Классны час Нравственность и культура поведения воспитанников для воспитанников суворовских училищ



УВЕРЖДАЮ Старший воспитатель 7 курса
В.Макаров «___»__________2013
ПЛАН-КОНСПЕКТПроведения занятия с суворовцами 7 курса (7 рота) по теме:
Нравственность и культура поведения воспитанников
Цель занятия (личностная широкая): Развитие умений суворовцев вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по теме классного часа; профилактика спорных ситуаций среди суворовцев, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.
Учебная цель: формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты.
Развивающая цель: активизировать мыслительную деятельность, способствовать развитию эмоциональной сферы (познавательные), коммуникативных навыков (коммуникативные),Воспитательная цель: способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, ценностное отношение к жизни, формировать активную жизненную позицию.
Задачи:
1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.
2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.
3)Развивать потребность в самопознании и саморазвитии.
4) Воспитывать уважительное отношение к людям, являющим собой пример проявления нравственных поступков
Педагогическая технология: свободного воспитания.
Форма: классный час.
Метод: диалогический.
Средства: мультимедийная презентация, видеофрагмент, посвященных защитникам Отечества разных лет.
Оснащение: планшет для записей, компьютер, мультимедийный проектор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель: В любом обществе существуют свои нравственные идеалы и ценности, представления о добре и зле, о справедливости. В латинском языке термин «мораль» означает «нравственный».
Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых обеспечивает общественное мнение.
(Слайд 1) : Мораль- нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести, совести.
Воспитатель: Высокоморальным ( нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания.
Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.
Вывод: 1)Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло.
2)Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.
3) мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Что в себя включают нравственные качества человека?
Моральные нормы фактически однородны во всех религиях, касаются они отношение людей к другим людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.
( классифицируем понятия)
(Слайд 2) : подобрать пары слов по противоположности понятий.
Нравственные понятия: умеренность- излишество,(1)
нестяжание- сребролюбие,(2)
кротость-гнев,(3)
жизнелюбие-уныние,(4)
смирение- тщеславие, (5)
великодушие- зависть, (6)
доверчивость- подозрительность,(7)
трудолюбие- безделье, (8)
самостоятельность- зависимость,(9)
любовь- ненависть,
верность-предательство
ВЫВОД: ДОБРОДЕТЕЛИ - ПОРОКИ
( попробуйте дать определение некоторым качествам, что это такое? )Воспитатель: О каких добродетелях или пороках говорится в высказывании?
1)–умеренность-здоровье души
- бери от жизни все
8)-кто не работает- тот не ест
-работа – последнее прибежище в жизни для тех, кто больше ничего не умеет
7)-просите- и дадут вам, ищите- и найдете, стучите –и откроют вам
-каждого незнакомца считай вором
3)На добро отвечать добром –дело каждого, на зло добром- дело отважного
- гнев слаще меда
5)не стремись быть первым во вселенной
-лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.
9)- не стоит прогибаться под изменчивый мир
- один в поле не воин
4)оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности
2) –рука дающего не оскудеет
- деньги отпирают все двери
6)-великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий
-нам мало добиться успеха, надо еще , чтобы друзья наши потерпели крах.
Воспитатель :1)Народная мудрость всегда показывает нравственные ориентиры жизни человека, наставляет его на верный путь.
2)Человеческая добродетель нашла свое выражение в русских народных пословицах.
Вопросы: о чем эти пословицы, что они нам советуют?
-добро поощряй, а зло порицай
1) в себе поощряй добро, отвергай, старайся не допускать недобрые мысли, не совершать плохих поступков, стремись избавиться от плохих поступков.
-истинное добро всегда просто
- жизнь дана на добрые дела.
- каков есть- такова и честь
-добрым быть- добрым и слыть
-спеши делать добро
-делай хорошее для других- сам станешь лучше
-что в другом не любишь- того и сам не делай.
Воспитатель: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКИМ НРАВСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОБЛАДАЕТ ЧЕЛОВЕК, КАКОВЫ ЕГО МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
(Слайд 3)
Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)
.Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)
Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)
Воспитатель: Мы поговорим сегодня о том, что такое - “Чужая боль”. В чем заключает умение человека чувствовать чужую боль?
1)Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.
(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)2)Боль - ощущение страдания
(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)3) Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?
Воспитатель В каждом маленьком случае, В каждом горе и счастье
Мир приучен к сочувствию, Мир приучен к соучастию.
Равнодушие не свойственно Каждой клетке моей!
Презираю спокойствие Закрытых дверей.
Воспитатель: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:
"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"
Вопрос ко всем:
А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку? Как это происходит? Как не допустить этого?
( обсуждение)
ВЫВОД: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного человек
Воспитатель: КАКИЕ ПРИМЕРЫ ДУШЕВНОЙ ЧУТКОСТИ, УМЕНИЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ ЧУЖУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ИЛИ ДУШЕВНУЮ БОЛЬ КАК СВОЮ ВЫ МОГЛИ БЫ ПРИВЕСТИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?
( произведение, автор, какой герой в какой ситуации смог проявить душевную чуткость, почувствовать чужую боль ?)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фрагмент из фильма А. Грина «АЛЫЕ ПАРУСА»
“Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.
Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.
Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное
нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.
Воспитатель: Все мы очень разные. Но каждый из нас --человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.
Очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:
Будь же сам к себе построже,
И добрее к прочим людям, -
Ведь и ты шагаешь тоже
По тропинкам чьих-то судеб.
Воспитатель 2 взвода 7 курса Д. Воронов