Выступление на педсовет Формирование ЦО в общественно-полезной деятельности учащихся путем привлечения воспитанников к трудовой деятельности методом поощрения и включения личности воспитанников в коллективные дела

Педсовет
Формирование ЦО в общественно-полезной деятельности учащихся путем привлечения воспитанников к трудовой деятельности методом поощрения и включения личности воспитанников в коллективные дела

Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: "Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить его к труду жизни".
Как известно, одним из главных положительных качеств личности взрослого либо ребёнка является трудолюбие. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный и гражданский долг. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система. А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме:
"Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов"
Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося, его сообразительности, творческой смекалки. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым. Говоря о трудовом воспитании и деятельности можно дать такое определение труда. Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность – ведущая, главная деятельность человечества. Человечество перестало бы существовать, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.
Целями трудовой деятельности могут быть вещи необходимые для удовлетворения потребностей человека-хлеб и машины, мебель и орудия и т.д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество), средства информации (книги, чертежи, фильмы ), идеологические продукты (наука, искусство, идеи ), действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание ). Трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее организуют, определяют, регулируют. Благодаря разделению труда в современном обществе не один человек не только не производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта от начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек получает от общества в обмен на свой труд. Потребности личности по внешней видимости удовлетворяются не ее собственным трудом, а обществом. Как это происходит, определяется системой производственных отношений. Поэтому производство любого продукта в обществе, является одновременно и производством определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продукта. Действия, которые выполняет человек в труде определяются, не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, а прежде всего воображения и мышления. Требуя для своего осуществления высших технических функций, коллективная трудовая деятельность одновременно создает предпосылки и условия для их формирования в процессе развития человечества. Решающей чертой труда, которая в корне отличает его от простого присвоения продукта природы, является то, что он связан с изготовлением и применением орудий, т.е с использование воздействия одних вещей на другие. Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по отношению друг к другу. И всякий труд представляет собой деятельность, которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а ни их биологическим значением. Таким образом, само практическое общественное трудовое бытие людей порождает для них новые знания вещей и новые отношения к ним. Именно коллективная деятельность заставляет увидеть в других людях соучастников деятельности. Такое отношение к реальности и составляет основу сознания. Оно превращает человека в субъекты деятельности по отношению к вещам и личность по отношению к людям. Оно делает человека из раба окружающего мира господином над ним, позволяет человеку преобразовать этот мир и стремиться к отдельным целям, превращая действия человека в сознательную планомерную деятельность, а его пребывание на земле из приспособительного существования – в активную жизнь, имеющую смысл. Формированию правильного отношения к труду, уважения к коллективу, соответствующая шлифовка характера, когда передаются черты эгоизма, индивидуализма – всё это происходит в процессе труда, осуществляемого в определённых условиях, специальным образом организованного. Труд учащихся должен быть общественно полезным. Школьник должен знать, что его труд представляет общественную ценность и значимость, приносит пользу людям. Вместе с тем, он должен быть коллективным. Коллективный труд не означает выполнение работы в одно время, в одном месте, а это труд, объединённый общей целью, выполнение общих трудовых задач. Труд должен быть интенсивным. Он должен быть творческим и предоставлять детям возможность проявлять инициативу, стремление к новому, поискам.
Там, где возможно, в труде должны применяться различные формы самоорганизации и самодеятельности. Эти формы помогают развивать творческую инициативу, чувство ответственности. Труд школьников должен быть интересным для школьников, так как их деятельность мотивируется непосредственным интересом. Кроме того, труд должен быть связан с учебной деятельностью.
Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его техническое, практическое и логическое мышление. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет свое представление о себе и об окружающем мире, изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника.
В процессе труда и общения с другими членами детского коллектива происходит развитие чувств. «Кто, - писал К.Д.Ушинский, - не испытывал живительного освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать».
Во всех видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется в обществе. Участвуя в коллективном труде, ученик познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. В результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение к нему коллектива и педагога.
Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся дружеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и, в особенности в детстве и молодости».
Таким образом, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка. Школьники должны трудиться с удовольствием. Учителю необходимо найти такие пути, при которых труд приносил им радость и удовлетворение. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. Ведь не секрет, что в трудовой деятельности многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
Детей следует приучать выполнять любую заданную работу как можно лучше и обязательно до конца. В конце работы следует организовать коллективное обсуждение качества работы.
Уроки технологии детвора любит не случайно: ведь именно здесь можно проявить свою безудержную фантазию, поработать в группе единомышленников или в паре с другом. А как приятно увидеть свою работу на выставке поделок одноклассников, подарить своим близким сувенир, сделанный собственными руками. Поэтому двоек на уроках технологии нет, да и тройки редки. Каждый ребёнок на уроке ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – МАСТЕР и действительно чувствует себя творцом.
