Рабочая программа по информатике для основной общеобразовательной школы 8 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Кубиязы
муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей математики
__________Фатхутдинов Х.Х.
« ___» _________ 2016 года
СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР
____________Минаева А.Р.
« ___» _________ 2016 года
УТВЕРЖДЕНА
директор МБОУ СОШ с.Кубиязы
_______Арсланов В.Ф.
« ___» _________ 2016 года

 
 

 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по ____ информатике _________________
(предмет, курс)
класс ________________8______________________
учитель Фатхутдинов Хамит Ханифович, первая категория
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
 









2016-2017 учебный год
Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по информатике для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016г.)
Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013;
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2013 года № 585 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях»;
Приказ министерства образования Республики Башкортостан от 29.04.2015г. № 905 ««О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год».
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобнауки России от 31.03.2014 №253) с изм. от 26.01.2016г.
Учебный план МБОУ СОШ с.Кубиязы МР Аскинский район РБ на 2016-2017 учебный год.
9. На основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена и ориентирована на преподавание предмета по учебнику Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ, 8 класс» БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.
10. Календарь учителя на 2016 – 2017 учебный год.

По программе предусмотрено 35 часов, по календарю – 35 часов.






Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] среднего образования.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».

Коммуникационные технологии
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.
Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы: Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Требования к уровню подготовки обучающихся.
8 класс знать/понимать
понятие информации и её основные виды: виды информационной деятельности; формы представления информации;
назначение языка, кода и кодирование информации; понятие информационного процесса роль технических устройств;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
понятие объекта управления и структуру систем управления;
понятие объекта и его свойств;
понятие о параметре, действии и среде существования объекта;
понятие модели, информационной модели; формы представления информационных моделей;
понятие системы объектов, отношения и связи между объектами;
типовую систему информационной системы;
виды классификаций объектов;
основные этапы моделирования;
понятие о компьютерном конструировании;
технологию работы в среде графического редактора;
уметь
определять информационный объем любого текста; кодировать текст каким – либо способом; приводить примеры информационной деятельности; приводить примеры носителей информации; шифровать фразы с помощью ключа; приводить примеры информационных процессов; выделять объект управления и управляющее воздействие; выделять объекты из окружающего мира;
перечислять действия, характеризующие объект;
представлять сведения об объекте в виде таблицы;
приводить примеры материальных моделей;
приводить примеры нематериальных моделей;
приводить примеры системы;
разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;
создавать информационные модели и преобразовывать ее в компьютерную модель;
проводить моделирование в среде графического редактора;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
  Отметка «1»: отсутствие ответа. 
Критерий оценки практического задания
  Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
  Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
  Отметка «1»: работа не выполнена.

Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2012
Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2012
Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8–11 классы /Н. Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
Практикум по информатике и информационным технологиям
Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
 

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе.
Количество часов 36; всего в неделю 1 час
Плановых контрольных уроков – 3,
Практических работ - 15.
Планирование составлено на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Учебник «Информатика и ИКТ», 8 класс , Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2012


Тема урока
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Вид контроля,
Дата проведения






Планируемая
Фактическая

Информация и информационные процессы. 8 ч




1
Вводный инструктаж по ТБ в
кабинете. Информация в живой
и неживой природе.
Урок усвоения новых знаний
Иметь представление об информации. Знать виды информации, примеры источников и приемников информации. Уметь различать декоративные и процедурные знания, приводить примеры информационных и неинформационных сообщений
Знать виды информационных процессов, их характеристики, примеры источников и приемников формации. Уметь перечислять свойства информации в форме сообщений, знаний, СМИ. Приводить примеры информационных процессов из жизни человека, природы, техники.
Знать единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;




Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении.

05.09


2
Человек и информация. Информационные процессы в технике.
Урок усвоения новых знаний

Устный опрос
12.09


3
Знаковые системы.
Урок усвоения новых знаний

Устный опрос

19.09


4
Кодирование информации. Повторение материала.
Урок усвоения новых знаний

тест
26.09


5
Вводный контроль


тест
02.10


6
Количество информации. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
09.10


7
Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
16.10


8
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
Урок проверки и оценки знаний

Контрольная работа
23.10


Компьютер как универсальное устройство обработки информации. 11 ч




9
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.
Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов
Учащиеся должны знать:
классификацию устройств ввода информации;
назначение драйвера устройства;
понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода;
характеристику каждого класса устройств ввода.
Учащиеся должны уметь:
свободно работать на клавиатуре компьютера;
выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и его установку в компьютере.
Учащиеся должны знать:
базовую структурную схему компьютера;
назначение системного блока и системной платы;
характеристику системной шины;
назначение портов, слотов;
принцип открытой архитектуры компьютера.

Учащиеся должны знать:
классификацию видов памяти компьютера;
понятия носителя, устройств внешней памяти;
понятие форматирования диска;
характеристику и основной физический принцип организации работы внутренней памяти;
характеристику и основной физический принцип организации работы памяти на магнитных носителях;
характеристику и основной физический принцип организации работы оптической памяти.
. Учащиеся должны уметь:
объяснить отличие одного вида памяти от другого;
Учащиеся должны знать:
понятия программы и программного обеспечения;
отличие программы от алгоритма;
назначение системного программного обеспечения;
назначение прикладного программного обеспечения;
назначение инструментария программирования. Учащиеся должны уметь:
классифицировать программы;

тест
30/10


10
Устройства ввода и вывода информации.
Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов

тест
06.11


11
Оперативная память. Долговременная память.
Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов

тест
13.11


12
Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
20.11


13
Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
27.11


14
Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
04.12


15
Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
11.12


16
Графический интерфейс операционных систем.
Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов

тест
18.12


17
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
25.12


18
Правовая охрана программ и данных
Урок обобщения и систематизации знаний

Устный опрос
15.01


19
Контрольная работа №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации.»
Урок проверки и оценки знаний
Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении .
Контрольная работа

22.01


Коммуникационные технологии. 15 ч




20
Передача информации.
Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов




знать/понимать
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
 передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.








Работа с поисковыми системами в глобальной сети Интернет.
Учащиеся должны знать:
назначение и роль Интернета в развитии общества;
назначение программы-браузера и ее управляющих элементов;
понятие домена и правило образования адреса в Интернете;
технологию поиска информации в Интернете.
назначение языка HTML;
иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;
технологию организации телеконференции.
Учащиеся должны уметь:
работать в браузере;
сформировать адрес в сети;
искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;
пользоваться электронной почтой, выполняя все необходимые операции с сообщением.



тест
29.01


21
Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
05.02


22
Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
12.02


23
Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
19.02


24
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
26.02


25
Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
05.03


26
Файловые архивы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
12.03


27
Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
19.03


28
Электронная коммерция в Интернете. Общение, звук и видео в Интернете.
Урок обобщения и систематизации знаний

Устный опрос
02.04


29
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
Урок обобщения и систематизации знаний

Устный опрос
09.04


30
Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по Тб. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Практическая работа
16.04


31-32
Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.
Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов






Уметь: обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении.
проект
23.04
30.04


33
Списки и интерактивные формы на Web-страницах
Урок обобщения и систематизации знаний

Устный опрос
07.05


34
Контрольная работа№3 по теме «Коммуникационные технологии».
Урок проверки и оценки знаний

Контрольная работа
14.05


Итоговое повторение 2ч




35-36
Обобщающее повторение
Урок проверки и оценки знаний


21.05
28.05




Mђ Заголовок 1Mђ Заголовок 315