Создание учебно-речевых ситуаций на основе юмористических текстов


Летина Ю.С.
КГАПОУ « Нытвенский многопрофильный техникум»
Пермский край г. Нытва

Создание учебно-речевых ситуаций на основе юмористических текстов
Очень часто на уроках иностранного языка я сталкиваюсь с тем, что студенты просто устают от обилия информации и для снятия психологического напряжения часто использую на уроках короткие истории юмористического содержания, шутливые сценки (скетчи). Обычно читаю или рассказываю историю, анекдот, затем задаю вопросы по содержанию и предлагаю студентам пересказать историю или разыграть сценку. Английский юмор всегда вызывает недоумение у российских студентов. Хотя все эти виды работы, конечно, полезны: создается мотив для аудирования, демонстрируется ситуативное употребление изученного языкового материала, происходит его рефлексия.
Существуют такие приемы работы с юмористическими текстами, которые позволяют развивать такие качества умения говорения, как продуктивность, целенаправленность, самостоятельность, динамичность. Во всех этих видах работы также используется драматизация, но она носит творческий характер. Это достигается за счет того, что преподаватель преподносит юморески таким образом, что они превращаются в тексты с опущенными смысловыми звеньями. Задания, предусматривающие восстановление этих звеньев, создают условия для активизации речемыслительной деятельности студентов, побуждают их к творческой импровизации в заданной ситуации.
Я хочу предложить вам несколько приемов работы с юмористическими текстами.
- прогнозирование заключительной реплики и возможное инсценирования диалога;
Существует много забавных историй и скетчей, в которых заключительная реплика не просто остроумна, но является как бы логическим разрешением небольшой проблемной ситуации. Например:
Преподаватель говорит студенту: «Твой доклад о качестве молока очень маленький. Всего три страницы, а другие написали уже двадцать»
Студент отвечает: «Я писал о сгущенном молоке»
Студенты должны сами завершить этот диалог, самостоятельно сориентироваться в ситуации, определить коммуникативное намерение нерадивого обучающегося (оправдаться) и составить смысловую программу высказывания, оформить его лингвистически. В результате будут предложены разнообразные концовки.
- развитие реплик диалога в предложенной ситуации;
-ролевая игра-полилог с «развертыванием» ситуации.
С помощью предложенных приемов можно организовать на уроке управляемое, но самостоятельное и творческое общение в учебных ситуациях, приближенных к естественным. Такие учебно-речевые ситуации обладают большим мотивационным эффектом. Их содержательной основой являются подразумеваемые сюжетные звенья юмористических текстов, представленные как неразвернутые ситуации. Для такой интерпретации подходят очень многие забавные истории на самые разнообразные темы. Урок становиться намного интереснее.