Ещё недавно общественно-полезная деятельность или общественно-полезный труд (как мы привыкли его называть) в поле, в мастерских был контрастным дополнением к учёбе (за партами, в библиотеке). Однако в XXI веке этот контраст исчезает, потому что резко увеличивается доля семантического труда. Выйдя из стен школы, человек всё чаще вновь оказывается «в классе» в офисе, где надо читать, писать, решать задачи и «отвечать у доски». Офисную работу сегодня должен выполнять не только учёный, библиотекарь или менеджер, но нередко и фермер, врач, лесник, строитель (готовя проекты, заказы, изучая инструкции, настраивая системы управления). Поэтому деятельность школьника за партой отчасти моделирует условия будущего труда. И те умения, которые ценятся в школе работа с текстами, планирование времени и т.д., становятся основой для профессионального успеха.
Среди школьников до сих пор бытует мнение, что знания, которые они получают на уроках, им не понадобятся, а школьная жизнь не наделяет их полезными умениями, изолирует от реальности и не способствует успешной карьере. На самом деле, в нынешний постиндустриальный период, когда всё больше трудящихся имеют дело не с механизмами и сырьём, а с людьми и информацией, происходит обратное. Школьные занятия приближаются к той форме труда, доля которого неуклонно возрастает. Это семантический, офисный труд, в который активно вовлекается молодёжь. Офисная карьера, на которую они возлагают надежды, невозможна без общей эрудиции и универсальных качеств работы с информацией. Получается, что в современном мире школьные занятия и молодёжные увлечения, как никогда ранее, приближают человека к профессиональной деятельности. Эти закономерности справедливы для всего мира, в том числе для нас.
Впрочем, в массовом сознании труд несовершеннолетних всё ещё предстаёт как деятельность подневольная, разрушительная для здоровья, неквалифицированная и низкооплачиваемая, связанная с физическими усилиями. Это устаревшая модель. Мировоззрение современной молодёжи изменилось, возросли её амбиции и самооценка. Молодые не приемлют неквалифицированный, дешёвый труд. Поэтому они кажутся белоручками и лентяями. Но это на первый взгляд. Школьник, которого не заставишь вымыть посуду или убрать в комнате, может потратить десятки часов на какой-нибудь интернет-проект.
Молодое поколение не согласно и со стереотипами «деньги портят детей», «дети должны только учиться». Они желали бы работать и зарабатывать. Но у молодёжи свои идеалы, она предпочитает труд непродолжительный, интенсивный, рациональный, интересный, динамичный. Казалось бы, кто же этого не хочет? Оказывается, далеко не все. Особенно среди людей старшего поколения, которые чаще ценят в труде стабильность, поддержание статуса, возможность участвовать в коллективных отношениях. Труд воспринимается ими скорее как основа времяпровождения, чем как заработок для обеспечения альтернативных занятий, досуга. Они приходят на работу, чтобы общаться, пить чай, звонить по телефону, находиться в привычной обстановке. Их отталкивает приоритет дела и денег, формальный и рациональный подход к работе.
Сегодня молодёжь испытывает определённый кризис в планировании жизни. В прошлом было куда удобнее. На вопрос «Кем ты хочешь стать?» дети отвечали: космонавтом, врачом, учителем или пожарным. Современная молодёжь рассуждает скорее не о будущей профессии, а о поступлении в тот или иной вуз, и не о конкретной специализации, а о карьере. Поэтому они ходят на занятия, затем делают уроки, далее едут на курсы, к репетиторам, в музыкальную школу, вечером делают дополнительные задания, в выходные участвуют в интеллектуальных играх. Так и оканчивают школу – не имея альтернативных занятий, увлечений, свободы детства. Затем все повторяется в университете, и, наконец, на рабочем месте – в офисе. Где оказывается, что школа превосходно подготовила их к этому виду деятельности: сидеть, читать, писать.
Поэтому не случайно то, что диагностика учащихся в апреле 2014 года показала одну из многих проблем всего УВК - формирование ЦО к общественно-полезной деятельности (средний балл по УВК 0,66, что говорит о низкой жизненной активности учащихся в общественно-полезной деятельности). В связи с этим одним из заданий, которые необходимо решить в 2014-2015 учебном году стало формирование ЦО к общественно-полезной деятельности у учащихся школы путем привлечения их к трудовой деятельности методом вовлечения и включения личности в групповые и коллективные дела.
