления для каждого ребенка индивидуальны и зависят от состояния здоровья, самочувствия, индивидуально-типологических особенностей нервной системы и качества компьютерной программы.
Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство – в его бесконечной увлекательности!