Мышление. Виды мышления. Процессы мышления». Основные понятия психологии — как науки


Занятие. «Мышление. Виды мышления. Процессы мышления».
Основные понятия психологии - как науки
Дата проведения: 26.11.2014 года
Место проведение: МОУ «СОШ № 4 им. Ю.А. Гагарина» МО «Котлас».
Участники занятия: МОУ «СОШ № 4 им. Ю.А. Гагарина» МО «Котлас» ученики 11 класса.
Цель: знакомство с основными понятиями психологии (мышление), определиться с видами мышления, процессами мышления.
Задачи:
Способствовать изучению основных понятий в психологии.
Создать возможность самостоятельно выходить на основные определения.
Учить применять полученные знания в практической деятельности.
Совершенствовать словарный запас.
Этап Цель Содержание Оборудование
Подготовительный 1.Создать настрой на совместную работу.
2. Ознакомить с понятием мышления. Приветствие. Знакомство с участниками занятия.
Беседа. Психология это наука о психических процессах. (Память, речь, воображение, мышление).
«Мозговой штурм». Предложить ученикам дать определение психическому процессу мышления.
Мышление- наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связь и отношения между познаваемыми объектами. Стулья и парты по количеству участников.
Слайдовый показ.
Основной Знакомство с анотомические особенностями строения головного мозга.
Учить учеников ориентироваться в видах мышления, процессах мышления.
Повысить уровень мотивации к обучению.
Тест Г.В. Резапкиной «Определение вида мышления» Обзорно рассмотреть строение головного мозга. Схема центральной нервной системы: полушария головного мозга; промежуточный мозг; средний мозг; задний мозг; продолговатый мозг; мозжечок; спиной мозг.
Ознакомить с видами мышления, процессами мышления.
Виды мышления: предметно-действенное (конкретно-действенное),
наглядно-образное,
словестно-логическое,
теоретическое.
Процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обощение.
Предложить график «Тинейджера».
Предложить ответить на вопросы теста для определения ведущего вида мышления каждого. .
Заключительный Учит навыкам оценивания своих действий, вывод о проделанной работе.
Рефлексия. Предложить ученикам высказаться о пользе полученных знаний во время работы на занятии.
Отработать эмоциональное состояние каждого по желанию. Методика «Тип мышления» (Методика определения типа мышления в модификации Г.В.Резапкиной)
Шкалы: типы мышления - предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативность (творческое)
Назначение теста
Диагностика типа мышления респондента. Инструкция к тесту. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.
Тест
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы. 3. Я люблю читать книги. 4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. 7. Я люблю играть в шахматы. 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев. 10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу. 11. Мне нравится все делать своими руками. 12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями. 13. Я придаю большое значение сказанному слову. 14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания. 15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. 17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста. 19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе. 20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат. 21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей. 22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений. 24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе. 26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 27. Я понимаю красоту математических формул. 28. Мне легко говорить перед любой аудиторией. 29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. 32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов. 33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 34. Я понимаю красоту природы и искусства. 35. Не люблю ходить одним и тем же путем. 36. Мне нравится работа, требующая физической активности. 37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. 38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю. 39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма. 40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
№    Тип мышления              Вопросы1    Предметно-действенное      1    6    11    16    21    26    31    362     Абстрактно-символическое    2    7    12    17    22    27    32    373     Словесно-логическое        3    8    13    18    23    28    33    384     Наглядно-образное          4    9    14    19    24    29    34    395     Креативность (творческое)     5    10   15    20    25    30    35    40Обработка результатов теста
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
•    0-2 – низкий, •    3-5 – средний, •    6-8 – высокий.
Интерпретация результатов теста
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Источники. Методика «Тип мышления» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.