Это обусловлено тем, что: с одной стороны, ценностные отношения личности являются тем регулятором поведения, который «вырабатывает» сама личность, выбор того, что значимо для человека, есть свободный выбор, а с другой стороны, организованная система воспитания обязывает педагога направить выбор учащихся в определённое русло (русло общечеловеческих ценностей). Установлено, что ценностные отношения представляют собой определённый аспект ценностно-нерасчлененного отношения человека к действительности и к самому себе, состоящий в выявлении значения объекта для субъекта. Ценностное отношение является одним из видов духовной деятельности человека. Субъектом ценностного отношения может выступать как конкретный человек, так и группа людей, обладающие качествами субъекта («совокупного субъекта»). Признание того факта, что ценности, будучи осознанными, имеют фундаментальное значение для ориентации человека в мире, для определённой направленности его поведения и деятельности, позволило в начале XXI века определить воспитание как процесс формирования ценностных отношений личности. Формирование ценностных отношений личности основано на свободном выборе личностью из безграничного вариационного спектра того, чем она дорожит, что ценит, почитает, считает наиважнейшим. Система ценностных отношений реализует ценностное самоуправление поведением личности, которое не известно ни физическим, ни биологическим системам и которое подчёркивает сложность такой системы, как человек и его ценностный мир. С позиций синергетики прошлое не предопределяет настоящее, его определяет будущее (мечта, идеал), следовательно, решающее значение принадлежит «образам потребного будущего», которые предвосхищают все практические действия личности. Если палитра образов, которые сложились у человека, бедна, то и выбор будет во многом обеднённым. Трудно выбирать из того, о чём не знаешь.
В соответствии с данными теоретическими посылками, естественно, возникает идея предоставить формирующемуся человеку как можно более богатую палитру возможных образцов прообразов возможного будущего, «насытить» процесс воспитания разнообразными образцами (примерами) выстраивания отношений с миром. Таким образом, актуализируется роль примера (образца) в воспитании ценностных отношений личности. В силах педагога расширить палитру образов (образцов) и, тем самым, повлиять на выбор желаемого будущего через влияние на формирующиеся идеалы личности.
Этот подход следует взять за основу для выявления предпочтительных жизненных ориентаций ребенка.
Каким же образом существующая проблема будет решаться в классных коллективах и в УВК.
По результатам диагностики учащихся были получены проблемы и потенциальные возможности развития классных коллективов в программе «Универсал». На основе полученных данных классными руководителями в конце 2013-2014 учебного года были сформулированы задачи личностного развития учащихся в классных коллективах на новый 2014-2015 учебный год. Для решения этих задач классными руководителями составлены планы воспитательной работы. Таким образом классными руководителями определены задачи в соответствии с заданиями УВК, с учетом интересов, способностей и ценностных ориентаций школьников и разработана система мероприятий по решению этих задач.
На решение поставленного задания в УВК в этом году направлены проекты: «Соціально-психологічний супровід учасників НВП», «Охорона життєдіяльності і здоров'я учасників НВП», «Обдарована дитина», «Соціальний захист дітей пільгових категорій», «Самоврядування», «Художньо-естетичне виховання», «Превентивне виховання», «Військово-патріотична робота», «Громадянське виховання», «Формування здорового способу життя», «Екологічне виховання». Убеждение в том, что жизненная активность учащихся к общественно-полезной деятельности возрастает только тогда, когда есть общее дело и объединяющая цель, и что воспитание должно быть активным и развивающим, во многом предопределили последовательность, направленность и содержание используемых в УВК форм воспитательной работы в течение года.
В структуре воспитательной работы школы выделяются три основных направления, способствующие повышению ЦО к общественно-полезной деятельности: художественная деятельность, техническая деятельность, общественная деятельность.
Художественное творчество. В рамках этого направления происходит формирование образа «Я - художественное творчество» (я действую, я придумываю, я пробую). Формы деятельности разнообразны: участие в праздниках, в концертах, конкурсы рисунков и поделок, фотоконкурсы, творческие выставки. В декабре учащиеся приняли активное участие в написании писем-поздравлений с Новым годом воинам, другу в Абхазию. Классными коллективами за октябрь-декабрь были выпущены 4 газеты за здоровый образ жизни. Классные коллективы выпускают листовки и рисунки на различные тематики и вывешивают на двери учебных аудиторий: ко Дню Учителя, по безопасности дорожного движения, по пожарной безопасности, за здоровый образ жизни, к новогодним праздникам. В конце декабря в школе прошел конкурс «Мисс лицей», где соревновались в уме, красоте и грации 6 лицеисток. Техническое творчество. Цель этого направления - сформировать образ «Я - техническое творчество» (я - проектирую, конструирую, я - опробую). Этому способствуют внеклассная работа по предметам естественнонаучного цикла: физике, химии, математике, информатике, биологии, труда. Формы деятельности: олимпиады, предметные дни, конкурсы эрудитов, конкурсы технического творчества. В период проведения школьных олимпиад (октябрь месяц) проводятся предметные дни, выпускаются стенные газеты с занимательным материалом, вывешиваются списки литературы, олимпиадные задания прошлых лет, проводятся викторины, турниры, конкурсы. В І полугодии учащиеся УВК приняли участие в городском конкурсе поделок из природного материала «Богатство родного края», городском этапе областного конкурса «Вместо ёлки - зимний букет», фотоконкурсе «Мой Донбасс», в городском конкурсе «Новогодняя игрушка».
Общественное творчество. На этом направлении происходит развитие образа «Я - общественное творчество» (я - общаюсь, я - исследую, я - организовываю). Эти задачи решаются благодаря работе ученического правового факультета для старшеклассников, который проводится 1 раз в месяц, участия учащихся в конкурсах проектов. Формы работы: диспуты, встречи с интересными людьми, экскурсии, КВН, недели и дни здоровья, спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта. В октябре школу посетила абсолютная рекордсменка мира по пауэрлифтингу Марьяна Наумова, которая провела показательные выступления, дала пресс-конференцию. В рамках визита Марьяны прошёл конкурс по пауэрлифтингу среди учащихся школы. На базе УВК работают спортивный кружок по легкой атлетике (руководитель Полтавская Т.М.). Кружковцы принимали активное участие в спортивных мероприятиях. Работает секция пауэрлифтинга (руководитель Колесников В.А.).
Огромную роль играет организация краеведческой работы. Любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее. Через любовь к малой Родине в ребенке зарождается потребность хранить ей верность, беречь ее и делать ее богаче и красивее. Эта задача в этом учебном году решается благодаря проведениям воспитательных часов, на которых изучается природа родного края, история заселения и происхождения, особенности географического расположения, народные традиции многонационального Донбасса. В школе прошла благотворительная акция «Дети - детям». Классными руководителями широко используется методика коллективных творческих дел (КТС) - это форма воспитательной работы, представляющая социальное творчество, развитие личности в процессе коллективной практической деятельности на пользу людям. Все ученики школы принимают активное участие в сборе канцелярских товаров и теплых вещей для нуждающихся детей и в трудовой вахте по уборке пришкольной территории. Общешкольные праздники - одна из самых распространенных форм работы школы. Они проводятся по методике КТД. В празднике юные граждане познают мир и развивают мировоззрение, у них укрепляются высокие моральные принципы прививаются тонкий эстетический вкус. Традиционные праздники, которые были проведены в І полугодии: День знаний, День учителя, Новогодние праздники. Классными руководителям широко используется методика коллективных творческих дел (КТД) это форма воспитательной работы, представляющая социальное творчество, самостроительство личности в процессе коллективной практической деятельности на пользу людям. Это участи в акциях «Милосердие», «Сотвори добро», «Збережи ялинку», «Первоцвіти», «Пташина хатка», «Благотворительные ярмарки», трудовые вахты, «Макулатуринг».
Таким образом, в школе создана система мероприятий по формированию ЦО к общественно-полезной деятельности. Остается только направлять учащихся на их собственные и благоприятные пути развития, учитывая интересы, способности и ценностные ориентации школьников. И огромная роль в этом направлении отводится классным руководителям. В процессе работы мы порой сталкиваемся с дилеммой: цель и задачи значимы, а форма работы уже настолько однообразна и традиционна, что необходимо принять решение найти новую форму. Необходимо выбирать новые формы деятельности, отобрать содержание деятельности, изменить оформление традиционной программы и т.п. Причём искать совместно педагоги и ученики.
Никто не любит формализма деятельности ради галочки, а дети тем более. Как чувствительные барометры, ощущают они наш настрой, перенимают его, вместе с нами загораются общей идеей или, наоборот, мучительно тлеют, черствеют душой, привыкают говорить «как нужно и где нужно». Так бывает, когда нудно, без души, проходит очередной «урок мужества» или «урок нравственности», либо в десятый раз дети вырисовывают сигарету со шприцом, перечёркивая его на плакате, посвященном борьбе с наркоманией.
Однообразная деятельность, из каких бы прекрасных и высоких побуждений ли исходили её организаторы, не может вызвать ничего, кроме обратной реакции усиливающегося равнодушия, отстранённости, порой протеста у всех участников данного действа (и учителя, и ученика).
Только через творчество и в совместном творчестве можно сохранить яркость восприятия мира, живой интерес ко всему происходящему вокруг тебя и, самое главное, преодолеть равнодушие.
А, насколько эффективна была эта работа, покажет диагностика ЦО в общественно-полезной деятельности в конце учебного года.


15